BMW R75 – трехколесный вездеход рейха. Исторический нарратив.

Признанный успех баварского мотоцикла BMW R75 обусловлен его уникальной способностью работать в экстремальных условиях военного времени. Независимо от того, двигался ли он по горячим пескам пустыни или пересекал холодную грязь Восточного фронта, R75 всегда оставался надежным транспортным средством для самых разных целей.

BMW R75 на Восточном фронте
BMW R75 на Восточном фронте

Штрихи к портрету

Продвижение гитлеровской Германии по Европе привело командование вермахта к мысли о необходимости небольшого и подвижного транспортного средства, одинаково успешного на любой местности. Ответом стала трехколесная мотоциклетная коляска R75 производства компании BMW. Транспорт оказался быстрым, гибким и чрезвычайно подходящим для бездорожья.

Немецкая армия использовала BMW R75 на всех театрах войны: от пустыни Северной Африки до непролазной грязи Восточного фронта. Несмотря на то, что мотоколяска в снаряженном состоянии имела достаточно большой вес, более 400 кг, двигатель объемом 750 куб. см. позволял разгонять «аппарат» почти до 100 км/час.

Для обеспечения безопасности и надежности, инженеры BMW оснастили тормозами все три колеса. Причем, тормоза задних колес были гидравлическими, а на переднее колесо установили механический тормоз. Мотоцикл имел карданный привод с четырехступенчатой коробкой передач, из которых три предназначались для движение вперед, одна – обеспечивала задний ход.

Конструкция позволяла буксировать легкое оруди
Конструкция позволяла буксировать легкое оруди

Конструкция мотоколяски изначально позволяла вытягивать легкое артиллерийское орудие, но экипаж повышал универсальность и боевую ценность R75, установкой  пулемета.

С августа 1942 г. вермахт пытался упростить производственный процесс. Генералитет настаивал на том, чтобы компании BMW и ее конкурент фирма Zundapp стандартизировали свои детали и разработали единую гибридную модель. Договорились  приступить к проекту после того, как выпуск BMW R75 достигнет 20200 ед. Однако, до этого момента бомбардировщики союзников разрушили завод в г. Айзенах (Eisenach). В итоге  компания BMW смогла выпустить только 16510 мотоколясок R75.

ТТХ BMW R75

BMW R75 в пустынном камуфляже
BMW R75 в пустынном камуфляже
Мест 3
Габариты (с коляской), мм 2400х1730х1000
Колесная база, мм 1444
Двигатель бензиновый, карбюраторный, четырехтактный, двухцилиндровый, оппозитный, верхнеклаппанный BMW тип 275/2
Рабочий объем, см. куб. 745
Мощность, л.с./оборотов в мин. 26/4400
Снаряженная масса. кг 670
Диапазон скоростей, км/час от 3 до 95
Расход топлива л/100 км 9 (по шоссе)

Конкуренты BMW R75

Английский BSA M20

Британский BSA M20
BSA M20

Объем двигателя: 496 см. куб.

Произведено: 126 335 ед.

Машина изначально была подвергнута критике как медленная и тяжелая. Однако,  M20 отличался надежностью и простой в обслуживании. Британцы использовали их различными способами почти на всех театрах военных действий.

Американский HARLEY-DAVIDSON WLA

Американский HARLEY-DAVIDSON WLA
HARLEY-DAVIDSON WLA

Объем двигателя: 740 см. куб.

Произведено: 90 000 ед.

На рубеже 1940 г. мотоцикл имелся в сравнительно небольших количествах. После вступления США во Вторую мировую войну – производство значительно возросло. Во время войны WLA использовался для эскортов, служб связи, обеспечения полиции, а также в качестве обычного транспортного средства.

Нравится наш контент. Подпишитеcь на новые публикации сайта "ИнВоен Info"!

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы принимаете соглашение об обработке персональных данных.

Советский М72 «Днепр»

Советский М72 "Днепр"
М72 «Днепр»

Объем двигателя: 750 см. куб.

Произведено: 6000 ед.

Из-за слабой мощности советских мотоциклов во время советско-финляндской войны 1939-40 гг., в СССР взяли модели BMW в качестве ориентира. Результатом разработок советских конструкторов стал надежный M72.


По материалам военно-исторического журнала Clausewitz

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *