Перспективная противокорабельная крылатая ракета большой дальности LARSM

Американская перспективная противокорабельная крылатая ракета большой дальности

Министерство обороны США ведет активный поиск современного наступательного оружия, способного повысить огневые возможности подчиненных соединений при ведении войны на море. В этой связи с 2018 г. на вооружение армии США поступит новая противокорабельная крылатая ракета большой дальности.

В армиях многих государств мира нашли широкое распространение противокорабельные ракеты с дальностью пуска от 300 морских миль. Все чаще потенциальные противники принимают на вооружение более эффективные систем ПВО/ПРО. Обозначенный тренд сделал поиск современного наступательного оружия новым приоритетом Пентагона.

Противокорабельная крылатая ракета – состояние дел

Перспективная противокорабельная крылатая ракета (ПКР) большой дальности (Long Range Anti-Ship Missile, LRASM) в августе 2015 г. получила официальное обозначение AGM-158C.

Противокорабельная крылатая ракета LRASM
Противокорабельная крылатая ракета LRASM

В настоящее время LRASM применяется только в варианте воздушного базирования. Вместе с тем, уже в 2013-14 гг. подтверждена ее пригодность к запуску из корабельных систем вертикального старта (Vertical  Launch System, VLS-Silos). Использование новой ПКР в варианте морского базирования для стрельбы из вертикальных пусковых установок боевых кораблей намечено на 2024 год.

Оружие для поражения надводных целей

Обе системы вооружения (воздушного и морского базирования) разрабатываются в рамках программы “Наступательное оружие для уничтожения надводных целей” (Offensive Anti-Surface Weapon, OASuW).

В соответствие с доктриной строительства ВМС США программа отражает возросшую важность поражения значимых надводных целей в открытом море. По мнению экспертов, этой способности в ВМС США длительное время не уделялось должного внимания. Приоритет отдавался борьбе с береговыми целями и проведению патрульных операций в прибрежных водах.

Этапы реализации программы

Программа OASuW реализуется в два этапа. Первый стартовал в 2009 г. и включал проектирование и создание LRASM. Проект стал совместной разработкой агентства передовых оборонных исследований министерства обороны (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA), ВМС и ВВС США.

Первоначально, противокорабельная крылатая ракета изготавливается компанией “Локхид Мартин” (Lockheed Martin) в количестве 90-110 единиц. На это отведен период с 2017 по 2019 гг. Министерство обороны США в июле 2017 г. уже объявило о покупке первых 23 LRASM воздушного базирования. Начало серийной поставки изделия американским ВВС намечено на сентябрь 2018 г.

Согласно публикациям, стратегический бомбардировщик B-1 сможет нести до 24 указанных ПКР. Использование ракет LRASM истребителями ВМС моделей F/A-18E/F предусматривается с 2019 г. В дальнейшем намечено оснащение ракетой LRASM истребителей-бомбардировщиков F-35.

На втором этапе программы новая противокорабельная крылатая ракета примет участие в конкурсе по выбору перспективного оружия большой дальности для оснащения кораблей ВМС США.

Транспортировка LRASM для загрузки в В-1
Транспортировка LRASM для загрузки в В-1

Технические особенности проекта LRASM

Исходным изделием для разработки LRASM послужила ракета класса “воздух-земля” увеличенной дальности AGM-158b JASSM-ER (Joint Air-to-Surface Standoff Missile – Extended Range) производства компании “Локхид Мартин”. Для использования в качестве противокорабельной JASSM-ER оснащается новыми сенсорами и системами авионики.

Исходная модель КР AGM-158 JASSM
Исходная модель КР AGM-158 JASSM

Вновь разработанная модель имеет длину 4,3 м и весит 1100 кг, включая 450 кг двойного заряда высокоэнергетической фрагментированной боевой части (БЧ). Устройство БЧ обеспечивает детонацию ее основного заряда во внутренних помещениях корабля.

Полет по маршруту и дальность пуска

Полет по маршруту LRASM осуществляет на средней высоте. С приближением к району цели происходит снижение до малой высоты. Для преодоления системы ПВО/ПРО противника противокорабельная крылатая ракета выполняет так называемый маневр “скольжения по морю” (Sea Skimming).

Согласно данным, представленным DARPA, скорость полета находится в диапазоне высоких дозвуковых скоростей, а дальность пуска составляет “более 200 морских миль”. Насколько фактические показатели превышают заявленную дальность – не сообщается. Точные характеристики оружия остаются  конфиденциальными.

Специалисты отмечают, что послужившая в качестве исходной ракета JASSM-ER имеет дальность пуска 500 морских миль. Однако, установка на LRASM специального оборудования для поражения морских целей снижает ее эффективный боевой радиус. Вместе с тем, даже в самом худшем случае LRASM, вероятно, будет иметь тройной рабочий диапазон оперативных дальностей пуска. Аналогично ПКР “Гарпун”, разработанной в семидесятых годах ХХ века.

Низкий уровень излучения

Дополнительным преимуществом новой ракеты считается ее лучшая защищенность от электронных средств обнаружения ПВО/ПРО противника. Эффект достигается низким уровнем электромагнитного и инфракрасного излучения. Решающим, по оценкам экспертов, является тот факт, что противокорабельная крылатая ракета выполняет свою задачу почти исключительно с использованием пассивных датчиков.

В полете ПКР ограничивается короткими сигналами передачи летных параметров и короткими радиолокационными импульсами. Такая тактика сводит к минимуму электромагнитное излучение и усложняет обнаружение ракеты силами корабельной ПВО/ПРО.

Схема полета и наведения LRASM
Схема полета и наведения LRASM

Cистема наведения ракеты

Противокорабельная крылатая ракета LRASM получила систему наведения, обеспечивающую ее независимость от внешних средств разведки и навигации. В полете ракета способна получать обновленные координаты цели и сигналы управления от носителя (самолета или корабля), а также от  разведывательных самолетов или БПЛА.

В случае обрыва каналов передачи данных (включая GPS) управление LRASM передается бортовому автономному модулю. При этом, подключается введенная в бортовую память перед стартом общая картина обстановки в районе цели. В случае помех для системы GPS дополнительно задействуется инерциальная навигационная система ПКР. Войдя в район цели, для уточнения актуальной обстановки система наведения на короткое время включает бортовую РЛС LRASM.

На конечном участке полета

На конечном участке траектории полета ПКР передает процесс отслеживания места положения и идентификации цели исключительно электронно-оптическим и пассивным радиочастотным сенсорам. Компьютер ракеты сравнивает получаемую от них информацию с бортовой базой данных и введенным перед стартом профилем корабля-цели.

Согласно заявленным требованиям, система наведения гарантирует распознавание между различными кораблями соединения, даже если в строю имеется несколько кораблей одного типа. В случае невозможности надежной идентификации цели LRASM должна прервать атаку, чтобы исключить опасность поражения третьих судов.

Итоги испытаний противокорабельной крылатой ракеты

Тестовые пуски с бомбардировщиков B-1 ВВС США прошли в 2013-15 гг. Как сообщается, LRASM подтвердила свои характеристики во всех испытательных пусках.

Запуск ПКР LRASM с бомбардировщика В-1
Запуск ПКР LRASM с бомбардировщика В-1

Предъявляемым требованиям соответствовали параметры подхода к району атаки и идентификация назначенного корабля-цели (при наличии нескольких кораблей в строю). Ракета корректно выполняла маневр уклонения перед препятствиями в бреющем полете.

ВМС США осенью 2015 г. начали испытание пригодности ПКР для применения  истребителями F/A-18. Тестирование LRASM продолжатся до 2019 г.

Планируется, что ВВС и ВМС приобретут (включая первичное производство) в общей сложности 464 ракеты LRASM на сумму 1,4 млрд. долл. США. Отмечается перспективность дальнейшего развития проекта LRASM для развертывания на подводных лодках.

Существуют также предложения по уменьшению веса боеголовки с целью увеличения дальности стрельбы до 1000 морских миль. Данная модификация сможет применяться как против морских, так и наземных целей. Варианты развития крылатой ракеты находятся в стадии рассмотрения, но не является частью официального плана.

Испытательный пуск LRASM с самолета F-18
Испытательный пуск LRASM с самолета F-18

Второй этап программы

Объявление второго этапа программы OASuW состоялось в 2017 г. Согласно более ранним публикациям, совместно с LRASM от “Локхид Мартин” в конкурсе возможно участие противокорабельной крылатой ракеты NSM (Naval Strike Missile).

Крылатая ракета NSM
Крылатая ракета NSM

Ракета производится по совместному соглашению между американской компанией “Райтеон” и норвежской “Конгсберг” (Raytheon, Kongsberg). Это модифицированный вариант крылатой ракеты “Томахок” с ожидаемой дальностью стрельбы 900-1000 морских миль.

Прием на вооружение соответствующей системы намечен на 2024 г. В настоящее время в условиях второго этапа программы OASuW еще не определен порядок используемой пусковой установки. Считается, что применение наряду с вертикальным стартом других способов запуска, значительно расширит перечень типов кораблей, пригодных для оснащения новой противокорабельной крылатой ракетой.


По материалам журнала “MarineForum”

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Один комментарий

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *