Возрастающий риск конфронтации с Россией и акты саботажа, произошедшие 26 сентября 2022 года на газопроводах «Северный поток-1» и «Северный поток-2» в Балтийском море, ускорили в странах НАТО и Европы реализацию планов по защите подводной инфраструктуры, такой как кабели связи, нефте- и газопроводы, и места добычи в водах исключительной экономической зоны.
В этом ключе в последнее время НАТО и ЕС предприняли ряд шагов по устранению этих рисков. 11 января 2023 года ЕС и НАТО объявили о создании совместной Целевой группы по устойчивости и защите критически важной инфраструктуры (Task Force on Resilience and Critical Infrastructure Protection). Позднее, 15 февраля 2023 года, НАТО и ЕС соответственно создали в штаб-квартире Североатлантического альянса Группу по координации подводной инфраструктуры (Undersea Infrastructure Coordination Cell, UICC), а 10 марта 2023 года Комиссия ЕС объявила об обновленной Европейской стратегии морской безопасности и последующих действиях. В дополнение к этим многосторонним шагам в странах-членах НАТО и ЕС предпринимаются различные усилия на национальном уровне.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Французская стратегия войны на морском дне
Обнародованная в феврале 2022 года Французская стратегия ведения боевых действий на морском дне (French Seabed Warfare Strategy) уже получила две основные текущие программы закупок для поддержки глубоководных исследований и вмешательств. Это «Гидрографический и океанографический потенциал будущего» (Hydrographic and Oceanographic Capacity of the Future, CHOF) и «Морские минные контрмеры будущего» (SLAMF).
Первая стремится обновить гидрографические и океанографические возможности национальных ВМС с помощью основного набора возможностей с использованием прорывных технологий (беспилотные платформы в дополнение к искусственному интеллекту).
В настоящее время на этапе подготовки и определения она включает закупку двух 90-метровых гидрографических судов следующего поколения, а их полезная нагрузка должна включать необитаемые аппараты и датчики для удовлетворения растущих потребностей в гидрографии. Два судна планируется сдать в 2027 и 2028 годах соответственно. На этапе подготовки к конкурсу CHOF французское агентство оборонных закупок и технологий (DGA) в сентябре 2022 года заключило контракт с iXblue (теперь Exail) на новую экспериментальную кампанию гидрографического необитаемого надводного аппарата (USV) DriX и исследовать системы запуска и восстановления.
Программа SLAMF направлена на постепенное обновление морских противоминных возможностей (MCM) французского флота. Её краеугольным камнем является совместная франко-британская программа по борьбе с морскими минами (MMCM), возглавляемая Thales вместе с основными партнерами Exail (тогда ECA Group), L3Harris и Saab.
В рамках SLAMF/MMCM Франция получит противоминные модули на базе платформы USV с буксируемым гидролокатором Thales с синтезированной апертурой, автономными необитаемыми аппаратами (autonomous unmanned vehicles, AUV) Exail и дистанционно управляемыми аппаратами (remotely operated vehicles, ROV) Saab для обезвреживания мин. Следующий этап программы планируется запустить позднее в 2023 году. Он будет касаться закупки новых противоминных кораблей для замены находящихся в эксплуатации тральщиков типа Tripartite (MCMV).
В рамках новой стратегия ведения войны на морском дне в 2022 году DGA заключило соответственно контракты на аренду с норвежской Kongsberg Maritime и французской Exail для проведения экспериментов с автономными подводными аппаратами HUGIN Superior и A18D. Улучшенный вариант семейства HUGIN способен работать на дальности до 6000 м с хорошими сенсорными характеристиками, позиционированием и выносливостью.
Exail A18D — среднеразмерный AUV, предназначенный для автономного выполнения задач на глубинах до 3000 м с автономностью до 24 часов. Exail также находится на этапе квалификации своего AUV Ulyx для Французского национального института океанологии IFREMER, способного достигать глубины 6000 м, в то время как компания Alseamar предоставляет известные планеры SeaExplorer.
Эти эксперименты направлены на получение к 2025 году первоначальных возможностей для исследования морского дна, включающих один AUV и один ROV, способные работать в водах на глубине до 6000 м, а также пару AUV/ROV для работы на глубине до 3000 м. Они предназначены для использования вспомогательными судами в дополнение к платформам ВМС Франции. Второй этап программы включает в себя закупку двух дополнительных пар 6000 м ROV и двух пар AUV/ROV 3000 м, чтобы обеспечить полную возможность развертывания к 2028 году.
В конце 2021 года, во время 5-го Дня морских инноваций Naval Group, компания представила новый демонстрационный образец большого океанского необитаемого подводного аппарата (Large ocean-going Unmanned Underwater Vehicle, LUUV), разработанного в сотрудничестве с Thales (набор датчиков) и стартапом Delfox, специализирующемся на искусственном интеллекте (ИИ). Аппарат водоизмещением 10 тонн и длиной 10 м имеет срок службы, который может варьироваться от нескольких дней в текущей конфигурации платформы до недель с более длинным корпусом до 20 м. Naval Group также разработала средний AUV D19, построенный на базе тяжелой торпеды F21 Artemis и оснащенный модульной передней полезной нагрузкой, которая может запускаться с подводной лодки, надводного корабля или с берега.
Великобритания
Защита критически важной подводной национальной инфраструктуры Великобритании началось в ноябре 2022 года, когда министр обороны страны объявил о прекращении программы национальных флагманов для специализированных судов и вместо этого ускорил закупку двух готовых платформ, обозначенных, как многоцелевые корабли для наблюдения за океаном (Multi-Role Ocean Surveillance Ships, MROSS).
Первое из двух коммерческих судов, приобретенных через агентство Defense Equipment & Support, прибыло на верфь Cammell Laird в Биркенхеде в январе 2023 года для модификации перед их запланированным вводом в эксплуатацию Вспомогательным флотом Великобритании в третьем квартале 2023 года. Первое судно, RFA Proteus (ранее MV Topaz Tangaroa), является вспомогательным судном прибрежной зоны (offshore support vessel, OSV). Оно построено в 2019 году компанией Vard (Fincantieri), имеет длину 98 м и водоизмещение 6 133 тонны.
По данным МО Великобритании, судно модифицируются для выполнения ряда задач в поддержку военных операций, а именно по охране морского дна телекоммуникационных кабелей, нефте- и газопроводов. Его также планируется использовать в качестве базового корабля для удаленных и автономных бортовых систем подводного наблюдения за морским дном. RFA Proteus имеет ширину 20 м, вертолетную площадку и кран с компенсацией качки, большую рабочую палубу и шахту для ROV и AUV. После переоборудования его укомплектуют командой из 24 моряков RFA и 60 специалистов Королевского флота, которые будут работать с дронами.
Сообщается, что второй MROSS будет переоборудован в Великобритании в конце 2023 года для поддержки MCM и подводного наблюдения в британских водах. Никакой информации о комплекте оборудования, которым будут оснащены два MROSS, не поступало, но национальная гражданская и охранная промышленность может предоставить определенное оборудование. В частности, Atlas Elektronik UK и Saab UK могут предложить свои модели AUV, ROV и USV, которые уже проданы военным и коммерческим операторам по всему миру.
В рамках программы поиска мин (Mine Hunting capability, MHC) МО Великобритании закупает до шести морских автономных систем (Maritime Autonomous Systems, MAS) и до четырех судов материально-технического обеспечения MCM (LSV). По оценкам экспертов, заменив тральщики типов Hunt и Sandown, MAS и LSV обеспечат экспедиционные возможности MCM, а приобретенный OSV позволит выполнять морские операции в водах Великобритании.
В дополнение к морским системам MCM, разработанным в рамках совместной франко-британской программы и поставляемым в рамках первой очереди MHC, Королевский флот недавно приобрел систему автономного траления SWEEP, предоставленную компанией Atlas Elektronik UK, а также средние подводные автономные аппараты (Medium Underwater Autonomous Vehicles, MAUV). Последние включают AUV SeaCat , оснащенные гидролокатором высокого разрешения с синтетической апертурой, того же производителя.
В дополнение к малым и средним необитаемым подводным аппаратам (UUV) от L3Harris и Huntington Ingalls Industries (HII) для задач MCM, Королевский флот недавно приобрел два AUV Teledyne Marine Gavia, рассчитанных на глубину 1000 м, в рамках проекта Hecla, который направлен на оптимизацию способности Королевского флота собирать и использовать гидрографическую и океанографическую информацию.
Опираясь на опыт создания сверхбольшого необитаемого аппарат Manta (XLUUV), демонстратора технологии, созданного в рамках программы ускорения обороны и безопасности МО Великобритании (DASA), в начале декабря 2022 года британская компания MSubs получила контракт на создание первого XLUUV для Королевского флота в рамках проекта Cetus. 17-тонная беспилотная платформа будет иметь длину 12 м и диаметр 2,2 м и способность работать глубже, чем любое судно в нынешнем подводном флоте, а ее запас хода составит до 1609 км (1000 миль) за одну миссию. Невооруженный AUV с батарейным питанием будет работать независимо или бок о бок с традиционными пилотируемыми подводными лодками и сможет помещаться в транспортный контейнер для развертывания по всему миру.
Продолжение:
По материалам издания European Security & Defence
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Ваши комментарии