С началом военной кампании в Сирии в 2015 году российской боевой авиации уделялось большое внимание. В отличие от предыдущих показателей ВВС России во время августовской войны 2008 года с Грузией, результаты были заметно более впечатляющими, многие задачи выполнялись новыми самолетов с управляемым вооружением.
Представляем размышления экспертов британской издательской группы Shephardmedia о современном состоянии боевой авиации России. [Пояснения ИВi даны в квадратных скобках]
Прочное наследие ВВС России
Самым успешным российским истребителем четвертого поколения стал Су-27, особенно его поздние модификации. Об успехе этой платформы свидетельствуют не только крупные заказы в самой России, но и успех последующих Су-30 и Су-35 на международном рынке.
Предназначенный для завоевания господства в воздухе Су-27 был разработан в 1970-х годах, как ответ на американский F-15. С момента ввода в эксплуатацию в середине 1980-х годов было произведено около 850 самолетов. Устаревшие Су-27 уже давно сняты с производства, а существующие самолеты постепенно заменяются.
В период с 2003 по 2010 год около 45 Су-27 советского производства были модернизированы до стандарта Су-27СМ. Самолет получил многофункциональные дисплеи и возможность применять управляемое вооружение класса «воздух-земля». Впоследствии предпринята попытка модернизировать устаревший Су-27 до еще более совершенной версии Су-27СМ3.
Однако представляется, что этот путь оказался малоэффективным, так как с 2011 года модернизировано всего 12 машин. Кроме того, несколько палубных истребителей Су-33 прошли более простую модернизацию с установкой нового прицельно-навигационного комплекса СВП-24-33 «Гефест».
Этот самолёт стал самым большим успехом российской военной авиационной промышленности после распада Советского Союза. В период с 1990-х по 2020 год произведено более 630 Су-30С в различных вариантах. Что касается российской армии, то к концу 2020 года её поставлено 114 Су-30СМ.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
В настоящее время «Иркут» [авиастроительная корпорация России] запускает модернизированный Су-30СМ2, который оснащен новыми системами, включая более совершенные двигатели АЛ-41Ф-1С и РЛС Н035 «Ирбис» (аналог Су-35С). Помимо улучшенных характеристик, он также имеет повышенную совместимость с Су-35С, что положительно скажется на затратах на техническое обслуживание.
В соответствии с контрактами, подписанными в 2020 году, Министерство обороны России планирует построить 21 Су-30СМ2 и модернизировать до того же стандарта нераскрытое количество эксплуатируемых Су-30СM.
Более простой вариант истребителя Су-30М2, не имеющий двигателя с управляемым вектором тяги и пассивной РЛС, выпускался на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре в небольшом количестве – всего 20 штук.
Наиболее совершенным на сегодняшний день «Фланкером» является одноместный Су-35С, который производится на том же заводе. Задача состояла в том, чтобы объединить все лучшие технологии и опыт, накопленные за годы работы над семейством Су-27, тем самым добиться превосходства над всеми стоящими на вооружении истребителями четвертого поколения.
Су-35С получил новый двигатель АЛ-41Ф-1С с управляемым вектором тяги, новую РЛС «Ирбис», станцию РЭБ ОЛС-35 и блоки РЭБ «Хибины». Причем эта платформа должна была быть дешевле и проще в производстве, чем разрабатываемый в то же время истребитель пятого поколения.
Первый прототип Су-35 поднялся в воздух в 2008 году, а серийное производство началось в 2011 году. По контрактам, подписанным в 2009 и 2015 годах, ВВС России получили 98 самолетов этого типа, а контракт еще на 30 подписали в 2020 годй с поставками до 2024 года.
Возможность дальнейших закупок Су-35С для ВВС России, вероятно, зависит от объемов поставки Су-57, серийное производство которого началось в Комсомольске-на-Амуре.
Неопределенные перспективы
МиГ-29 Fulcrum [«Опора» — по кодификации НАТО] — еще один советский истребитель четвертого поколения, который служит основой для семейства модернизированных самолетов. Он был разработан как противовес легкому F-16, но его двухмоторная компоновка не делала его дешевым или достаточно простым.
Сегодня в ВВС России практически не осталось устаревших МиГ-29. У самолетов советской эпохи был короткий срок службы, и Минобороны решило не ремонтировать и не модернизировать их.
В период с 2006 по 2016 годы было закуплено 52 МиГ-29СМТ, которые представляли собой недорогую простую модернизацию базовой модели, но позволяли самолету использовать базовый набор управляемого вооружения класса «воздух-земля». Кроме того, был увеличен запас топлива.
Более совершенная модификация, палубные МиГ-29К, рассчитанные изначально на Индию, была приобретена после МиГ-29СМТ, причём 24 поступали в российскую армию в 2012-15 годах. Истребитель может использовать большинство управляемых вооружений, доступных на рынке, и имеет переработанный планер для увеличения срока службы.
Самый совершенный Fulcrum, МиГ-35, эволюционировал из МиГ-29К. Первоначально он был разработан специально для конкурса средних многоцелевых боевых самолетов Индии, но проиграл французскому Rafale. Дальнейшие проблемы с заказом и угроза банкротства корпорации «МиГ» вынудили Минобороны России закупить небольшое количество самолетов, которые во многом проблематичны и не соответствуют первоначально заявленным техническим характеристикам.
МиГ-35 не получил РЛС с АФАР [активная фазированная антенная решетка], задуманной, как главное отличие от предыдущих модификаций. В период с 2019 по 2020 год ВВС России получили первые два МиГ-35, и есть контракт еще на шесть до 2023 года.
Помимо МиГ-35, корпорация «МиГ» пытается продвигать проекты пятого поколения, новый МиГ-41 сверхзвуковой перехватчик и тяжелый БПЛА, но эти идеи не продвинулись дальше заявлений и простых макетов, которые компания показала на выставке MAKС-2021.
Первой представленной моделью стал легкий многоцелевой одномоторный истребитель. Вторая и третья модели объединены в Перспективный авиационный комплекс: одна — Перспективный многофункциональный корабельный истребитель, а другая — Перспективный многофункциональный БПЛА, основанный на компоновке «летающего крыла».
БПЛА планируется как часть концепции лояльного ведомого. Однако в настоящее время «МиГ» работает только над двумя реальными проектами: МиГ-35 и модернизацией перехватчиков МиГ-31 до МиГ-31БM (стандартных и МиГ-31K – носителей гиперзвуковых ракет).
Стремления пятого поколения
Самый современный российский истребитель – Су-57. Разработка этого тяжелого двухмоторного самолета началась в 1999 году в корпорации «Сухой». Самолет совершил свой первый полет в 2010 году, после чего было изготовлено более 10 прототипов, которые тестировались в течение восьми лет, в том числе в Сирии.
Су-57 вобрал в себя самые передовые разработки российской авиационной промышленности. Он обладает радиолокационной и инфракрасной малозаметностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью, возможностью всенаправленного и многоканального применения оружия по воздушным, наземным и надводным целям и другие характеристики пятого поколения. Помимо прочего, самолет оснащен самой современной российской авионикой, в том числе РЛС с АФАР.
Среди текущих недостатков стоит отметить отсутствие серийного двигателя, обеспечивающего крейсерский сверхзвук. В настоящее время на Су-57 устанавливаются так называемые двигатели первой ступени АЛ-41Ф-1, практически идентичные силовой установке Су-35С. Помимо недостаточной мощности, эти двигатели не позволяют самолету достичь оптимальных характеристик малозаметности из-за используемых круглых сопел.
Новый двигатель «Изделие 30» все еще проходит испытания, и, по планам, его первые испытательные полеты с Су-57 проведут летом 2022 года. Помимо большей выносливости и мощности, «Изделие 30» использует зубчатые сопла, одно из новейших решений по снижению радиолокационного сечения и ИК-изображения.
Первый контракт на два серийных Су-57 подписан в 2018 году, еще на 76 — в 2019 году, поставки должны быть завершены к 2028 году.
Первая поставка ожидалась уже в конце 2019 года, но из-за аварии первой машины во время заводских испытаний срок был перенесен. В результате первый и пока единственный серийный самолет поставлен в 2021 году.
Шансы «Шах и мат»
«Сухой» также разрабатывает истребитель пятого поколения «Шах и мат», который в основном продается как экспортный продукт, а не для Минобороны России. Однако уже известно, что он будет продвигаться в ВС России под обозначением Су-75. В отличие от других современных российских истребителей, «Шах и мат» имеет один двигатель и заметно меньшие габариты.
Упор в его конструкции делается на унификацию с Су-57, быструю разработку и начало производства уже в 2025-26 гг. В связи с этим решено использовать двигатель AЛ-41Ф1, который подвергнется лишь небольшим доработкам.
По официальным данным, максимальная полезная нагрузка «Шах и мат» составляет 7400 кг, а дальность полета без подвесных баков 2900 км. Он сможет маневрировать с перегрузкой до 8g с максимальной скоростью 1,8 МАХа. Следует отметить, что достижение этих скоростей будет очень сложной задачей, и это кажется преувеличением в маркетинговых целях. Кроме того, как и в случае с Су-57, использование АЛ-41Ф1 не позволит достичь оптимальных характеристик малозаметности.
В целом разработка нового легкого истребителя выглядит многообещающе и в случае успешного завершения может усилить ВВС России. По сравнению с Су-57 он должен быть заметно дешевле (в том числе и в плане обслуживания). Он также сможет конкурировать с двухдвигательным МиГ-35 как по характеристикам, так и по эксплуатационным расходам.
Продолжение
.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Ваши комментарии