Рост напряженности между НАТО и Россией вновь пробудили на Западе интерес к текущей динамике в международных программах производства бронетехники. Отмечается, что почти для всех типов этой категории вооружений доминируют программы модернизации и повышения боевых возможностей. Многие из них отстают от первоначальных планов. В ряде европейских государств продолжается развитие ранее начатых проектов. Военная бронетехника в новых разработках появляется редко.
Военная бронетехника Франции
Во Франции в рамках программы SCORPION, должно начаться тестирование БТР «Грифон» (Griffon). Поступление машины в войска намечено на 2021 г. Предусматривается, что модель с колесной формулой 6х6 заменит принятый на вооружение в 1976 г. БТР VAB. В целом, запланирована закупка 1732 БТР «Грифон» в 11 различных вариантах компоновки.
Параллельно с этим идет работа над 6×6 БРМ «Ягуар», которая с 2020 г. станет преемницей колесного танка AMX 10 RC. Разработанная для этого проекта компанией «Некстер» (Nexter) башня T40M уже используется на БТР VBCI 2.
В среднесрочной перспективе ожидается увеличение оборонного бюджета Франции. Это обстоятельство, как считается, позволит финансировать исследования в рамках немецко-французской программы MGCS (Mobile Ground Combat System, рус. – «Мобильная наземная боевая система»).
Положение в Великобритании.
Военная бронетехника Великобритании развивается в рамках начатой в 1998 г. программы FRES (Future Rapid Effective System, рус. – «Перспективная система быстрого эффекта»).
Местное подразделение «Дженерал Дайнемикс» (General Dynamics-UK) в сентябре 2014 г. получало заказ на производство 589 ед. бронетехники семейства «Аякс» (Ajax) в шести различных вариантах. Начало поставки в войска модели БРМ (Ajax-SV) было запланировано на 2017 г.
Примечательно, что в этой программе активно участвует промышленность Германии. В частности, концерн «Райнметалл» (Rheinmetall) изготавливает орудийные башни, компании MTU и «Рэнк» (Renk) поставляют, соответственно, двигатели (V 8 199 TE 21) и передаточные механизмы (HSWL 256B). В результате, впервые британская военная бронетехника оснащается немецким приводом.
Военная бронетехника для личного состава
В рамках программы FRES наряду со специальной техникой (Special-Vehicle, SV) среди прочего планируется производство обычных средств транспортировки личного состава (Utility-Vehicle). Эта часть программы в 2007 г. даже получила наивысший приоритет.
Как следствие, в течение нескольких месяцев модели VBCI 1, «Пиранья IV Эволюшн» (Piranha IV Evolution) и «Боксер» (Boxer) подвергались тяжелым сравнительным испытаниям (Trials of Truth). «Временным победителем» конкурса в 2008 г. стала «Пиранья IV». Однако, в декабре 2008 г., внезапно, предпочтение получила часть программы, касающаяся специальной бронетехники.
В 2015 г. запущен программный компонент «механизированной машины пехоты» (Mechanised Infantry Vehicle, MIV). Согласно публикациям, его целью является продолжение прерванной ранее части программы Utility-Vehicle под новым названием.
От компаний-производителей в 2016 г. запрошены соответствующие предложения. Частично, они остались прежними. Как и несколько лет назад на конкурс предложены «Боксер», VBCI, «Пиранья V». К ним добавилась военная бронетехника от финской компании «Патриа» (Patria) AMV-XP, «Террекс 3» (Terrex 3) от «ЭсТи Кинетикс» (ST Kinetics, Сингапур) и «Страйкер» (Stryker SDVH) производства GD-UK. Ожидается закупка 307 машин с 2022 г.
Еще один компонент программы FRES – тяжелая бронетехника (Heavy Vehicle) со 120 мм орудием прямого огня прекращен в 2009 г.
Реализация многочисленных планов в рамках программы FRES характеризуется экспертами, как хаотическая. В основу проектов закладываются нечеткие и часто меняющиеся военные требования. Отмечается, что подобный подход создает наилучшие условия для того, чтобы факторы времени и затрат стали полностью не контролируемыми.
Программы Германии
В Германии компании KMW и Rheinmetall в настоящее время работают над дооснащением 104 ОБТ «Леопард 2» до версии A7V. Первые две машины в конце 2019 г. должны быть представлены для эксплуатационных испытаний. Ведутся работы над новым вооружением для БМП «Пума» (Puma). Продолжается производство второй партии БТР «Боксер» (131 машина).
Окончание второй фазы немецко-французской программы MGCS намечалось на лето 2018 г. Ожидалось предложение первичных системных концепций.
В промышленности в 2015 г. произошло слияние компаний KMW и «Некстер» в совместное предприятие КАНТ (КАNТ). Результатом этого преобразования должен стать первый совместный проект танка. По аналогии с ОБТ Mk 7 в 1985 г.: шасси – от «Леопард 2», башня – от компании «Викерс» (Vickers). В этом случае возможно сочетание шасси «Леопард 2» с башней от «Леклерка».
Польша
В Польше в настоящее врем проводится переоснащение 246 ОБТ «Леопард 2» в версию PL. Параллельно польская танковая промышленность (BumarLabedy и OBRUM) подталкивает правительство к модернизации 237 ОБТ PT 91 и 518 ОБТ T-72 M1. Для этого польские компании в последние три года предлагаются различные модернизированные модели танков: PT 91 M2, PT 16 и PT 17.
В то время как PT 91 M2 оснащен 125 мм гладкоствольным орудием, две других модели предположительно получат 120 мм гладкоствольную пушку, совместимую со стандартными боеприпасов НАТО. В среднесрочной перспективе такое решение привело бы в Польше к упрощению обеспечения боеприпасами.
С установкой 120 мм гладкоствольной пушки (украинского или словацкого происхождения) связана предусмотренная интеграция защищенного в тыльной части башни ленточного погрузчика. Все боевые машины должны иметь более современную систему управления огнем, тепловизионную оптику (WBG) с лазерным дальномером и электрические приводы наведения. Аналогичным образом планируются более мощные двигатели и улучшенная защита.
Для PT 17 выбран передаточный механизм ESM 350 от компании «Рэнк» (Renk), для PT 16 — дополнительная броня от «АйБиДи Дайзенрот Инжиниринг ГмбХ» (IBD Deisenroth Engineering GmbH). Вся военная бронетехника имеет электрогенератор (от 8 до 10 кВт) и гусеницы с резиновыми прокладками.
Планы России
Особым интересом на Западе пользуется военная бронетехника России. Прежде всего отмечается масштабная демонстрация многочисленных образцов 9 мая 2015 г. на параде Победы и последовавшее заявление о полномасштабном производстве около 2300 ОБТ T-14 «Армата» к 2020 г.
Однако, данное заявление, вероятно, не учитывало состояние бюджета и реальных производственных мощностей. Планы закупок резко сократились в 2017 г. В соответствии с договором с предприятием «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле намечено изготовить только 100 машин семейства «Армата» (предположительно, ОБТ T-14, ремонтно-эвакуационная машина T-16 и тяжелая БМП Т-15).
Вместо этого с более высоким приоритетом с 2010 г. продолжается модернизация ОБТ T-72 до версий T-72 Б3/Б4. В 2016 г. начаты программы для ОБТ T-80 U и Т-90. В настоящее время эти три типа танков составляют парк из около 2600 боеготовых боевых машин России. В дополнение к ним военная бронетехника в количестве около 17 тыс. ед., включая ОБТ Т-62 и Т-55, на складах за Уралом служат стратегическим резервом.
Основной боевой танк T-72 Б3
Основной боевой танк T-72 Б3 получил целый ряд новшеств. Новая 125 мм танковая пушка 2A46-M5 в комплекте с новым устройством прицеливания «Сосна-У» с тепловизором (Thales) и лазерным дальномером. Новый стабилизированный прибор наблюдения командира PK PAN с WBG и система управления огнем 1A 40-4 с новым цифровым вычислителем. На танке установлен более мощный двигатель V-92S 2F мощностью 832 кВт (около 1130 л.с.) в соединении с новой автоматической коробкой передач. Модель получила улучшенную бронезащиту, включая комплекс динамической защиты «Реликт».
В западных изданиях особо отмечается, что версия T-72 Б3 в последние годы появилась на востоке Украины. Этот факт, по мнению авторов публикаций, служит доказательством присутствия там регулярных российских войск.
Основной боевой танк T-90
Производство танков T-90 и T-90A началось в 1993 г. К настоящему моменту для ВС России их изготовлено около 550 ед., т.е. в среднем по 20-30 машин в год. Аналитики замечают в этом некоторую тенденцию: в силу бюджетных ограничений производство более сложных бронированных машин резко возвращается. В особенности это относится к T-14 «Армата», чья цена за единицу по факту выше в три раза, чем у Т-90.
Версия T-90 M впервые появилась в 2017 г. Модель обнаружила многие боевые возможности и функциональные особенности Т-14 или Т-90 МС. При этом, T-90 M на 30 процентов дешевле Т-14 и перевооружение может проходить на «Уралвагонзаводе» по существующим производственным линиям.
Танк T-90 M включает новую 125 мм гладкоствольную пушку 2A82-1M (как и T-14), новую цифровую систему управления огнем «Калина», командирский перископ с дистанционно управляемой 7,62 мм оружейной установкой (как у Т-14), новая механизм загрузки боеприпасов. На машину устанавливается двигатель V-92 S2 F. Модель переняла от Т-14 систему активной защиты «Афганит» и комплекс динамической защиты «Малахит».
Танк Т-80 БВМ
Некоторое удивление на Западе вызывает переход большого количества ОБТ T-80 B на версию T-80 БВМ.
Изменения, в частности, затрагивают новое устройство прицеливания «Сосна-У» с WBG и лазерным дальномером, усовершенствованный механизм заряжания. Последний позволит вести огонь как новейшим кинетическим боеприпасом, так и ствольной ракетой 9M 119 M «Инвар» (с тандемной кумулятивной боевой частью). Доработка газовой турбины GT-1250 позволяет сократить потребление топлива. Танк получит новый электрогенератор и комплекс динамической защиты «Реликт».
Удивление от модернизации ОБТ T-80 эксперты НАТО обуславливают тем, что этот тип военной бронетехники при эксплуатации обходится дороже средних показателей. Потребление газовой турбины в среднем составляет 750 л на 100 км (по дороге). Кроме того, после высоких потерь ОБТ T-80У в чеченской войне российские ВС планировали иметь только Т-72 и T-90. Однако, эта идея не была реализована.
Газовая турбина показывает на холоде намного лучшие стартовые характеристики, чем дизельный двигатель. В этой связи, предполагается, что Т-80 останется в эксплуатации в частности в Сибирском регионе, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне. Помимо этого, определенную роль, возможно, играет политика на рынке труда в пользу танкового завода «Омсктрансмаш» и ремонтного завода в г. Санкт-Петербург.
Другие российские разработки
Военная бронетехника России помимо программ модернизации для упомянутых ОБТ в последние годы также пополнилась новой версией БМП-3. На БМП-3 «Драгун» двигатель перенесен в носовой часть. Таким образом созданы оптимальные условия для выхода мотострелков через большую заднюю рампу.
Кроме того, представлена версия с 57 мм пушкой в необитаемой башне и версия со 125 мм самоходной пушкой 2С25 «Спрут» для воздушно-десантных войск. Возможно, в будущем появится башня с 57 мм пушкой также для тяжелой БМП T-15 «Армата» или на БМП семейства «Курганец 25».
Развитие легких образцов
В качестве нового тренда западные специалисты отмечают развитие легкой военной бронетехники.
В частности, армия США по бюджетным соображениям в 1996 г. оставила проект легкого танка M 8 AGS со 105 мм танковой пушкой. Вместе с тем, в течение нескольких лет Пентагон снова занимается подобными транспортными средствами для легких пехотных бригад.
Проект получил обозначение «Мобильная защищенная огневая мощь» (Mobile Protected Firepower, MPF). Рассматривается гусеничное транспортное средство в классе от 25 до 35 т. Планируется, что две подобные машины будут перевозиться одним C-17 «Глоубмастер» (Globemaster). Военная бронетехника этого типа должна собираться из присутствующих на рынке элементов.
В настоящее время ведется сбор предложений от промышленности. Заключение контракта планируется на 2019 г. Ожидается, что компания BAE Systems представит новую версию легкого танка M 8 AGS. В качестве второго поставщика уже в конце 2017 г. компания GDLS представила демонстратор «Гриффин» (Griffin). Третьим соискателем выступила китайская SAIC. Компания представила модель, в которой шасси NGAV от сингапурского производителя ST-Kinetics комбинируется с башней Serie 3105 от компании «Коккерил» (Cockerill).
Хотя Израиль при создании своей тяжелой бронетехники всегда стремился к максимальной живучести для экипажа, с 2012 г. он также начал проектные работы над программой легкого семейства «Кармел» (Carmel).
Планируется, что в его состав войдут легкие машины (от 30 до 35 т) и небольшие транспортные средства с экипажем из двух человек. На них предусматривается устанавливать гибридный привод, дистанционно-активные системы защиты, системы защиты от кибератак. Сообщается, что новая военная бронетехника получит самые современные системы наблюдения для реализации оптимального понимания экипажем окружающей обстановки.
Заключение
Согласно западным публикациям, в последние годы снова наблюдается разнообразная международная активность в области развития бронетехники, некоторые аспекты которой приведены в статье.
Многие страны в последние годы увеличили свои оборонные бюджеты, в то время как Россия с 2016 г. немного сократила выделяемые средства. Фокус программ бронетехники — это модернизация и повышение боевых возможностей моделей состоящих на вооружении. Потери танков в Северной Сирии в начале 2017 г. поставили на первое место вопрос об их защищенности. Как следствие, ряд стран прилагают значительные усилия в оснащении своих машин дистанционно-активными системами защиты.
По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik»
Ваши комментарии