Сегодня на вооружении ВВС большинства стран Ближнего Востока находятся истребители американского производства F-16, которые обладают значительным потенциалом для модернизации. Для этих самолетов американские производители регулярно расширяют номенклатуру авиационных средств поражения, совершенствуют бортовую электронику, создают новые системы разведывательного и оборонительного характера. Среди государств региона наибольшим количеством истребителей F-16 располагают ВВС Турции. До последнего времени они являлись постоянным клиентом оборонно-промышленного комплекса США, поставлявшего значительное количество сменно-запасных частей (СЗЧ), необходимых для поддержания летной годности F-16 турецких ВВС.

F-16 ВВС Турции
F-16 ВВС Турции

С учетом осложнений в военно-политических отношениях между Анкарой и Вашингтоном предприятия ОПК США прекратили поставку СЗЧ для истребителей F-16 ВВС Турции. Это серьезно подрывает боеготовность эскадрилий оперативно-тактической авиации, которые традиционно выполняют широкий спектр задач. Кроме того, американские предприятия вынуждено прекратили сотрудничество с турецкими подрядчиками по серийному строительству малозаметных истребителей пятого поколения F-35.

Производственный потенциал Турции

По данным китайских источников, в настоящее время на территории Турции локализовано производство 835 деталей из новых композитных материалов и сплавов для F-35. Достоверно известно, что турецкие специалисты отвечают за производство центральной части фюзеляжа и стоек шасси для данного истребителя. Сам же самолет чрезвычайно необходим как ВВС Турции, так и подразделениям морской авиации турецких ВМС для прикрытия надводных кораблей от действий вероятного противника.

Сборка F-35 на авиационном заводе
Сборка F-35 на авиационном заводе

По оценкам китайских аналитиков, в процессе реализации программы строительства F-35 американские компании создали на территории Турции предприятия и подготовили специалистов в следующих областях:

  • изготовление современных авиационных корпусных материалов;
  • высокоточная резка и соединение элементов из металлических и неметаллических материалов;
  • изготовление кабельной продукции авиационного назначения и сборка кабельных линий для боевой авиации;
  • автоматическая окраска сложных и сверхсложных деталей с применением специальных составов.

Все эти направления вполне актуальны для авиастроительного кластера оборонно-промышленного комплекса Турецкой Республики в свете прекращения сотрудничества по программе F-35, поскольку еще в 2015 г. официальная Анкара санкционировала разработку перспективного малозаметного истребителя национального производства, который более чем на 65% должен состоять из компонентов, производимых в Турции.

Как известно, проект получил обозначение TFX. На проведение опытно-конструкторских работ военно-политическое руководство Турции выделило 1,3 млрд. долл. США. В целях выполнения важнейшей государственной задачи в единую проектную организацию  объединено 3200 конструкторов и инженеров, работающих на предприятиях ОПК страны.

Истребитель пятого поколения для ВВС Турции

Анализ видеоматериалов, а также отдельных эскизов позволяет утверждать, что турецкие самолетостроители приняли кардинальное решение о создании двухдвигательного истребителя с двухкилевым хвостовым оперением. По внешнему виду самолет очень похож на американскую разработку под обозначением YF-22.

Истребитель пятого поколения TFX ВВС Турции. Эскиз
Истребитель пятого поколения TFX ВВС Турции. Эскиз

Представляется возможным указать размеры перспективного турецкого истребителя пятого поколения: длина 21 м; размах крыльев 14 м; высота 6 м. Сравнительный анализ показывает, что TFX будет немногим больше, чем американский F-35. Максимальная взлетная масса TFX не должна превышать 27215 кг. По замыслу турецких конструкторов самолет должен иметь эффективную площадь рассеивания менее 0,1 кв. м – т.е. очевидно намерение обеспечить достаточно низкую радиолокационную заметность.

Авиационные средства поражения разместятся в едином внутреннем ракетно-бомбовом отсеке, расположенном по центру фюзеляжа между моторами. Следует отметить, что турецкие оружейники уже разработали два образца управляемых ракет класса «воздух-воздух» и в настоящее время активно испытывают их.

Обнаружение воздушных, наземных и надводных целей обеспечит комплекс  радиоэлектронной аппаратуры в составе РЛС с активной фазированной антенной решеткой, оптико-локационной станции инфракрасного режима и многорежимной оптико-электронной станции. Данные элементы смогут передавать информацию в шлем летчика, оборудованный функцией «дополненной реальности».

Управление вооружением, а также согласование действий с беспилотными летательными аппаратами будет выполнено голосовым. Защиту самолета обеспечит встроенная система РЭБ, осуществляющая постановку помех для РЛС систем ПВО и зенитных управляемых ракет вероятного противника.

Двигатель для перспективного самолета

Ключевым вопросом процесса проектирования и создания любого истребителя является турбореактивный двигатель. Как известно, Турецкая Республика не обладает конструкторскими и технологическими возможностями для самостоятельной разработки и сборки турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД), которые позволяют выполнять полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажного режима. В настоящее время технологиями производства таких двигателей обладает только США, а именно компании General Electric и Pratt&Whitney, которые поставляют силовые установки для истребителей F-22 и F-35.

По данным китайских источников, турецкие специалисты возлагали определенные надежды на сотрудничество с европейскими производителями двигателей для истребителей. Расчет делался на использование модели EJ-200, однако Турция получила отказ.

В настоящее время турецкая сторона рассчитывает на сотрудничество с британской компанией «Роллс-Ройс», конструкторы которой разработали двигатель XG-40. По замыслу ВВС Турции британский ТРДД должен иметь максимальную тягу на бесфорсажном режиме 9071 кгс/кв. см. и 12150 кгс/кв. см на форсаже. Эти характеристики позволят TFX развивать максимальную скорость в два МАХа. В  крейсерском режиме боевой радиус самолета составит около 1111 км, что значительно превышает возможности F-35.  Практический потолок турецкого истребителя определен на уровне 16 764 м.

Российский ТРДД Ал-41Ф-1С на МАКС 2015
Российский ТРДД Ал-41Ф-1С на МАКС 2015

В случае отказа британских специалистов от сотрудничества турецкая компания  TUSAS окажется в очень сложном положении, поскольку ее конструкторы и инженеры не обладают необходимой квалификацией. При таком неблагоприятном развитии ситуации турецким моторостроителям останется только обращаться за помощью к профильным предприятиям ОПК РФ. По данным китайских источников, наибольший интерес у ВВС Турции вызывает российский ТРДД Ал-41Ф-1С, поскольку это самый мощный серийный двигатель, который может обеспечить требуемую скорость и топливную экономичность.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным, согласится с оценками китайских специалистов в том, что турецким самолетостроителям придется решить множество сложных задач. Согласно официальным заявлениям, прототип истребителя TFX для наземных статических испытаний планируется подготовить к 2023 г. Первый полет намечен на 2025 г., а принятие на вооружение ВВС Турции – в 2028 г.


По материалам китайских специализированных военно-технических изданий

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий