Военно-политическое руководство Китая последовательно наращивает боевой потенциал ВМС страны. Значительное внимание в этом отношении уделяется формированию в их составе авиационных ударных групп. Палубная авиация Китая, как основное средство поражения АУГ, сегодня находится на этапе развития.
Палубная авиация авианосца «Ляонин»
Как отмечалось ранее, при проектировании «Ляонина» удалось увеличить вместимость авиационного ангара. В результате он позволяет разместить на корабле 24 тяжелых истребителя «Цзянь-15». Кроме того, в состав авиационной группы входят 12 вертолетов различного назначения.
Тяжелый истребитель «Цзянь-15» по своим линейным размерам не отличаются от российских Су-33. Самолёт имеет максимальный боевой радиус 409 км, что, конечно, недостаточно в сравнении с возможностями палубных истребителей ВМС США.
В настоящее время существует три стандартных варианта вооружения «Цзянь-15». Первый, две управляемых ракеты (УР) класса «воздух–воздух» (ВВ) под обозначением «Гром-8» и две УР ВВ «Гром-12». Второй, две УР ВВ «Гром-8» и две противокорабельные ракеты ПКР ВВ «Инцзи-83К». Третий, две УР ВВ «Гром-8» и четыре авиабомбы массой 500 кг каждая.
Истребитель также может оснащаться УР ВВ «Гром-9С, 10, 15», противокорабельными/противорадиолокационными ракетами «Инцзи-91», УР класса «воздух–земля» КD-88 и корректируемыми авиационными бомбами серии LS.
В таблицах ниже приведены сравнительные характеристики упомянутых авиационных средств поражения (АСП).
УР ВВ малой дальности пр-во КНР
Характеристика/модель | PL-8 | PL-9C |
Основа для разработки | УР ВВ «Питон 3» (Израиль) и AIM-9L (США) | УР ВВ «Питон 3» (Израиль) |
Длина (м) | 3 | 2,9 |
Диаметр (мм) | 157 | 157 |
Вес (кг) | 120 | 115 |
Вес БЧ (кг) | 11 | 12 |
Дальность пуска (км) | 15 | 16–21 |
Скорость полета (МАХ) | 2,5 | 3,5 |
Перегрузка (G) | 35 | 40 |
Система наведения | Инфракрасная | Инфракрасная |
Год выпуска | 1993 | 1995 |
УР ВВ большой дальности пр-во КНР
Характеристика/модель | PL-10Е | PL-12 (SD-10) | PL-15 |
Основа для разработки | УР ВВ A-Darter (ЮАР) | УР ВВ AIM-120D, (США) и Р-77 (РФ) | УР ВВ Х-31 (РФ) |
Длина (м) | 3,69 | 3,6 | 3,9 |
Диаметр (мм) | 203 | 203 | 200 |
Вес (кг) | 220 | 199 | 240 |
Дальность пуска (км) | 60 | 70 (100) | 200 |
Скорость полета (МАХ) | 4 | 4 | 4 |
Вес БЧ (кг) | 20 | 20 | 10 |
Перегрузка (G) | 55 | 38 | Нет данных |
Система наведения | Инфракрасная | Инерциальная + активная РЛС | Инерциальная, активная РЛС и инфракрасная (по образу цели) |
Год выпуска | 2013 | 2002 | 2016 |
Противокорабельные (противорадиолокационные) ракеты воздушного базирования
Характеристика/модель | YJ-83K/KH (С-803) | YJ-91 (С-901) |
Основа для разработки | Х-35 (РФ) | Х-31П (РФ) и ANS (Франция и Германия) |
Длина (м) | 5,145 | 4,7 |
Диаметр (мм) | 360 | 360 |
Стартовая масса (кг) | 530 | 600 |
Масса БЧ (кг) | 165 | 90 |
Скорость полета (МАХ) | от 0,9 до 1,5 | 3,5 |
Максимальная дальность пуска (км) | до 120 | до 150 |
Минимальная высота полета | 5-7 | 10-20 |
Тип запуска | горячий | горячий |
Система наведения | бортовой компьютер + РЛС | бортовой компьютер + активная/пассивная РЛС |
АСП наземных целей
Характеристика/модель | KD-88 (С-802AKG) | LS-6 |
Тип боеприпаса | Управляемая ракета класса «воздух-земля» | Оперенная корректируемая авиационная бомба |
Основа для разработки | Х-59М (РФ) | |
Длина (м) | 5,613 | 3,0 |
Диаметр (мм) | 360 | 377 |
Масса (кг) | 670 | 564 |
Дальность пуска (км) | 150 | 65 |
КВО (м) | 6,5 | 10 |
Система наведения | Инерциальная, двуканальная цифровая передача данных (возможна замена на тепловизионный модуль или активную/пассивную РЛС наведения) и телевизионная | ГЛОНАСС, «Бэйдоу» |
При полной заправке топливом и стандартном варианте вооружения истребители «Цзянь-15» выполняют взлет только с крайней стартовой позиции, которая обеспечивает пробег по палубе длиной 195 м. Необходимо учитывать, что даже во время стоянки в пункте базирования или при заходе в другой порт с официальным визитом в ангаре корабля всегда находится как минимум одна эскадрилья «Цзянь-15».
Для обеспечения действий всей группировки палубной авиации на «Ляонине» предусмотрены топливные танки суммарным объемом 5600 тонн. Известно, что для обеспечения вылета всех 24 истребителей необходимо заправить 192 тонны керосина.
Летчик палубной авиации ВМС НОАК максимально может выполнить пять вылетов в день. Это означает, что за одни сутки с палубы «Ляонина» может быть выполнено от 120 до 140 полетов.
По расчетам китайских военных, для обеспечения требуемого от палубных истребителей боевого радиуса в 1200 км на каждые шесть боевых машин необходимо иметь палубный самолет-заправщик. Заправщик должен оснащаться подвесным агрегатом заправки типа УПАЗ-1М (получены из Украины) и четырьмя дополнительными топливными баками. Известно, что три истребителя «Цзянь-15» могут быть переоборудованы в тактические танкеры.
Вертолетная группа
Вертолетная палубная авиация «Ляонина» включает 6 вертолетов противолодочной обороны (ПЛО) Z-18F, 4 вертолета дальнего радиолокационного дозора (ДРД) Z-18Y и четыре вертолета поисково-спасательной службы (ПСС) Z-9C.
Вертолеты ДРД Z-18Y предназначены для действий в течение трех часов на удалении 100–150 км от авианосца. Вертолет оснащен бортовой РЛС кругового обзора. При высоте полета 5 тыс. м она обеспечивает обнаружение крупных надводных и воздушных целей на удалении до 250 км, а низколетящих целей на удалении до 150 км. В совокупности это должно сократить время реагирования дежурных сил АУГ на 10–12 минут.
Вертолеты ПЛО Z-18F оборудованы курсовой РЛС ZLC-1. Её характеристики позволяют обнаруживать крупные надводные корабли вероятного противник на удалении до 150 км. Малоразмерные ракетные катера обнаруживаются на дальности до 100 км, а рубки подводных лодок – до 50 км.
Борьба с ПЛ вероятного противника осуществляется при помощи легких авиационных торпед «Рыба-7К». При общей массе 235 кг боевая часть торпеды весит 45 кг. При постоянной скорости в 40 узлов торпеда способна преодолевать 14 миль.
Для борьбы с надводными целями вертолет Z-18F может быть вооружен легкими ПКР «Инцзи-9». Масса ракеты 105 кг, дальность пуска 18 км. Рассматриваемый вертолет обеспечивает применение четырех указанных торпед или ракет.
Палубная авиация Китая – ближнесрочные перспективы
Палубный самолет РЭБ
Китайские специалисты осознают, что палубная авиагруппа не может быть полноценной без самолета тактической РЭБ. Испытательная программа двухместного палубного самолета тактической РЭБ под обозначением «Цзянь-15D» запущена в апреле 2018 г.
На законцовках крыльев самолёта смонтированы системы постановки помех. По внешнему виду они похожи на установленные на американском однотипном самолете E/A-18G «Growler». Первый «Цзянь-15D» выполнил посадку и взлет с палубы «Ляонина» 7 мая 2018 г. Очевидно, что ускорение НИОКР по «Цзянь-15D» стало возможным после того, как китайские специалисты предметно ознакомились с системой РЭБ истребителей «Су-35», приобретенными в РФ для ВВС НОАК.
Палубный самолет ДРДиН «Кунцзин-600»
Вторым по степени прогресса компонентом перспективной палубной авиагруппы станет турбовинтовой самолет дальнего радиолокационного дозора и наблюдения (ДРДиН) «Кунцзин-600».
В разработке участвует Китайская авиационная промышленная корпорация № 1 (КАПК). Испытания самолета проходят на аэродроме корпорации, расположенном в районе Яньлян, г. Сиань, провинция Шэньси. При его проектировании китайские разработчики использовали доступную им техническую документацию по советскому палубному самолету ДРДиН Як-44 и американскому Е-2С «Хокай» (Hawkeye).
Вероятно, что данный самолет оснащен двумя силовыми установками Д-27 производства украинской компании «Мотор Сич». Двигатели известны по военно-транспортному самолету Ан-70.
На основе указанной силовой установки в КНР выполнена разработка турбовального двигателя мощностью 6800 л.с., которой достаточно для взлета с палубы «Ляонина» или «Шаньдуна». Согласно опубликованным снимкам, двигатели имеют соосные винты. Это должно повысить эффективность при коротком старте с авианосца, оснащенного трамплином.
В салоне самолета предусмотрены места для трех–четырех операторов РЛС. Установленная на борту аппаратура должна обеспечить обнаружение воздушных целей на дальности до 600 км.
Экипаж включает пилота, штурмана и бортмеханика. Согласно требований ВМС НОАК, «Кунцзин-600» должен выполнять патрульные полёты продолжительностью 4 — 5 час. на высоте 10 тыс. м. Китайские военные пришли к выводу, что наиболее рационально планировать район действия самолета в виде прямоугольника размером 200х300 км.
В настоящее время, китайские самолетостроители ведут активные работы над данным самолетом. Масштабная модель «Кунцзин-600» проходит продувку в аэродинамической трубе. Наибольшее внимание уделяется проблемам конструирования Н-образного хвостового оперения. В качестве летной лаборатории китайские инженеры используют несколько самолетов «Юнь-7», которые по своим линейным размерам близки к Е-2С. Однако, для размещения на авианосном корабле необходим самолет с коротким фюзеляжем (длина 17,5 м), выстой не более 5,5 м и размахом крыла около 25 м.
Палубный БПЛА «Острый меч»
Палубная авиация НОАК в ближайшей перспективе получит свой малозаметный разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Перспективная модель получила обозначение «Острый меч».
Разработку БПЛА выполнили сотрудники НИИ авиационного проектирования Китайской авиастроительной промышленной корпорации (НИИ 601) и Авиакосмического университета в г. Шэньян.
НИОКР велись в рамках программы «Небесный арбалет», начатой в 2009 г. В ней также участвовали специалисты авиастроительного предприятия «Хунду». Однако, в ходе отборочных тестов в 2011 г. победителями признали конструкторов из Шэньяна.
Стимулом для создания подобного БПЛА стали успешные разработки аппарата Х-47В американскими специалистами и БПЛА «Нерон» французскими конструкторами. Известно, что передняя стойка шасси БПЛА «Острый меч» оснащена специальным кронштейном для крепления к челноку катапульты.
Известны некоторые ТТХ данного БПЛА: длина – 9,5 м, размах крыла – 12,5 м, высота – 2,5 м.
Первый образец «Острого меча» для стендовых испытаний производители предоставили в декабре 2012 г., а первый тестовый полет состоялся в ноябре 2013 г.
По данным СМИ КНР, «Острый меч» оснащен турбореактивным двигателем РД-93, который позволяет выполнять перелеты на дальность до 4 тыс. км. Радиус района боевого патрулирования БПЛА составляет одну тысячу километров. Это на 50% больше, чем у палубного истребителя «Цзянь-15». Вполне вероятно, что в перспективе данный БПЛА оснастят китайскими турбореактивными двигателями типа WS-19, которые обладают увеличенной до 10 тыс. кгс./см.кв. мощностью на форсажном режиме.
Известно, что тепловая малозаметность аппарата достигнута применением вольфрама при изготовлении выхлопной части двигателя. Китайские конструкторы предусматривают проведение дозаправки в воздухе, что позволит повысить боевые возможности «Острого меча». По оценкам китайских военных обозревателей, в двух внутренних ракетно-бомбовых отсеках БПЛА смогут размещаться:
– малокалиберные оперенные корректируемые авиабомбы типа «Небесный дракон-20» (копия американской малокалиберной бомбы GBU-53/B);
– кассетные авиабомбы YZ-100;
– корректируемые авиабомбы с лазерным наведением YZ-200;
– авиабомбы с лазерным наведением типов «LS-6» и «FT-5» массой 50 и 100 кг;
– легкие универсальные ракеты класса «воздух–земля» серии «Синий меч-7».
Палубная авиация долгосрочные перспективы
Китайские авиастроители внимательно наблюдают за разработками российских и американских коллег в области боевой авиации, в том числе за совершенствованием конструкции Су-33 и МиГ-29.
