Американская перспективная противокорабельная крылатая ракета большой дальности

Министерство обороны США ведет активный поиск современного наступательного оружия, способного повысить огневые возможности подчиненных соединений при ведении войны на море. В этой связи с 2018 г. на вооружение армии США поступит новая противокорабельная крылатая ракета большой дальности.

В армиях многих государств мира нашли широкое распространение противокорабельные ракеты с дальностью пуска от 300 морских миль. Все чаще потенциальные противники принимают на вооружение более эффективные систем ПВО/ПРО. Обозначенный тренд сделал поиск современного наступательного оружия новым приоритетом Пентагона.

Противокорабельная крылатая ракета – состояние дел

Перспективная противокорабельная крылатая ракета (ПКР) большой дальности (Long Range Anti-Ship Missile, LRASM) в августе 2015 г. получила официальное обозначение AGM-158C.

Противокорабельная крылатая ракета LRASM
Противокорабельная крылатая ракета LRASM

В настоящее время LRASM применяется только в варианте воздушного базирования. Вместе с тем, уже в 2013-14 гг. подтверждена ее пригодность к запуску из корабельных систем вертикального старта (Vertical  Launch System, VLS-Silos). Использование новой ПКР в варианте морского базирования для стрельбы из вертикальных пусковых установок боевых кораблей намечено на 2024 год.

Оружие для поражения надводных целей

Обе системы вооружения (воздушного и морского базирования) разрабатываются в рамках программы “Наступательное оружие для уничтожения надводных целей” (Offensive Anti-Surface Weapon, OASuW).

В соответствие с доктриной строительства ВМС США программа отражает возросшую важность поражения значимых надводных целей в открытом море. По мнению экспертов, этой способности в ВМС США длительное время не уделялось должного внимания. Приоритет отдавался борьбе с береговыми целями и проведению патрульных операций в прибрежных водах.

Этапы реализации программы

Программа OASuW реализуется в два этапа. Первый стартовал в 2009 г. и включал проектирование и создание LRASM. Проект стал совместной разработкой агентства передовых оборонных исследований министерства обороны (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA), ВМС и ВВС США.

Первоначально, противокорабельная крылатая ракета изготавливается компанией «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) в количестве 90-110 единиц. На это отведен период с 2017 по 2019 гг. Министерство обороны США в июле 2017 г. уже объявило о покупке первых 23 LRASM воздушного базирования. Начало серийной поставки изделия американским ВВС намечено на сентябрь 2018 г.

Согласно публикациям, стратегический бомбардировщик B-1 сможет нести до 24 указанных ПКР. Использование ракет LRASM истребителями ВМС моделей F/A-18E/F предусматривается с 2019 г. В дальнейшем намечено оснащение ракетой LRASM истребителей-бомбардировщиков F-35.

На втором этапе программы новая противокорабельная крылатая ракета примет участие в конкурсе по выбору перспективного оружия большой дальности для оснащения кораблей ВМС США.

Транспортировка LRASM для загрузки в В-1
Транспортировка LRASM для загрузки в В-1

Технические особенности проекта LRASM

Исходным изделием для разработки LRASM послужила ракета класса «воздух-земля» увеличенной дальности AGM-158b JASSM-ER (Joint Air-to-Surface Standoff Missile — Extended Range) производства компании «Локхид Мартин». Для использования в качестве противокорабельной JASSM-ER оснащается новыми сенсорами и системами авионики.

Исходная модель КР AGM-158 JASSM
Исходная модель КР AGM-158 JASSM

Вновь разработанная модель имеет длину 4,3 м и весит 1100 кг, включая 450 кг двойного заряда высокоэнергетической фрагментированной боевой части (БЧ). Устройство БЧ обеспечивает детонацию ее основного заряда во внутренних помещениях корабля.

Полет по маршруту и дальность пуска

Полет по маршруту LRASM осуществляет на средней высоте. С приближением к району цели происходит снижение до малой высоты. Для преодоления системы ПВО/ПРО противника противокорабельная крылатая ракета выполняет так называемый маневр «скольжения по морю» (Sea Skimming).

Согласно данным, представленным DARPA, скорость полета находится в диапазоне высоких дозвуковых скоростей, а дальность пуска составляет «более 200 морских миль». Насколько фактические показатели превышают заявленную дальность – не сообщается. Точные характеристики оружия остаются  конфиденциальными.

Специалисты отмечают, что послужившая в качестве исходной ракета JASSM-ER имеет дальность пуска 500 морских миль. Однако, установка на LRASM специального оборудования для поражения морских целей снижает ее эффективный боевой радиус. Вместе с тем, даже в самом худшем случае LRASM, вероятно, будет иметь тройной рабочий диапазон оперативных дальностей пуска. Аналогично ПКР «Гарпун», разработанной в семидесятых годах ХХ века.

Низкий уровень излучения

Дополнительным преимуществом новой ракеты считается ее лучшая защищенность от электронных средств обнаружения ПВО/ПРО противника. Эффект достигается низким уровнем электромагнитного и инфракрасного излучения. Решающим, по оценкам экспертов, является тот факт, что противокорабельная крылатая ракета выполняет свою задачу почти исключительно с использованием пассивных датчиков.

В полете ПКР ограничивается короткими сигналами передачи летных параметров и короткими радиолокационными импульсами. Такая тактика сводит к минимуму электромагнитное излучение и усложняет обнаружение ракеты силами корабельной ПВО/ПРО.

Схема полета и наведения LRASM
Схема полета и наведения LRASM

Cистема наведения ракеты

Противокорабельная крылатая ракета LRASM получила систему наведения, обеспечивающую ее независимость от внешних средств разведки и навигации. В полете ракета способна получать обновленные координаты цели и сигналы управления от носителя (самолета или корабля), а также от  разведывательных самолетов или БПЛА.

В случае обрыва каналов передачи данных (включая GPS) управление LRASM передается бортовому автономному модулю. При этом, подключается введенная в бортовую память перед стартом общая картина обстановки в районе цели. В случае помех для системы GPS дополнительно задействуется инерциальная навигационная система ПКР. Войдя в район цели, для уточнения актуальной обстановки система наведения на короткое время включает бортовую РЛС LRASM.

На конечном участке полета

На конечном участке траектории полета ПКР передает процесс отслеживания места положения и идентификации цели исключительно электронно-оптическим и пассивным радиочастотным сенсорам. Компьютер ракеты сравнивает получаемую от них информацию с бортовой базой данных и введенным перед стартом профилем корабля-цели.

Согласно заявленным требованиям, система наведения гарантирует распознавание между различными кораблями соединения, даже если в строю имеется несколько кораблей одного типа. В случае невозможности надежной идентификации цели LRASM должна прервать атаку, чтобы исключить опасность поражения третьих судов.

Итоги испытаний противокорабельной крылатой ракеты

Тестовые пуски с бомбардировщиков B-1 ВВС США прошли в 2013-15 гг. Как сообщается, LRASM подтвердила свои характеристики во всех испытательных пусках.

Запуск ПКР LRASM с бомбардировщика В-1
Запуск ПКР LRASM с бомбардировщика В-1

Предъявляемым требованиям соответствовали параметры подхода к району атаки и идентификация назначенного корабля-цели (при наличии нескольких кораблей в строю). Ракета корректно выполняла маневр уклонения перед препятствиями в бреющем полете.

ВМС США осенью 2015 г. начали испытание пригодности ПКР для применения  истребителями F/A-18. Тестирование LRASM продолжатся до 2019 г.

Планируется, что ВВС и ВМС приобретут (включая первичное производство) в общей сложности 464 ракеты LRASM на сумму 1,4 млрд. долл. США. Отмечается перспективность дальнейшего развития проекта LRASM для развертывания на подводных лодках.

Существуют также предложения по уменьшению веса боеголовки с целью увеличения дальности стрельбы до 1000 морских миль. Данная модификация сможет применяться как против морских, так и наземных целей. Варианты развития крылатой ракеты находятся в стадии рассмотрения, но не является частью официального плана.

Испытательный пуск LRASM с самолета F-18
Испытательный пуск LRASM с самолета F-18

Второй этап программы

Объявление второго этапа программы OASuW состоялось в 2017 г. Согласно более ранним публикациям, совместно с LRASM от «Локхид Мартин» в конкурсе возможно участие противокорабельной крылатой ракеты NSM (Naval Strike Missile).

Крылатая ракета NSM
Крылатая ракета NSM

Ракета производится по совместному соглашению между американской компанией «Райтеон» и норвежской «Конгсберг» (Raytheon, Kongsberg). Это модифицированный вариант крылатой ракеты «Томахок» с ожидаемой дальностью стрельбы 900-1000 морских миль.

Прием на вооружение соответствующей системы намечен на 2024 г. В настоящее время в условиях второго этапа программы OASuW еще не определен порядок используемой пусковой установки. Считается, что применение наряду с вертикальным стартом других способов запуска, значительно расширит перечень типов кораблей, пригодных для оснащения новой противокорабельной крылатой ракетой.


По материалам журнала «MarineForum»

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Я принимаю соглашение об обработке персональных данных
Генерация пароля