За время строительства авианосца «Ляонин» и формирования первой боеспособной АУГ кораблестроители и командование ВМС Китая получили достаточный технологический и оперативный опыт. Дальнейшее развитие событий показывает, что авианесущие корабли могут стать ведущей ударной силой НОАК в мировом океане.
Предлагаемая статья завершает тему авиационных ударных групп ВМС Китая, начатую в первых двух частях:
Палубная авиация Китая: состояние и перспективы
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Авианосец «Шаньдун»
В 2012 г. китайским судостроителям стало понятно, что они смогут самостоятельно построить однотипный корабль, и в августе 2013 г. была начата резка металла для корпуса второго авианосца, который получил наименование «Шаньдун» и бортовой номер 17. В ноябре 2013 г. китайские специалисты приступили к сборке крупных секций в закрытом цехе, а в марте 2015 г. началась сборка корпуса в сухом доке. Корпус был полностью сформирован к 27 октября 2016 г.
Одновременно велась работа над проектированием основной мачты корабля, которую решили заимствовать у эскадренных миноносцев проекта 052D. В ноябре 2016 г. была завершена установка основного бортового оборудования, что позволило за период с 11 по 17 марта 2017 г. провести подготовку к спуску на воду. Спуск корабля на воду состоялся 23 апреля 2017 г. Через три дня официально на авианосце был поднят флаг ВМС НОАК.
Впервые силовые установки «Шаньдуна» были запущены в тестовом режиме 10 июля 2017 г., в сентябре корабль самостоятельно выполнил отход от причальной стенки и швартовку при помощи буксиров.
По данным из китайских источников, в период с 16 по 20 апреля 2018 г. приемо-сдаточная команда «Шаньдуна» подготовила корабль к первому ходовому испытанию. Проверка состоялось в заданном квадрате Желтого моря в период с 20 по 27 апреля 2018 г. Фактически корабль впервые вышел в море 23 апреля 2018 г. Известно, что в рамках первого выхода в море на палубу корабля совершил посадку вертолет ПЛО «Чжи-18F».
В настоящее время «Шаньдун» направлен в первый межфлотский переход и следует в Южно-Китайское море. В процессе перехода экипаж проведет испытания силовой установки – корабль будет периодически развивать максимально возможную скорость и поддерживать ее в течение не менее шести часов. Кроме того, летчики палубной авиации выполнят серию взлетов и посадок с палубы. Проверять функциональные возможности системы управления полетами (СУП) корабля, тормозную систему и другие компоненты – авиационные лифты, систему заправки топливом, газоотбойные щиты и т.д.
Основные районы проведения испытаний авианесущих кораблей ВМС НОАК, построенных в г. Далянь
Период учебного мероприятия | Район проведения | Задачи |
27.04.2018 – 04.05.2018 | 38°51.41′ — 121°38.12′ 38°34.12′ — 121°38.12′ 38°33.55′ — 121°07.51′ 38°48.13′ — 121°14.03′ | Ходовые испытания корабля Проверка силовой установки на «отказ» Проверка маневренности при условной торпедной атаке |
По мере необходимости | 38°55.06′ — 121°57.30′ 38°55.00′ — 121°05.00′ 38°49.00′ — 121°05.00′ 38°49.00′ — 120°57.30′ | Проверка палубных систем и РЛС Проверка слаженности действий кораблей АУГ ВМС НОАК |
Особенности конструкции
По оценкам китайских и иностранных специалистов, основное изменение, внесенное в конструкцию авианосца – это форма и размеры палубной надстройки корабля. По сравнению с проектом «Ляонина» она уменьшена на 10–15%, что позволило выделить два дополнительных места для палубных истребителей.
Китайские специалисты перепроектировали внутренние помещения надстройки. Они разделили ходовой мостик на верхнюю и нижнюю секции, что положительно сказалось на размещении группы управления действиями авиации.
К внешним отличиям следует также отнести размещение новых РЛС наблюдения за воздушной обстановкой H/LJG-346A (S-диапазон). Станции заимствованы у эскадренных миноносцев проекта 052D. Кроме того, китайские специалисты внесли некоторые изменения в компоновку кормовой части летной палубы, что позволило увеличить ее полезную площадь.
По данным китайских источников, по сравнению с «Ляонином» конструкторам удалось увеличить на 25% вместительность авиационного ангара и емкость танков для авиационного топлива.
Стоимость строительства «Шаньдуна» оценивается в 50 млрд. юаней. При этом, стоимость бортового радиоэлектронного оборудования достигает 10 млрд. юаней. Для сравнения: общая стоимость палубной авиагруппы в составе 28 истребителей «Цзянь-15» и 16 вертолетов составит 20 млрд. юаней.
Авианесущие корабли – основа будущих АУГ
В настоящее время на судостроительном предприятии «Цзяннань Чансин» в г. Шанхай заложен третий и, вероятно, атомный авианесущий корабль для ВМС НОАК.
По оценкам обозревателей китайских специализированных военно-технических изданий, если судостроительные предприятия продолжат строить один авианосец каждые пять–шесть лет, то поскольку, третий заложен в 2018 г., соответственно четвертый и пятый авианесущие корабли будут заложены в 2024 г. и 2030 г. Значит, строительство шестого корабля начнется в 2036 г.
Однако, существует вторая точка зрения. Согласно ей китайские судостроительные предприятия выполнят программу создания шести авианосных ударных групп (АУГ) из расчета, что строительство четвертого, пятого и шестого авианесущих кораблей начнется в 2024, 2027 и 2030 гг. соответственно. Таким образом, крайняя АУГ достигнет полной боеготовности не позднее 2035 г.
Третий и четвертый авианосцы при полном водоизмещении около 80 тыс. тонн получат прямую взлетную палубу с двумя или тремя электро-магнитными катапультами (ЭМК). При этом, пока не удается установить тип силовой установки. По оценке спецслужб США, полное водоизмещение пятого и шестого кораблей может достигнуть 110 тыс. тонн.
Авианесущие корабли полной боеготовности
Следует отметить, что процесс получения статуса «полная боеготовность» рассчитан из срока 41 месяц, который состоит из следующих этапов:
- проверка всех элементов и возможностей авианосца в заданных морских районах – 21 месяц;
- проведение контрольных межфлотских походов – 2 месяца;
- слаживание состава палубной авиагруппы в дивизионном учебном центре и в процессе походов – 10 месяцев;
- учебно-контрольные мероприятия экипажа авианосца – 5 месяцев;
- слаживание действий экипажа авианосца с экипажами других кораблей АУГ – 3 месяца;
- участие в межвидовых учениях – 1 месяц.
Организация учебно-контрольных мероприятий боевой подготовки АУГ ВМС НОАК в апреле 2018 г.
Период учебного мероприятия | Координаты морского учебного района (МУР) | Задачи | Примечание |
05.04.2018 – 11.04.2018 | 19°16.5′ — 110°38.5′ 19°13.0′ — 110°53.5′ 18°55.0′ — 110°48.5′ 19°00.5′ — 110°31.5′ (побережье провинции Хайнань) | Проверка слаженности действий экипажей кораблей АУГ и палубной авиагруппы по: – отражению массированных авиационных и ракетных налетов с разных направлений; – обнаружение и «уничтожение» подводных лодок вероятного противника; – оборона стратегического объекта на суше; – прикрытие действий морского десанта | МУР открыт впервые |
11.04.2018 – 13.04.2018 | 18°15.30′ — 109°49.72′ 18°15.30′ — 110°09.10′ 17°37.0′ — 110°09.10′ 17°37.0′ — 108°55.92′ 18°13.00′ — 108°55.92′ 18°13.00′ — 109°24.73′ 18°11.30′ — 109°28.80′ (побережье провинции Фуцзянь) | Боевые стрельбы палубной авиации и кораблей АУГ и КПУГ ВМС НОАК Демонстрация корабельного состава АУГ и КПУГ и морских десантных групп ВМС НОАК Председателю КНР Си Цзиньпину | МУР открыт повторно с 1996 г. |
18.04.2018 – 23.04.2018 | 24°52.9′ — 118°50.0′ 24°52.9′ — 118°55.9′ 24°42.6′ — 118°55.9′ 24°42.6′ — 118°55.0′ (морской район Хуаняндао в районе г.Чжоушань) | Боевые стрельбы палубной авиации и кораблей АУГ и КПУГ ВМС НОАК | МУР эпизодически используется для испытаний корабельного вооружения |
24.04.2018 – 25.04.2018 | 30°08.47′ — 122°32.94′ 30°04.13′ — 122°31.16′ 30°04.08′ — 122°39.94′ 30°00.69′ — 122°35.88′ | Боевые стрельбы палубной авиации и кораблей АУГ и КПУГ ВМС НОАК | В указанном МУР систематически проходят учебно-контрольные мероприятия боевой подготовки |
Совместные учения ВМС и ВВС Китая
По данным китайских источников, в период с 5 по 11 апреля 2018 г. состоялись крупнейшие межвидовые учения ВМС и ВВС НОАК. В мероприятии приняли участие 78 летательных аппаратов как береговой, так и морской авиации (МА). Известно об участии следующих типов самолетов:
– 10 истребителей-бомбардировщиков МА ВМС НОАК «Цзяньхун-7»;
– 4 истребителя МА ВМС НОАК «Цзянь-10АН»;
– 8 истребителей ВВС НОАК «Цзянь-11ВН»;
– 8 истребителей МА ВМС НОАК «Cу-30МК2»;
– 9 палубных истребителей «Цзянь-15» (АУГ «Ляонин»);
– 6 стратегических бомбардировщиков ВВС НОАК «Хун-6М»;
– 3 самолета-заправщика ВВС НОАК «Хунёу-6»;
– 3 самолета-заправщика ВВС НОАК «Ил-78»;
– 2 самолета дальнего радиолокационного дозора и наведения (ДРДиН) «Кунцзин-200» и один «Кунцзин-500»;
– 3 самолета ПЛО МА ВМС НОАК «Гаосинь-6».
Сценарий и задачи
Истребители-бомбардировщики «Цзяньхун-7», действуя под прикрытием легких истребителей «Цзянь-10АН», имитировали налеты на АУГ ВМС НОАК и пуски противокорабельных ракет (ПКР). Более тяжелые истребители «Цзянь-11ВН» обеспечивали прикрытие стратегических бомбардировщиков «Хун-6М», которые имитировали действия сверхзвуковых бомбардировщиков В-1В «Фехтовальщик» ВВС США.
Следует отметить, что если «Цзяньхун-7» совершали налет со стороны о. Хайнань, то «Хун-6М» выполняли заход на цель с максимально «правдоподобного направления» – из воздушных районов над акваторией Южно-Китайского моря.
Дозаправку бомбардировщиков обеспечивали самолеты-заправщики «Хунёу-6». Истребители же «Цзянь-11ВН» и «Цзянь-10АН», при необходимости, получали топливо от трех Ил-78, которые передислоцированных из Центрального военного округа. Истребители Су-30МК2 МА ВМС НОАК задействовались для отработки учебных воздушных боев на средней и малой дистанциях.
Самолеты ДРДиН использовались в интересах отработки действий при обороне АУГ в ближнем морском районе, тогда как самолеты ПЛО «Гаосинь-6» выполняли поиск подводных лодок вероятного противника. Действия противника поочередно имитировали три атомные подводные лодки (одна проекта 094 и две проекта 093В) и три дизель-электрические ПЛ проекта 039 в модификациях А,В и G.
Подготовка личного состава авианесущих кораблей
Подготовка экипажей авианосцев организована на двух судах обеспечения учебного процесса (СОУП) с бортовыми номерами 88 и 89. Суда построены на верфях компании Guangzhou Shipyard International Company Limited (ранее – 433-й судостроительный завод ВМС НОАК), входящей в состав Китайской государственной кораблестроительной корпорации.
Известны следующие ТТХ судов обеспечения учебного процесса: длина – 219 м, ширина – 28 м, осадка – 8 м, полное водоизмещение – 23200 тонн.
В качестве силовой установки СОУП используются два дизельных двигателя, которые передают крутящий момент на два вала с винтами постоянного шага. Максимальная скорость судна 17 узлов (по другим данным – 20), дальность плавания экономичным ходом 8 тыс. миль.
На борту оборудованы классы для команды авианосца, а для летчиков палубной авиации установлены пилотажные тренажеры. На время учебного похода на судне возможно размещение 2,5 тыс. военнослужащих. Запасов продовольствия и топлива достаточно для плавания продолжительностью в 21 день.
Задачи и перспективы действий палубной авиационной группы (ПАГ) ВМС НОАК
Командир авианосца «Ляонин» получает приказ о выходе в море только от Командующего ВМС НОАК. Это полностью соответствует руководящему принципу «Основное руководство у Центрального Военного Совета, Основные боевые действия в море, Строительство вида вооруженных сил как главное», сформулированному Председателем КНР Си Цзиньпинем.
