Руководство Японии намерено приобрести новейшие крылатые ракеты зарубежного производства для сил самообороны страны (ССЯ). По данным китайских источников, в 2018 г. в оборонном бюджете Японии предусмотрено выделение 19,38 млн. долл. США на закупку установочной партии крылатых ракет типа JSM (пр-во Норвегии) и 260 тыс. долл. США на приобретение партии КР типа JASSM и LRASM (пр-во США).
Китайские специалисты отмечают, что приобретение небольшого количества данных ракет необходимо авиационным подразделениям ССЯ для проверки возможностей бортовых систем истребителей национального производства и отработки новых тактических приемов, основанных на ТТХ импортных КР. Кроме того, представители ОПК Японии получат доступ к новейшим крылатым ракетам для их изучения, копирования отдельных узлов и серийного выпуска на территории страны.
Новейшие крылатые ракеты JSM для ССЯ
В совместном проекте по созданию малозаметной компактной противокорабельной ракеты NSM для надводных кораблей и береговых пусковых установок (начат в 2007 г.) участвуют предприятия ОПК Норвегии, США, Австралии и Республики Корея. Известно, что данная ПКР в перспективе войдет в номенклатуру средств поражения корветов проекта LCS ВМС США, фрегатов проекта «Нансен» ВМС Норвегии, фрегатов (F125), корветов (F130) и дизель-электрических ПЛ ВМС Германии. Модель JSM также планируют к принятию на вооружение ВМС Польши.
Именно на базе данной ПКР разработана новейшая крылатая ракета воздушного базирования (КРВБ) под обозначением JSM (Joint Strike Missile). К настоящему моменту официальный Токио принял решение об участии в разработке данного боеприпаса, который по своим ключевым характеристикам (дальность пуска, линейные размеры, радиолокационная заметность) превосходит продукт компании «СААБ» (Saab) – ПКР RBS-15.
Согласно китайским публикациям, конструкторам из четырех стран удалось разработать более эффективную систему слежения за рельефом. Кроме того, в качестве основного способа наведения выбран инфракрасный, что в основном характерно для управляемых ракет класса «воздух-воздух» малой дальности. Инфракрасный модуль состоит из двух компонентов, что обеспечивает широкий угол обзора и обнаружения цели. Помимо прочего, система наведения создана по принципу открытой платформы, что позволяет оперативно адаптировать ее под конкретные типы самолетов ВВС стран-участниц проекта.
Оценки ТТХ КРВБ
Благодаря использованию воздушного носителя норвежским и американским специалистам удалось увеличить массу боевой части со 145 до 230 кг. Одновременно, чтобы разместить КР во внутреннем ракетно-бомбовом отсеке истребителя F-35, им пришлось изменить конструкцию крыльевых поверхностей: сделать их складными.
К настоящему моменту КРВБ JSM успешно прошла испытания при пусках с истребителей F-16. Теперь перед разработчиками стоит задача внедрить ракету в состав авиационных средств поражения (АПС) истребителей ВВС и ВМС типа F/A-18, а к 2021 г. в состав вооружения малозаметных истребителей пятого поколения F-35.
Новейшие крылатые ракеты воздушного базирования JSM имеют следующие основные тактико-технические характеристики:
– длина: 3,9 м;
– масса: 402 кг;
– дальность пуска: 556 км (при высокой траектории);
– дальность пуска: 185 км (при низкой траектории).
По сравнению с исходной моделью ПКР NSM уменьшение длины КРВБ стало возможным, поскольку при пуске с воздушного носителя данную ракету не требуется оснащать твердотопливным ракетным ускорителем. Китайские конструкторы обратили внимание на изменение формы и месторасположения воздухозаборников для турбовентиляторного двигателя КР JSM. Они расположены вдоль профилированных бортов корпуса ракеты, тогда как у NSM воздухозаборник находится под нижним срезом корпуса.
По данным китайских источников, двухканальная система обратной связи стандарта Link 16 обеспечивает устойчивое получение пилотом самолета-носителя данных от аппаратуры наведения ракеты. Сама инерциальная система наведения JSM дополнена приемником системы глобального позиционирования GPS и оборудованием слежения за рельефом. Кроме того, в ее состав внедрен инфракрасный модуль, позволяющий точно поражать цель на фоне холодной морской воды в акваториях Желтого и Японского морей.
Новейшие крылатые ракеты типа JSM в первую очередь предназначены для комплектования истребителей F-35A/C. В этой связи, они оснащены датчиками температуры (на случай перегрева при размещении во внутреннем ракетно-бомбовом отсеке) и рассчитаны на хранение в оружейных отсеках авианосцев.
Силовая установка рассматриваемой КР имеет независимый компьютер управления для точного расчета ускорения на конечном участке полета. По мнению китайских конструкторов, при пусках с большой высоты и сочетании высотного и маловысотного режимов полета рассматриваемая КР вполне сможет поражать надводные цели на дальности до 280 км.
Согласно оценкам китайских специалистов, после 2021 г. морская авиация Японии сможет получить вполне интеллектуальную КРВБ с высокой дозвуковой скоростью. Ракета позволит эффективно бороться с надводными кораблями малого и среднего водоизмещения.
Крылатые ракеты JASSM и LRASM для ССЯ
Как известно ракета JASSM, которую выпускает корпорация «Локхид-Мартин», принята на вооружение ВВС США под обозначением AGM-158. Она отличается от другого известного боеприпаса AGM-154 предназначенного для поражения наземных целей тем, что первый боеприпас – это полноценная ракета с двигателем, а второй – планирующая оперенная бомба. В отношении JASSM известно, что данная КР разработана в рамках проекта TSSAM (универсальная КР большой дальности для СВ, ВМС и ВВС), начатого еще в 1987 г.
В результате проведенных работ, конструкторы корпорации «Локхид-Мартин» создали авиационный дозвуковой боеприпас длиной 4,27 м. и массой 908 кг. Ракета обладает пониженной радиолокационной заметностью (наименее заметна в метровом диапазоне) и оснащена двухкомпонентной системой наведения (слежение за рельефом и инфракрасное распознавание цели). На среднем участке полета КР действует, благодаря инерциальной системе навигации с дополнительным блоком GPS – т.е. бортовой компьютер сверяет данные системы глобального позиционирования с электронной картой местности.
Китайские специалисты отмечают, что AGM-158 вполне подлежит обнаружению современными двухканальными РЛС с ФАР или РЛС истребителей. Возможность обнаружения данной ракеты обусловлена тем, что не вся поверхность ее корпуса выполнена из материала, поглощающего излучение РЛС вероятного противника. Очевидно, что американские производители рассчитывали компенсировать этот недостаток за счет сложной формы корпуса ракеты, который практически лишен острых углов. Кроме того, воздухозаборник имеет сложную форму и профиль, который не выступает за пределы корпуса ракеты.
Модификация JASSM-ER
Конструкторами корпорации «Локхид-Мартин» разработано три модификации КР JASSM, а именно AGM-158A/B/C. Выпуск модификации А уже прекращен, поскольку дальность не превышает 370 км.
Модель AGM-158B имеет условное обозначением JASSM-ER (разработка начата в 2002 г.) и после обретения полной боевой готовности принята на вооружение в 2014 г. Данный боеприпас отличается от предыдущей версии двигателем повышенной мощности, топливным баком увеличенного объема, сниженным расходом топлива, модернизированной операционной системой и головной частью наведения. Благодаря проведенной модернизации, максимальная дальность пуска составляет 925 км.
Как сообщают китайские обозреватели, ракета JASSM-ER является основой для разработки перспективной ракеты с повышенной стойкостью к помехам в микроволновом диапазоне. Вероятно, боевая часть перспективной ракеты будет специальной (масса фугасной БЧ составляет 400 кг.), однако у ВВС США пока нет подходящего носителя для подобного боеприпаса.
В настоящий момент данная КР находится на вооружении ВВС США (истребители F-16, F/A-18; бомбардировщики В-1В и вероятно В-2), Польши (истребители F-16 Block 52+), Финляндии (истребители F/A-18) и Австралии (истребители F/A-18). По данным китайских источников, в настоящее время специалисты ВВС и ОПК США работают над программным обеспечением, позволяющим экипажам истребителей-бомбардировщиков F-15 и бомбардировщиков В-52 применять данный боеприпас.
КР LRASM
В отношении КР типа LRASM известно, что она разработана на базе упомянутой выше AGM-158A. Фактически это третья модификация ракеты JASSM, получившая обозначение AGM-158С.
По данным китайских источников, американские специалисты обеспечили достижение полной боеготовности данного боеприпаса только в августе 2017 г. Основными отличиями LRASM являются увеличенная до 1100 кг масса и телевизионная аппаратура наведения, которая внедрена в модульную систему наведения.F6 Модель LRASM / найти в своей базе
Тестовые пуски данной ракеты прошли с использованием палубных истребителей F/A-18 E/F «Супер Хорнет». В дальнейшем основной платформой будут истребители F-35 B/C. По оценкам китайских специалистов, достижение полной боевой готовности этих новейших крылатых раке в ВВС США ожидается в 2019 г.
В перспективе дальность пуска будет увеличена (сейчас составляет 500 км.) за счет установки нового турбовентиляторного двигателя. Известно, что в корабельном варианте запуск ракеты LRASM из вертикальной пусковой установки Мк.41 обеспечен за счет твердотопливного ускорителя от ПЛУР ASROC. (Дополнительно о КР LRASM)
Выводы
Китайские специалисты отмечают, что КР типа JSM/NSM еще находится в стадии доработки самой компанией «Консберг» (Kongsberg, Норвегия). В этой связи, ее приобретение для сил самообороны Японии является стратегическим долгосрочным решением. Японские специалисты к 2021 г. получат исходный боеприпас с широкими возможностями для модернизации.
Фактически, средства, которые официальный Токио выделит на закупку JSM, будут переданы компании «Kongsberg» для продолжения работ над боеприпасом и развития версий ракеты для береговых войск и подводных лодок.
Китайские специалисты указывают, что в перспективе КР ССЯ, созданные на базе норвежской JSM, смогут обладать высокой стойкостью к радиолокационным помехам. Данный факт имеет важное значение, поскольку системы РЭБ кораблей ВМФ РФ и ВМС НОАК позволяют ставить массивные и направленные помехи для радиолокационных головных частей наведения КР и ПКР.
По оценкам китайских специалистов, японские разработчики чрезвычайно заинтересованы в приобретении КР типа JSM. Данная модель обладает большим потенциалом для модернизации. При ее небольших размерах и малой радиолокационной заметности ракета является идеальным вариантом для перспективных боевых кораблей прибрежной зоны, разработка которых ведется в настоящее время.
В отношении перспективных кораблей прибрежной зоны ВМС Японии (проект 30DX) китайским специалистам известно, что, фактически, это будут сторожевые корабли с усиленным составом противолодочного вооружения. Новейшие крылатые ракеты типа JSM позволят поражать надводные корабли противника на дальности около 300 км.
По оценкам китайских аналитиков, корабли подобного назначения будут развернуты, в первую очередь, на юго-западных рубежах Японии, поскольку официальный Токио планирует серьезно расширить возможности МССЯ на южно-китайском направлении.
Сопоставимая дальность поражения будет достигнута и при применении данной КР с противолодочных самолетов, истребителей, а кроме того, ожидается, что и при пусках с подводных лодок. Сообщается, что в настоящее время норвежские специалисты ведут работы по совершенствованию конструкции модификации КР, предназначенной для пусков из торпедных аппаратов (с применением специального пускового футляра).
[sendpulse-form id=»2230″]
В отношении КР американского производства вполне очевидно, что данные боеприпасы позволят ССЯ резко повысить свои боевые возможности в ближайшей перспективе. Это неблагоприятно скажется на безопасности в регионе, что беспокоит официальный Пекин и в частности Командование ВМС НОАК.
Подводя итог вышесказанному, китайские специалисты отмечают, что принятие на вооружение нового и современного иностранного вооружения повлечет за собой определенные трудности. В частности, ССЯ потребуется имплементировать все процедуры по хранению, обслуживанию и применению рассмотренных боеприпасов, что возможно только при квалифицированной помощи американских специалистов.
По материалам китайского специализированного военно-технического издания «Вооружение»
Ваши комментарии