Командование коалиционных ВС, под общим руководством США, для обеспечения действий своих частей и подразделений, а также союзников в Афганистане, Ираке и Сирии широко применяет парашютное десантирование грузов. Материальные средства и боеприпасы активно доставляются по воздуху и сбрасываются на грузовых парашютных системах (ПГС). Этот же способ применяется при доставке гуманитарных грузов местному населению в отдаленные или труднодоступные районы этих стран.
Десантирование грузов – объемы и интенсивность
Всего в 2005-2018 гг. в Ираке, Афганистане и Сирии военно-транспортной авиацией США (в основном) и их союзников способом парашютного десантирования доставлено 118 198,427 т различных грузов. В перечень входят: боеприпасы, обмундирование, продовольственные пайки, вода, ГСМ, запчасти к технике, стройматериалы и т.д.
Теоретически, для этого потребовалось бы совершить самолето-вылетов (по типам самолетов): 2955 – С-17, 4925 – С-130J и 7388 – С-130Е/Н с полной загрузкой (40, 24 или 16 ПГС полетной массой 1000 кг соответственно). На практике самолето-вылетов проведено, как минимум, в три раза больше.
Во-первых, далеко не всегда вылеты выполнялись с полной загрузкой. Это обуславливалось дальностью и профилем полета, особенно при сбрасывании грузов в горной местности. Например, обычная загрузка самолета С-17 составляла 32-34 ПГС.
Во-вторых, парашютное десантирование грузов также выполнялось самолетами С-27J, С-160, МV-22B, С-23В, CASA-212, DHC-4, у которых меньшая загрузка. Последние два типа самолетов использовались частными компаниями по договорам аутсортинга. Иногда десантирование грузов осуществлялось тяжелыми транспортными вертолетами типа СН-53 и СН-47.
В-третьих, не всегда полетная масса грузовой парашютной системы составляла расчетные 1000 кг. Масса сбрасываемых грузов варьировалась от 50 до 1000 кг. К примеру, масса часто применявшейся ПГС для десантирования четырех 208-литровых бочек с топливом составляла чуть более 800 кг.
Особенности десантирования в Афганистане
Парашютное десантирование грузов в Афганистане началось сразу же с вводом первых американских подразделений в октябре 2001 г. По мере втягивания в боевые действия и увеличения численности контингента коалиционных сил объем десантированных грузов постоянно возрастал.
Так, если в 2005 г. было десантировано 908 т грузов, то в 2007 г. – 3714,7 т. (5675 ПГС), а в 2009 г. – 14649,5 т (18500 ПГС). Пик десантирования пришелся на 2011 г., когда было сброшено 36410,3 т грузов.
Затем, по мере снижения активности действий коалиционных сил и вывода войск сначала из Ирака, а затем из Афганистана, объем десантирования грузов стал снижаться. А в 2015-2016 гг. в Афганистане прекратился полностью (объем 2015 г. составил всего 50,848 т). Однако, уже в 2017 г. десантирование грузов в Афганистане возобновилось и стало нарастать.
В мае 2018 г. вновь началось применение самолетов С-17А. Впервые для десантирования грузов в июне 2018 г. привлекалась легкая авиация ВВС Афганистана. В 2018 г. десантировано 580,916 т грузов, что более чем в 10 раз больше уровня 2015 г., но всё же в два раза меньше объемов 2005 г.
Основы операций по десантированию грузов
Основной применявшийся метод сбрасывания грузов – гравитационный. (При его использовании самолет летит с набором высоты, тангаж 7-10 градусов. ПГС выходят из грузового отсека самолета по роликам под действием силы тяжести.) Тяжелая техника сбрасывалась методом парашютного срыва. С легких военно-транспортных самолетов и вертолетов применялся метод выталкивания вручную сопровождающими лицами.
В единичных случаях сбрасывались вооружение и техника. Самыми тяжелыми моно грузами, десантированными парашютным способом, стали 155 мм гаубица М198 массой около 9,55 т (август 2009 г., фото выше) и вилочный погрузчик массой около 5,62 т (ноябрь 2011 г.) в Афганистане.
Организация десантирования
Парашютное десантирование грузов проводится централизовано, в соответствии с требованиями руководств, наставлений и инструкций ВС США под единым руководством Центра управления авиацией.
Суточное и недельное планирование подготовки грузов осуществляется в специально созданной рабочей группе по десантированию грузов. Здесь же определяется потребный наряд самолетов по согласованию с группой управления ВТА. Подготовка грузов проводится отрядами укладчиков парашютов из состава бригады боевого обеспечения, размещенных на авиабазах (АвБ) Баграм, Кабул (Афганистан) и Эль-Удейд (Катар).
Заявки в Центр от подразделений поступают через штаб бригады боевого обеспечения. Подразделения специального назначения (СпН) и морской пехоты США располагают собственной ВТА и подразделениями боевого обеспечения в зоне. Они и осуществляют десантирование грузов по заявкам, поступившим через свои оперативные командования.
Профильные руководящие документы
Основным межвидовым руководящим документом по парашютному десантированию грузов в ВС США является руководство «Воздушные перевозки» (JP-3-17, Air Mobility Operations), издания Комитета начальников штабов ВС США.
Кроме того, существуют другие руководящие документы, уточняющие и расширяющие требования вышеуказанного, в рамках отведенных полномочий и с учетом специфики отдельных видов ВС и родов войск (например, в силах специальных операций и морской пехоте). В СВ США используется наставление «Доставка по воздуху ВВСТ и грузов» (ATP-4-48, Aerial Delivery), издание Главного штаба СВ.
Оценка парашютного способа десантирования грузов
Снабжение частей и подразделений, действующих в отрыве от баз снабжения и мест постоянной дислокации, всегда представляет определенную проблему.
Исходя из указанных документов, по мнению командования ВС США, по сравнению с традиционным способом – доставкой грузов наземным транспортом или воздушным посадочным способом или на узлах внешней подвески – способ парашютного десантирования грузов имеет ряд преимуществ:
- значительно повышается оперативность доставки грузов по сравнению с доставкой наземным транспортом;
- уменьшается логистическое «плечо», т.к. сокращается количество промежуточных баз хранения и распределения грузов;
- отсутствует необходимость посадки воздушных судов и их разгрузки;
- уменьшается вероятность вывода из строя техники транспортных колонн и потерь среди личного состава, а также обстрела вертолетов и самолетов при доставке грузов посадочным способом.
По расчетам американских специалистов один самолет С-130, десантирующий семь ПГС массой 1000 кг каждая, заменяет колонну из 10 машин с 23 военнослужащими, включая машины охранения и личный состав охраны;
- грузы могут сбрасываться практически в любом месте, в т.ч. и в недоступном для наземных транспортных средств или где невозможна посадка вертолетов (самолетов), например, по метеоусловиям;
- передовые операционные базы и сторожевые заставы могут размещаться в местах, где нет дорог для их снабжения (в 2011 г. около 60 баз и застав с 27 тыс. военнослужащих в Афганистане снабжались только по воздуху);
- при совершении марша в колоннах не требуется наличие топливозаправщиков, т.к. ГСМ могут сбрасываться на маршруте движения.
[sendpulse-form id=»2230″]
Вместе с тем, отмечаются и недостатки данного способа:
- при сбрасывании грузов с малых высот воздушные суда становятся более уязвимыми для средств ПВО противника, а также огня из стрелкового оружия;
- необходимость подбора и возвращения контейнеров, парашютных систем для их восстановления и подготовки к последующему применению;
- зависимость от метеоусловий;
- необходимость развертывания на ТВД подразделений специально подготовленных укладчиков ПГС и экипажей военно-транспортной авиации;
- парашютное десантирование грузов требует тщательного планирования и более длительного времени на подготовку;
- необходимость обеспечивать безопасность площадок приземления грузов, чтобы исключить их попадание в руки противника.
Этими же документами определяется необходимость формирования и подготовки в составе подразделений наземных войск (как правило, в батальонном звене) нештатных расчетов десантного обеспечения (РДО).
Расчеты отвечают за подготовку площадок приземления грузов. К их обязанностям так же относится определение простейшими способами метеоусловий и передачи этих данных экипажам подлетающих самолетов, а также выставление сигнальных устройств для удобства ориентирования.
РДО снабжаются приборами определения скорости и направления ветра, влажности воздуха, сигнальными устройствами (полотнища, пиротехнические средства) и средствами связи с воздушными судами.
Продолжение следует…
По материалам ресурса www.afcent.af.mil
Ваши комментарии