К настоящему моменту китайские стратеги определяют следующие задачи для палубной авиационной группы ВМС НОАК:
- Взаимодействие с авиационными подразделениями/соединениями ВВС НОАК в Тайваньском проливе.
- Патрулирование и перехват самолетов-нарушителей над акваторией Южно-Китайского моря.
- Обеспечение безопасности мореплавания в акватории Индийского океана.
- Демонстрация военного присутствия у берегов государств Ближнего Востока и Африки, защита национальных интересов и инвестиций, прикрытие действий морского десанта.
В случае необходимости выполнения любой из указанных задач в ближайшие пять лет командир авианосца должен осознавать, что его ПАГ не является полноценной, поскольку оборонно-промышленный комплекс КНР пока не начал серийный выпуск самолетов РЭБ и ДРДиН (подробнее…). В этой связи выделим возможные этапы эволюции тактики действий ПАГ ВМС НОАК.
Эволюция тактики палубных авиационных групп
Этап первый (5–10 лет)
Вполне вероятно, что к 2020–2022 гг. первые палубные самолеты РЭБ «Цзянь-15D» поступят на вооружение ВМС НОАК. Тогда в составе каждой ПАГ будут две дежурные пары истребителей «Цзянь-15» и дежурная пара самолетов РЭБ «Цзянь-15D». Такое общее количество дежурных самолетов обусловлено размерами палубы «Ляонина» и возможностями безопасного размещения и старта самолетов.
По мере отработки наиболее оптимального порядка размещения самолетов в ангаре и порядка действий палубной команды и летчиков (вероятно к 2025 г.) возможно увеличение дежурных сил истребителей до 10 ед., а самолетов РЭБ до 4–6 ед.
По мере необходимости палубная команда начнет готовить самолеты-заправщики с подвесными агрегатами заправки. Одновременно предприятия ОПК КНР будут активно вести работу по подготовке малозаметных палубных истребителей, разведывательно-ударных БПЛА, а также дронов-заправщиков. Последние обеспечат увеличение боевого радиуса для пилотируемой авиации.
Этап второй (10–15 лет).
К 2030 г. на палубе авианосца будут на постоянной основе размещать шесть дежурных истребителей. Однако, в первой «волне» палубная команда обеспечит вылет 16 боевых машин двух типов – «Цзянь-20Н» и «Цзянь-15G».
Этап третий (15–20 лет)
К 2035 г. в состав ПАГ войдут два типа БПЛА – разведывательный и воздушный танкер. Аппараты первого типа выполняют передовую разведку и наблюдение. БПЛА второго типа находятся в зоне ПВО кораблей АУГ и обеспечивают дозаправку пилотируемых истребителей.
Из расчета 16 истребителей в воздухе должно быть не менее 4 беспилотных заправщиков. Разведывательные БПЛА обеспечивают обнаружение надводных целей и наведение на них ПКР, которыми вооружены пилотируемые истребители.
Этап четвертый (20–25 лет)
К 2040 г. в составе ПАГ останутся разведывательно-ударные БПЛА, беспилотные заправщики, а из пилотируемых летательных аппаратов только палубные самолеты ДРДиН.
Соотношение пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, поднимаемых в первом эшелоне, с учетом одновременного действия двух авианосцев на разных этапах
Тип летального аппарата/Этап | Первый | Второй | Третий | Четвертый |
Истребитель «Цзянь-15» | 20 | 30 | 20 | — |
Самолет РЭБ | 4 | 4 | — | — |
Самолет ДРДиН | — | 4 | 4 | 4 |
Вертолет ДРДиН | 4 | — | — | — |
Малозаметный истребитель «Цзянь-20н» | — | 10 | 15 | — |
Разведывательный БПЛА | — | — | 6 | — |
БПЛА воздушной заправки | — | — | 5 | 8 |
Многофункциональный ударный БПЛА | — | — | — | 40 |
По материалам журнала «Корабельное вооружение». Пекин. Изд-во Китайской кораблестроительной промышленной корпорации.
Читайте также по теме:
Морской шелковый путь как часть стратегии развития Китая
Новый авианосец Китая: строительство началось
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
спасибо за информацию о месте проведения стрельб,Собирался туда в отпуск лететь!