Вторая мировая война готовилась, как война моторов. Развитие бронетехники различного назначения набирало обороты. На рубеже 30-х годов прошлого столетия танки получили тотальное распространение и уже рассматривались, как основная ударная сила будущих сражений. Оставалось определить их возможности по преодолению водных преград. Как вариант решения рассматривались плавающие танки.
Японские плавающие танки Тип 2 «Ка-Ми»
Тихоокеанский театр военных действий изобилует водными ресурсами. В годы Второй мировой войны бронетехника с амфибийными качествами могла иметь на нем решающие тактические преимущества.
По этой причине, уже в 30-е годы XX века Япония экспериментировала с танками-амфибиями. В 1941 г. императорский флот поручил компании Mitsubishi доработать существующий легкий танк в плавающую амфибию специальной конструкции.
Для выполнения заказа инженеры использовали шасси танка Тип 95 «Ха-Го» (Ha-Go) и оснастили его полностью сварным корпусом. В критически важных местах для обеспечения водонепроницаемости установили резиновые уплотнители.
Вес машины достигал 12,5 т. На суше танк разгонялся до 35 км/час. Скорость плавающего танка на воде достигала 10 км/ч. Танк получился просторным и позволял разместить 5 человек экипажа.
Плавучесть машины обеспечивалась понтонами, прикреплявшимися спереди и сзади. Передний понтон для повышения надежности под огнем противника имел переборки и шесть отсеков. Попаданию воды внутрь боевого отделения препятствовала съемная башня над главным люком, а большая металлическая конструкция над воздухозаборником предотвращала затопление моторного отсека.
В воде танковый двигатель приводил в движение два гребных винта. На плаву экипаж через кабельную систему управлял рулем направления. Для уровня того времени машина обладала приличной мореходность в открытой воде. После выхода танка на берег экипаж отсоединял понтоны, и машина продолжала бой без этих элементов плавучести.
Вооружение башни состояло из 37 мм пушки и спаренного с нею 7,7 мм пулемета. Еще один пулемет того же калибра устанавливался в лобовом листе корпуса.
Первое массовое применение японцами плавающих танков «Ка-Ми» произошло 15-16 июня 1944 г. в ходе десантной операции на острове Сайпан (Марианские острова). Однако, американские гранатометы «Базука» и 37 мм противотанковые орудия, а также отсутствие авиационной и огневой поддержки обрекли десант на поражение.
После этого боя танки «Ка-Ми» также участвовали в обороне Филиппин в конце 1944 г. Проводившиеся на них рейды по тылам американских войск особого успеха также не имели. Изначально разработанный для проведения наступательных десантных операций плавающий танк «Ка-Ми», как и другая японская бронетехника, играл исключительно оборонительную роль.
Плавающие танки других стран
Американский танк M4A2 DUPLEX DRIWE (DD) SHERMAN
Вес: 34 т. Скорость на плаву: 6 км/ч. Экипаж: 5 чел. Введение: 1944 г. Союзники использовали танки DD в основном во время вторжения в Нормандию
Советский плавающий разведывательный танк T-38
Вес: 3,3 т. Скорость на плаву: 5 км/ч Экипаж: 2 чел. Введение: 1937 г. Советы применяли Т-38 после зимы 1940 г. очень редко в прямом бою.
[sendpulse-form id=»2230″]
Tauchpanzer III – ныряющий танк вермахта
Подобно другим странам гитлеровский рейх также работал над танками, способными плавать и нырять. Прежде всего, их применение планировалось в ходе десантной операции «Морской лев» («Seelöwe») на юге Англии. По замыслу гитлеровских стратегов подобная техника достигала бы места высадки вплавь или по морскому дну параллельно прочим надводным подразделениям.
Ряд легких танков Panzer II немцы оснастили понтонами, которые, как отмечается, обеспечивали удивительно стабильный ход. Оружие этих танков оставалось в рабочем состоянии и в критическую фазу вторжения могло быть пущено в бой. Переоборудование средних танков типов III и IV оказалось более сложным и дорогим.
Корпуса танков требовали полной герметизации – каждая щель, каждое отверстие. Люки двигательного отсекая и боевого отделения экипажа проливались и запечатывались смолой. Водонепроницаемость наружных элементов вооружения и оптики достигалась резиновыми колпаками. Специальное уплотнение получил поворотный стол башни.
Вместе с тем, подача воздуха для экипажа и двигателя внутреннего сгорания оказалась проблематичной. Специально для операции «Морской лев» был разработан резиновый шланг длиной 15 м, который на поверхности воды удерживал буй. Планируемая глубина погружения машины составляла 12 м. К северу от Берлина, под Путлосом (Putlos), летом 1940 г. вермахт провел глубоководные и водолазные испытания. Эксперименты, доказали техническую осуществимость замысла, но также привели и к человеческим жертвам.
После отказа от десантной операции в Англии часть танков Panzer III и некоторые Panzer IV (в общей сложности 305 машин) оснастили более короткими 3,5-метровыми воздуховодами. Считалось, что этого оборудования достаточно для преодоления рек после вторжения в Советский Союз.
По материалам военно-исторического журнала «Clauzewitz«
Ваши комментарии