Палубная авиация Китая

Палубная авиация Китая: состояние и перспективы

Военно-политическое руководство Китая последовательно наращивает боевой потенциал ВМС страны. Значительное внимание в этом отношении уделяется формированию в их составе авиационных ударных групп. Палубная авиация Китая, как основное средство поражения АУГ, сегодня находится на этапе развития.

Продолжаем рассматривать тему авианесущего флота НОАК, начатую в статье «Авианосц «Ляонин» ВМС

Палубная авиация авианосца «Ляонин»

Как отмечалось ранее, при проектировании «Ляонина» удалось увеличить вместимость авиационного ангара. В результате он позволяет разместить на корабле 24 тяжелых истребителя «Цзянь-15». Кроме того, в состав авиационной группы входят 12 вертолетов различного назначения.

Палубная авиация Китая
Палубная авиация Китая

Тяжелый истребитель «Цзянь-15» по своим линейным размерам не отличаются от российских Су-33. Самолёт имеет максимальный боевой радиус 409 км, что, конечно, недостаточно в сравнении с возможностями палубных истребителей ВМС США.

В настоящее время существует три стандартных варианта вооружения «Цзянь-15». Первый, две управляемых ракеты (УР) класса «воздух–воздух» (ВВ) под обозначением «Гром-8» и две УР ВВ «Гром-12». Второй, две УР ВВ «Гром-8» и две противокорабельные ракеты ПКР ВВ «Инцзи-83К». Третий, две УР ВВ «Гром-8» и четыре авиабомбы массой 500 кг каждая.

Истребитель также может оснащаться УР ВВ «Гром-9С, 10, 15», противокорабельными/противорадиолокационными ракетами «Инцзи-91», УР класса «воздух–земля» КD-88 и корректируемыми авиационными бомбами серии LS.

«Цзянь-15», вооруженного двумя ПКР «Инцзи-83К»
Посадка «Цзянь-15», вооруженного двумя ПКР «Инцзи-83К»

В таблицах ниже приведены сравнительные характеристики упомянутых авиационных средств поражения (АСП).

УР ВВ  малой дальности пр-во КНР

Характеристика/модельPL-8PL-9C
Основа для разработкиУР ВВ «Питон 3» (Израиль) и AIM-9L (США)УР ВВ «Питон 3» (Израиль)
Длина (м)32,9
Диаметр (мм)157157
Вес (кг)120115
Вес БЧ (кг)1112
Дальность пуска (км)1516–21
Скорость полета (МАХ)2,53,5
Перегрузка (G)3540
Система наведенияИнфракраснаяИнфракрасная
Год выпуска19931995

УР ВВ большой дальности пр-во КНР

Характеристика/модельPL-10ЕPL-12
(SD-10)
PL-15
Основа для разработкиУР ВВ A-Darter (ЮАР)УР ВВ AIM-120D, (США) и Р-77 (РФ)УР ВВ Х-31 (РФ)
Длина (м)3,693,63,9
Диаметр (мм)203203200
Вес (кг)220199240
Дальность пуска (км)6070 (100)200
Скорость полета (МАХ)444
Вес БЧ (кг)202010
Перегрузка (G)5538Нет данных
Система наведенияИнфракраснаяИнерциальная + активная РЛСИнерциальная, активная РЛС и инфракрасная (по образу цели)
Год выпуска201320022016

Противокорабельные (противорадиолокационные) ракеты воздушного базирования

Характеристика/модельYJ-83K/KH (С-803)YJ-91 (С-901)
Основа для разработкиХ-35 (РФ)Х-31П (РФ) и ANS (Франция и Германия)
Длина (м)5,1454,7
Диаметр  (мм)360360
Стартовая масса (кг)530600
Масса БЧ (кг)16590
Скорость полета (МАХ)от 0,9 до 1,53,5
Максимальная дальность пуска (км) до 120до 150
Минимальная высота полета5-710-20
Тип запускагорячийгорячий
Система наведениябортовой компьютер + РЛСбортовой компьютер + активная/пассивная РЛС

АСП наземных целей

Характеристика/модельKD-88 (С-802AKG)LS-6
Тип боеприпасаУправляемая ракета класса «воздух-земля»Оперенная корректируемая авиационная бомба
Основа для разработкиХ-59М (РФ) 
Длина (м)5,6133,0
Диаметр (мм)360377
Масса (кг)670564
Дальность пуска (км)15065
КВО (м)6,510
Система наведенияИнерциальная, двуканальная цифровая  передача данных (возможна замена на тепловизионный модуль или активную/пассивную РЛС наведения) и телевизионнаяГЛОНАСС, «Бэйдоу»

При полной заправке топливом и стандартном варианте вооружения истребители «Цзянь-15» выполняют взлет только с крайней стартовой позиции, которая обеспечивает пробег по палубе длиной 195 м. Необходимо учитывать, что даже во время стоянки в пункте базирования или при заходе в другой порт с официальным визитом в ангаре корабля всегда находится как минимум одна эскадрилья «Цзянь-15».

Для обеспечения действий всей группировки палубной авиации на «Ляонине» предусмотрены топливные танки суммарным объемом 5600 тонн. Известно, что для обеспечения вылета всех 24 истребителей необходимо заправить 192 тонны керосина.

Готовность к взлету
Готовность к взлету

Летчик палубной авиации ВМС НОАК максимально  может выполнить пять вылетов в день. Это означает, что за одни сутки с палубы «Ляонина» может быть выполнено от 120 до 140 полетов.

По расчетам китайских военных, для обеспечения требуемого от палубных истребителей боевого радиуса в 1200 км на каждые шесть боевых машин необходимо иметь палубный самолет-заправщик. Заправщик должен оснащаться подвесным агрегатом заправки типа УПАЗ-1М (получены из Украины) и четырьмя дополнительными топливными баками. Известно, что три истребителя «Цзянь-15» могут быть переоборудованы в тактические танкеры.

Истребитель «Цзянь-15» с УПАЗ-1М
Истребитель «Цзянь-15» с УПАЗ-1М

Вертолетная группа

Вертолетная палубная авиация «Ляонина» включает 6 вертолетов противолодочной обороны (ПЛО) Z-18F, 4 вертолета дальнего радиолокационного дозора (ДРД) Z-18Y и четыре вертолета поисково-спасательной службы (ПСС) Z-9C.

Вертолеты ДРД Z-18Y предназначены для действий в течение трех часов на удалении 100–150 км от авианосца. Вертолет оснащен бортовой РЛС кругового обзора. При высоте полета 5 тыс. м она обеспечивает обнаружение крупных надводных и воздушных целей на удалении до 250 км, а низколетящих целей на удалении до 150 км. В совокупности это должно сократить время реагирования дежурных сил АУГ на 10–12 минут.

Вертолеты ПЛО Z-18F оборудованы курсовой РЛС ZLC-1. Её характеристики позволяют обнаруживать крупные надводные корабли вероятного противник на удалении до 150 км. Малоразмерные ракетные катера обнаруживаются на дальности до 100 км, а рубки подводных лодок – до 50 км.

Вертолет ПЛО Z-18F
Вертолет ПЛО Z-18F

Борьба с ПЛ вероятного противника осуществляется при помощи легких авиационных торпед «Рыба-7К». При общей массе 235 кг боевая часть торпеды весит 45 кг. При постоянной скорости в 40 узлов торпеда способна преодолевать 14 миль.

Для борьбы с надводными целями вертолет Z-18F может быть вооружен легкими ПКР «Инцзи-9». Масса ракеты 105 кг, дальность пуска 18 км. Рассматриваемый вертолет обеспечивает применение четырех указанных торпед или ракет.

Палубная авиация Китая – ближнесрочные перспективы

Палубный самолет РЭБ

Китайские специалисты осознают, что палубная авиагруппа не может быть полноценной без самолета тактической РЭБ. Испытательная программа двухместного палубного самолета тактической РЭБ под обозначением «Цзянь-15D» запущена в апреле 2018 г.

На законцовках крыльев самолёта смонтированы системы постановки помех. По внешнему виду они похожи на установленные на американском однотипном самолете E/A-18G «Growler». Первый «Цзянь-15D» выполнил посадку и взлет с палубы «Ляонина» 7 мая 2018 г. Очевидно, что ускорение НИОКР по «Цзянь-15D» стало возможным после того, как китайские специалисты предметно ознакомились с системой РЭБ истребителей «Су-35», приобретенными в РФ для ВВС НОАК.

Палубный самолет РЭБ «Цзянь-15D»
Палубный самолет РЭБ «Цзянь-15D»

Палубный самолет ДРДиН «Кунцзин-600»

Вторым по степени прогресса компонентом перспективной палубной авиагруппы станет турбовинтовой самолет дальнего радиолокационного дозора и наблюдения (ДРДиН) «Кунцзин-600».

В разработке участвует Китайская авиационная промышленная корпорация № 1 (КАПК). Испытания самолета проходят на аэродроме корпорации, расположенном в районе Яньлян, г. Сиань, провинция Шэньси. При его проектировании китайские разработчики использовали доступную им техническую документацию по советскому палубному самолету ДРДиН Як-44 и американскому Е-2С «Хокай» (Hawkeye).

Вероятно, что данный самолет оснащен двумя силовыми установками Д-27 производства украинской компании «Мотор Сич». Двигатели известны по военно-транспортному самолету Ан-70.

Перспективный палубный самолет ДРДиН «Кунцзин-600»
Перспективный палубный самолет ДРДиН «Кунцзин-600»

На основе указанной силовой установки в КНР выполнена разработка турбовального двигателя мощностью 6800 л.с., которой достаточно для взлета с палубы «Ляонина» или «Шаньдуна». Согласно опубликованным снимкам, двигатели имеют соосные винты. Это должно повысить эффективность при коротком старте с авианосца, оснащенного трамплином.

В салоне самолета предусмотрены места для трех–четырех операторов РЛС. Установленная на борту аппаратура должна обеспечить обнаружение воздушных целей на дальности до 600 км.

Экипаж включает пилота, штурмана и бортмеханика. Согласно требований ВМС НОАК, «Кунцзин-600» должен выполнять патрульные полёты продолжительностью 4 — 5 час. на высоте 10 тыс. м. Китайские военные пришли к выводу, что наиболее рационально планировать район действия самолета в виде прямоугольника размером 200х300 км.

В настоящее время, китайские самолетостроители ведут активные работы над данным самолетом. Масштабная модель «Кунцзин-600» проходит продувку в аэродинамической трубе. Наибольшее внимание уделяется проблемам конструирования Н-образного хвостового оперения. В качестве летной лаборатории китайские инженеры используют несколько самолетов «Юнь-7», которые по своим линейным размерам близки к Е-2С. Однако, для размещения на авианосном корабле необходим самолет с коротким фюзеляжем (длина 17,5 м), выстой не более 5,5 м и размахом крыла около 25 м.

Палубный БПЛА «Острый меч»

Палубная авиация НОАК в ближайшей перспективе получит свой малозаметный разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Перспективная модель получила обозначение «Острый меч».

Разработку БПЛА выполнили сотрудники НИИ авиационного проектирования Китайской авиастроительной промышленной корпорации (НИИ 601) и Авиакосмического университета в г. Шэньян.

НИОКР велись в рамках программы «Небесный арбалет», начатой в 2009 г. В ней также участвовали специалисты авиастроительного предприятия «Хунду». Однако, в ходе отборочных тестов в 2011 г. победителями признали конструкторов из Шэньяна.

Стимулом для создания подобного БПЛА стали успешные разработки аппарата Х-47В американскими специалистами и БПЛА «Нерон» французскими конструкторами. Известно, что передняя стойка шасси БПЛА «Острый меч» оснащена специальным кронштейном для крепления к челноку катапульты.

Известны некоторые ТТХ данного БПЛА:  длина – 9,5 м, размах крыла – 12,5 м, высота – 2,5 м.

БПЛА «Острый меч»
БПЛА «Острый меч»

Первый образец «Острого меча» для стендовых испытаний производители предоставили в декабре 2012 г., а первый тестовый полет состоялся в ноябре 2013 г.

По данным СМИ КНР, «Острый меч» оснащен турбореактивным двигателем РД-93, который позволяет выполнять перелеты на дальность до 4 тыс. км. Радиус района боевого патрулирования БПЛА составляет одну тысячу километров. Это на 50% больше, чем у палубного истребителя «Цзянь-15». Вполне вероятно, что в перспективе данный БПЛА оснастят китайскими турбореактивными двигателями типа WS-19, которые обладают увеличенной до 10 тыс. кгс./см.кв. мощностью на форсажном режиме.

Острый меч на аэродроме
Острый меч на аэродроме

Известно, что тепловая малозаметность аппарата достигнута применением вольфрама при изготовлении выхлопной части двигателя. Китайские конструкторы предусматривают проведение дозаправки в воздухе, что позволит повысить боевые возможности «Острого меча». По оценкам китайских военных обозревателей, в двух внутренних ракетно-бомбовых отсеках БПЛА смогут размещаться:

– малокалиберные оперенные корректируемые авиабомбы типа «Небесный дракон-20» (копия американской малокалиберной бомбы GBU-53/B);
– кассетные авиабомбы YZ-100;
– корректируемые авиабомбы с лазерным наведением YZ-200;
– авиабомбы с лазерным наведением типов «LS-6» и «FT-5» массой 50 и 100 кг;
– легкие универсальные ракеты класса «воздух–земля» серии «Синий меч-7».

Палубная авиация долгосрочные перспективы

Китайские авиастроители внимательно наблюдают за разработками российских и американских коллег в области боевой авиации, в том числе  за совершенствованием конструкции Су-33 и МиГ-29.

В основном китайские разработчики используют информацию об американском F-35. По их мнению, этот самолет вполне можно принять за образец палубного истребителя малой заметности.

В настоящее время на авиапредприятии в г. Шэньян ведется НИОКР по легкому одноместному малозаметному палубному истребителю «Цзянь-31В», или «Морской орел». Их коллеги из г. Чэнду работают над тяжелым двухместным истребителем под условным обозначением «Цзянь-20Н», или  «Корабельный дракон».

Перспективный тяжелый палубный истребитель «Цзянь-20Н»
Перспективный тяжелый палубный истребитель «Цзянь-20Н»

Ниже приведены некоторые ТТХ перспективных малозаметных палубных истребителей Китая:

Характеристика/ модельЦзянь-20НЦзянь-31В
Длина (м)19,517,3
Размах крыльев в разложенном состоянии (м)14,413,11
Размах крыльев в сложенном состоянии (м)8,411,5
Высота (м)4,84,6
Эффективная площадь рассеивания (кв.м)0,010,05
Размеры центрального ракетно-бомбового отсека (м)4,5 х 2.4 х 0,84 х 1 х 0,8
Размеры боковых ракетно-бомбовых отсеков (м)3,2 х 1 х 0,8отсутствуют
Нормальная взлетная масса (тонн)3117,5
Максимальная взлетная масса (тонн)3728
Максимальная масса топлива (тонн)10Нет данных
Максимальная масса боевой нагрузки (тонн)7,5вероятно 7
Максимальная перегрузка (G)99
Силовая установкаАЛ-41ФН или WS-10BРД-93МКМ или WS-19
Крейсерская скорость (МАХ)1,40,95 (1,2)
Максимальная скорость (МАХ)2,21,8
Максимальная дальность полета (км)35002600 (3500)
Максимальный боевой радиус (км)1200-15001000-1250 (1800)
Практический потолок (км)2018

 

В настоящее время палубная авиация НОАК сталкивается со следующими основными проблемами указанных моделей.