В основном китайские разработчики используют информацию об американском F-35. По их мнению, этот самолет вполне можно принять за образец палубного истребителя малой заметности.
В настоящее время на авиапредприятии в г. Шэньян ведется НИОКР по легкому одноместному малозаметному палубному истребителю «Цзянь-31В», или «Морской орел». Их коллеги из г. Чэнду работают над тяжелым двухместным истребителем под условным обозначением «Цзянь-20Н», или «Корабельный дракон».
Ниже приведены некоторые ТТХ перспективных малозаметных палубных истребителей Китая:
Характеристика/ модель | Цзянь-20Н | Цзянь-31В |
Длина (м) | 19,5 | 17,3 |
Размах крыльев в разложенном состоянии (м) | 14,4 | 13,11 |
Размах крыльев в сложенном состоянии (м) | 8,4 | 11,5 |
Высота (м) | 4,8 | 4,6 |
Эффективная площадь рассеивания (кв.м) | 0,01 | 0,05 |
Размеры центрального ракетно-бомбового отсека (м) | 4,5 х 2.4 х 0,8 | 4 х 1 х 0,8 |
Размеры боковых ракетно-бомбовых отсеков (м) | 3,2 х 1 х 0,8 | отсутствуют |
Нормальная взлетная масса (тонн) | 31 | 17,5 |
Максимальная взлетная масса (тонн) | 37 | 28 |
Максимальная масса топлива (тонн) | 10 | Нет данных |
Максимальная масса боевой нагрузки (тонн) | 7,5 | вероятно 7 |
Максимальная перегрузка (G) | 9 | 9 |
Силовая установка | АЛ-41ФН или WS-10B | РД-93МКМ или WS-19 |
Крейсерская скорость (МАХ) | 1,4 | 0,95 (1,2) |
Максимальная скорость (МАХ) | 2,2 | 1,8 |
Максимальная дальность полета (км) | 3500 | 2600 (3500) |
Максимальный боевой радиус (км) | 1200-1500 | 1000-1250 (1800) |
Практический потолок (км) | 20 | 18 |
В настоящее время палубная авиация НОАК сталкивается со следующими основными проблемами указанных моделей.
Во-первых, тяжелый «Цзянь-20Н» имеет большую взлетную массу, которая не позволяет совершать вылеты с небольшой боевой нагрузкой и уменьшенным боевым радиусом. Во-вторых, для этого самолета необходим высокофорсированный турбореактивный двигатель. Согласно некоторым оценкам, даже с учетом возможности копирования силовых установок истребителей Су-35С, для его разработки Китаю понадобится около пяти лет.
Перспективный легкий малозаметный истребитель «Цзянь-31В» в случае успешного прохождения государственных испытаний получит официальное обозначение «Цзянь-18». Вместе с тем, модель обладает крайне малым ракетно-бомбовым отсеком. Внутри возможно разместить не более двух УР ВВ («Гром-10,12, 21») и двух малокалиберных авиабомб типа LS-6 и GB-6 (масса 50 и 100 кг). Вооружение ПКР «Инцзи-83 и 91» допускается только с использованием внешних точек подвески.
Наряду с РЛС с АФАР «Цзянь-31Н» будет укомплектован двумя оптико-электронными станциями разведки и наведения (ОЭСРН). При этом, ОЭСРН EOTS-86 монтируется под килем и в носовой части, EOTS-89 – перед кабиной пилота. По требованиям ВМС НОАК данная аппаратура должна обнаруживать воздушные цели типа «бомбардировщик» на дальности в 150 км. Дальность распознавания надводных целей типа «эсминец» определена в 80 км, наземных типа «танк» — в 25 км.
Подготовка летчиков палубной авиации
Задача по подготовке летчиков истребителей палубной авиации возложена на дивизионный учебный центр (ДУЦ) морской авиации ВМС НОАК. Штаб центра расположен в н.п. Хулудао. ДУЦ подчинен командованию Северного флота и включает несколько авиационных баз (АБ): «Хулудао», «Синчэн», «Цзиньчжоу», «Тойтайцзы», «Сигуань» и «Цинхуандао».
При содействии украинских инженеров на АБ «Синчэн» оборудованы три взлетных трамплина и три зоны торможения с использованием тросовой системы. На одной из рулежных дорожек выполнена разметка, воспроизводящая размеры палубы корабля.
Также именно на этой базе расположена одна паровая и одна электромагнитная катапульты, которые обеспечивают старт истребителей «Цзянь-15». Передняя стойка шасси истребителя оснащена специальным кронштейном для крепления к челноку катапульты.
Первичная подготовка летчиков осуществляется на турбовинтовых учебно-боевых самолётах (УБС) «Чуцзяо-6» и учебно-боевых одномоторных истребителях К-8. Основной этап обучения проводится на УБС «Цзяолянь-9Г», или «Горный орел». Для нужд ВМС НОАК закуплено около 40 самолетов этой модели, тогда как ВВС Китая подписали контракт на поставку 135 машин.
В перспективе профессиональный этап подготовки летчиков палубных истребителей будет проходить на палубных двухмоторных УБС «Цзяолянь-10». Самолет имеет условное обозначение «Хищный орел», а экспортное – L-15B.
ТТХ УБС «Цзяолянь-9Г» и «Цзяолянь-10»
Характеристика/модель | «Цзяолянь-9Г» | «Цзяолянь-10» |
Длина (м) | 15,4 | 12,27 |
Высота (м) | 4,8 | 4,81 |
Размах крыла (м) | 9,9 | 9,48 |
Максимальная скорость (МАХ) | 1,4 | 1,4 |
Практический потолок (м) | 15000 | 16500 |
Нормальная взлетная масса (кг) | 8000 | 6000 |
Максимальная взлетная масса (кг) | 11000 | 9800 |
Максимальная дальность полета (км) | 1650 | 3100 |
Максимальное время нахождения в воздухе (час) | 2 | |
Ресурс фюзеляжа (час) | 5000 | 10000 |
Экипаж (чел) | 2 | 2 |
Китайским конструкторам удалось снизить на 25% массу планера этих УБС по сравнению с самолетами предыдущего поколения. Результат достигнут за счет применения углеволоконных материалов.
Как сообщается, УБС «Цзяолянь-9Г» оснащают форсированным турбовентиляторным двигателем украинского производства АИ-222К-25Ф (поставлено 40 моторов). На его базе в КНР создан двигатель под обозначением WP-13FC мощностью 6500 кгс.
Для взлета корабельной версии «Цзяолянь-10» достаточно участка палубы длиной 105 м, поскольку он оснащен двумя турбовентиляторными двигателями WS-17 «Миньшань 2400». Двигатель разработан в 624 НИИ и имеет удельную мощность 4700 кгс./см.кв.
Благодаря двигателям повышенной мощности экипаж в составе инструктора и курсанта может отрабатывать применение УР ВВ «Гром-5ЕII», легких ПКР TL-9, а также авиабомб серии LS массой 250 и 500 кг. Помимо этого, бортовая авионика самолета позволяет имитировать режимы полета, характерные для тяжелых палубных истребителей «Цзянь-15».
Полный курс обучения пилотированию истребителя «Цзянь-15» 40 китайских летчиков прошли еще в 2016–2017 гг. Таким образом, к лету 2018 г. практически закончено формирование второго истребительного полка. Согласно ряду оценок, палубная авиация получила летчиков с достаточно высоким уровнем квалификации. Последнее подтверждается продемонстрированным ими умелым пилотированием в сложных ситуациях.
Некоторые временные нормативы для летчиков палубной авиации ВМС НОАК при принятии решения
№ этапа | Наименование этапа решения | Содержание решения | Расход времени (сек.) |
1 | Занятие позиции на взлет | – включение и контроль систем истребителя; – вывод с позиции готовности на стартовую позицию | 10–30 |
2 | Подготовка к взлету | – проверка работы двигателей; – прогрев двигателей до взлетного режима | 15–30 |
3 | Ожидание уточняющего приказа | – поддержание работы двигателя | 20–30 |
4 | Отмена взлета | – снижение оборотов двигателя; – руление на позицию ожидания | 10 |
5 | Взлет | 5–10 | |
6 | Подготовка к посадке | – подтверждение отсутствия помех в зоне посадки; – получение окончательного приказа о заходе на посадку | 10 |
7 | Уход на второй круг | – сообщение о неисправности или отсутствие зацепления тормозного гака; – доклад об уходе на второй круг | 5 |
8 | Посадка | – доклад о выполнении посадки | 10 |
9 | Освобождение зоны приземления | – уменьшение тяги двигателя; – уборка тормозного гака; – руление к зоне готовности | 20–30 |
Продолжение следует …
По материалам журнала «Корабельное вооружение». Пекин. Изд-во Китайской кораблестроительной промышленной корпорации.
Читайте также по теме:
Авианосец «Ляонин» ВМС Китая
Морской шелковый путь как часть стратегии развития Китая
Новый авианосец Китая – строительство началось
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
ок весьма интересно!Спасибо!