Во-первых, тяжелый «Цзянь-20Н» имеет большую взлетную массу, которая не позволяет совершать вылеты с небольшой боевой нагрузкой и уменьшенным боевым радиусом. Во-вторых, для этого самолета необходим высокофорсированный турбореактивный двигатель. Согласно некоторым оценкам, даже с учетом возможности копирования  силовых установок истребителей Су-35С, для его разработки Китаю понадобится около пяти лет.

Перспективный легкий малозаметный истребитель «Цзянь-31В» в случае успешного прохождения государственных испытаний получит официальное обозначение «Цзянь-18». Вместе с тем, модель обладает крайне малым ракетно-бомбовым отсеком. Внутри возможно разместить не более двух УР ВВ («Гром-10,12, 21») и двух малокалиберных авиабомб типа LS-6 и GB-6 (масса 50 и 100 кг). Вооружение ПКР «Инцзи-83 и 91» допускается  только с использованием внешних точек подвески.

Перспективный легкий палубный истребитель «Цзянь-31В»
Перспективный легкий палубный истребитель «Цзянь-31В»

Наряду с РЛС с АФАР «Цзянь-31Н» будет укомплектован двумя оптико-электронными станциями разведки и наведения (ОЭСРН). При этом,  ОЭСРН EOTS-86 монтируется под килем и в носовой части, EOTS-89 – перед кабиной пилота. По требованиям ВМС НОАК данная аппаратура должна обнаруживать воздушные цели типа «бомбардировщик» на дальности в 150 км. Дальность распознавания надводных целей типа «эсминец» определена в 80 км, наземных типа «танк» — в 25 км.

Подготовка летчиков палубной авиации

Задача по подготовке летчиков истребителей палубной авиации возложена на дивизионный учебный центр (ДУЦ) морской авиации ВМС НОАК. Штаб центра расположен в н.п. Хулудао. ДУЦ подчинен командованию Северного флота и включает несколько авиационных баз (АБ): «Хулудао», «Синчэн», «Цзиньчжоу», «Тойтайцзы», «Сигуань» и «Цинхуандао».

При содействии украинских инженеров на АБ «Синчэн» оборудованы три взлетных трамплина и три зоны торможения с использованием тросовой системы. На одной из рулежных дорожек выполнена разметка, воспроизводящая размеры палубы корабля.

Предсерийный истребитель «Цзянь-15» выполняет взлет с трамплина на ДУЦ «Хулудао»
Предсерийный истребитель «Цзянь-15» выполняет взлет с трамплина на ДУЦ «Хулудао»

 Также именно на этой базе расположена одна паровая и одна электромагнитная катапульты, которые обеспечивают старт истребителей «Цзянь-15». Передняя стойка шасси истребителя оснащена специальным кронштейном для крепления к челноку катапульты.

Первичная подготовка летчиков осуществляется на турбовинтовых учебно-боевых самолётах (УБС) «Чуцзяо-6» и учебно-боевых одномоторных истребителях К-8. Основной этап обучения проводится на УБС «Цзяолянь-9Г», или «Горный орел». Для нужд ВМС НОАК закуплено около 40 самолетов этой модели, тогда как ВВС Китая подписали контракт на поставку 135 машин.

УБС «Цзяолянь-9Г»
УБС «Цзяолянь-9Г»

В перспективе профессиональный этап подготовки летчиков палубных истребителей будет проходить на палубных двухмоторных УБС «Цзяолянь-10». Самолет имеет условное обозначение «Хищный орел», а экспортное – L-15B.

УБС «Цзяолянь-10»
УБС «Цзяолянь-10»

ТТХ УБС «Цзяолянь-9Г» и «Цзяолянь-10»

Характеристика/модель«Цзяолянь-9Г»«Цзяолянь-10»
Длина (м)15,412,27
Высота (м)4,84,81
Размах крыла (м)9,99,48
Максимальная скорость (МАХ)1,41,4
Практический потолок (м)1500016500
Нормальная взлетная масса (кг)80006000
Максимальная взлетная масса (кг)110009800
Максимальная дальность полета (км)16503100
Максимальное время нахождения в воздухе (час)2 
Ресурс фюзеляжа (час)500010000
Экипаж (чел)22

Китайским конструкторам удалось снизить на 25% массу планера этих УБС по сравнению с самолетами предыдущего поколения. Результат достигнут за счет применения углеволоконных материалов.

Как сообщается, УБС «Цзяолянь-9Г» оснащают форсированным турбовентиляторным двигателем украинского производства АИ-222К-25Ф (поставлено 40 моторов). На его базе в КНР создан двигатель под обозначением WP-13FC мощностью 6500 кгс.

Для взлета корабельной версии «Цзяолянь-10» достаточно участка палубы длиной 105 м, поскольку он оснащен двумя турбовентиляторными двигателями WS-17 «Миньшань 2400». Двигатель разработан в 624 НИИ и имеет удельную мощность 4700 кгс./см.кв.

Благодаря двигателям повышенной мощности экипаж в составе инструктора и курсанта может отрабатывать применение УР ВВ «Гром-5ЕII», легких ПКР TL-9, а также авиабомб серии LS массой 250 и 500 кг. Помимо этого, бортовая авионика самолета позволяет имитировать режимы полета, характерные для тяжелых палубных истребителей «Цзянь-15».

Полный курс обучения пилотированию истребителя «Цзянь-15» 40 китайских летчиков прошли еще в 2016–2017 гг. Таким образом, к лету 2018 г. практически закончено формирование второго истребительного полка. Согласно ряду оценок, палубная авиация получила летчиков с достаточно высоким уровнем квалификации. Последнее подтверждается продемонстрированным ими умелым пилотированием в сложных ситуациях.

 

Тушение пожара в двигателе истребителя Цзянь-15 (16.08.2017), вызванного попаданием птицы на взлете, после успешного возвращения на аэродром
Тушение пожара в двигателе истребителя Цзянь-15 (16.08.2017), вызванного попаданием птицы на взлете, после успешного возвращения на аэродром

Некоторые временные нормативы для летчиков палубной авиации ВМС НОАК при принятии решения

№ этапаНаименование этапа решенияСодержание решенияРасход времени (сек.)
1Занятие позиции на взлет– включение и контроль систем истребителя;
– вывод с позиции готовности на стартовую позицию
10–30
2Подготовка к взлету– проверка работы двигателей;
– прогрев двигателей до взлетного режима
15–30
3Ожидание уточняющего приказа– поддержание работы двигателя20–30
4Отмена взлета– снижение оборотов двигателя;
– руление на позицию ожидания
10
5Взлет 5–10
6Подготовка к посадке– подтверждение отсутствия помех в зоне посадки;
– получение окончательного приказа о заходе на посадку
10
7Уход на второй круг– сообщение о неисправности или отсутствие зацепления тормозного гака;
– доклад об уходе на второй круг
5
8Посадка– доклад о выполнении посадки10
9Освобождение зоны приземления– уменьшение тяги двигателя;
– уборка тормозного гака;
– руление к зоне готовности
20–30

Продолжение следует …


По материалам журнала «Корабельное вооружение». Пекин. Изд-во Китайской кораблестроительной промышленной корпорации.

Читайте также по  теме:

Авианосец «Ляонин» ВМС Китая
Морской шелковый путь как часть стратегии развития Китая
Новый авианосец Китая – строительство началось

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Один комментарий

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *