Десантирование грузов для коалиционных сил

Командование коалиционных ВС, под общим руководством США, для обеспечения действий своих частей и подразделений, а также союзников в Афганистане, Ираке и Сирии широко применяет парашютное десантирование грузов. Материальные средства и боеприпасы активно доставляются по воздуху и сбрасываются на грузовых парашютных системах (ПГС). Этот же способ применяется при доставке гуманитарных грузов  местному населению в отдаленные или труднодоступные районы этих стран.

Загрузка ПГС в самолет
Загрузка ПГС в самолет

Десантирование грузов – объемы и интенсивность

Всего в 2005-2018 гг. в Ираке, Афганистане и Сирии военно-транспортной авиацией США (в основном) и их союзников способом парашютного десантирования доставлено 118 198,427 т различных грузов. В перечень входят: боеприпасы, обмундирование, продовольственные пайки, вода, ГСМ, запчасти к технике, стройматериалы и т.д.

Теоретически, для этого потребовалось бы совершить самолето-вылетов (по типам самолетов): 2955 – С-17, 4925 – С-130J и 7388 – С-130Е/Н с полной загрузкой (40, 24 или 16 ПГС полетной массой 1000 кг соответственно). На практике самолето-вылетов проведено, как минимум, в три раза больше.

Сброс грузов из самолета  С-17
Сброс грузов из самолета С-17

Во-первых, далеко не всегда вылеты выполнялись с полной загрузкой. Это обуславливалось дальностью и профилем полета, особенно при сбрасывании грузов в горной местности. Например, обычная загрузка самолета С-17 составляла 32-34 ПГС.

Во-вторых, парашютное десантирование грузов также выполнялось самолетами С-27J, С-160, МV-22B, С-23В, CASA-212, DHC-4, у которых меньшая загрузка. Последние два типа самолетов использовались частными компаниями по договорам аутсортинга. Иногда десантирование грузов осуществлялось тяжелыми транспортными вертолетами типа СН-53 и СН-47.

Использование самолета CASA-212 для десантирования грузов
Использование самолета CASA-212 для десантирования грузов

В-третьих, не всегда полетная масса грузовой парашютной системы  составляла расчетные 1000 кг. Масса сбрасываемых грузов варьировалась от 50 до 1000 кг. К примеру, масса часто применявшейся ПГС для десантирования четырех 208-литровых бочек с топливом составляла чуть более 800 кг.

Особенности десантирования в Афганистане

Парашютное десантирование грузов в Афганистане началось сразу же с вводом первых американских подразделений в октябре 2001 г. По мере втягивания в боевые действия и увеличения численности контингента коалиционных сил объем десантированных грузов постоянно возрастал.

Так, если в 2005 г. было десантировано 908 т грузов, то в 2007 г. – 3714,7 т. (5675 ПГС), а в 2009 г. – 14649,5 т (18500 ПГС). Пик десантирования пришелся на 2011 г., когда было сброшено 36410,3 т грузов.

Десантирование грузов в Афганистане на удаленную оперативную базу
Десантирование грузов в Афганистане на удаленную оперативную базу

Затем, по мере снижения активности действий коалиционных сил и вывода войск сначала из Ирака, а затем из Афганистана, объем десантирования грузов стал снижаться. А в 2015-2016 гг. в Афганистане прекратился полностью (объем 2015 г. составил всего 50,848 т). Однако, уже в 2017 г. десантирование грузов в Афганистане возобновилось и стало нарастать.

В мае 2018 г. вновь началось применение самолетов С-17А. Впервые для десантирования грузов в июне 2018 г. привлекалась легкая авиация ВВС Афганистана. В 2018 г. десантировано 580,916 т грузов, что более чем в 10 раз больше уровня 2015 г., но всё же в два раза меньше объемов 2005 г.

Основы операций по десантированию грузов

Основной применявшийся метод сбрасывания грузов – гравитационный. (При его использовании самолет летит с набором высоты, тангаж 7-10 градусов. ПГС выходят из грузового отсека самолета по роликам под действием силы тяжести.) Тяжелая техника сбрасывалась методом парашютного срыва. С легких военно-транспортных самолетов и вертолетов применялся метод выталкивания вручную сопровождающими лицами.

В единичных случаях сбрасывались вооружение и техника. Самыми тяжелыми моно грузами, десантированными парашютным способом, стали 155 мм гаубица М198 массой около 9,55 т (август 2009 г., фото выше) и вилочный погрузчик массой около 5,62 т (ноябрь 2011 г.) в Афганистане.

Загрузка гаубицы в самолет С-130
Загрузка гаубицы в самолет С-130

Организация десантирования

Парашютное десантирование грузов проводится централизовано, в соответствии с требованиями руководств, наставлений и инструкций ВС США под единым руководством Центра управления авиацией.

Суточное и недельное планирование подготовки грузов осуществляется в специально созданной рабочей группе по десантированию грузов. Здесь же определяется потребный наряд самолетов по согласованию с группой управления ВТА. Подготовка грузов проводится отрядами укладчиков парашютов из состава бригады боевого обеспечения, размещенных на авиабазах (АвБ) Баграм, Кабул (Афганистан) и Эль-Удейд (Катар).

Подготовка грузов к десантированию
Подготовка грузов к десантированию

Заявки в Центр от подразделений поступают через штаб бригады боевого обеспечения. Подразделения специального назначения (СпН) и морской пехоты США располагают собственной ВТА и подразделениями боевого обеспечения в зоне. Они и осуществляют десантирование грузов по заявкам, поступившим через свои оперативные командования.

Профильные руководящие документы

Основным межвидовым руководящим документом по парашютному десантированию грузов в ВС США является руководство «Воздушные перевозки» (JP-3-17, Air Mobility Operations), издания Комитета начальников штабов ВС США.

Кроме того, существуют другие руководящие документы, уточняющие и расширяющие требования вышеуказанного, в рамках отведенных полномочий и с учетом специфики отдельных видов ВС и родов войск (например, в силах специальных операций и морской пехоте). В СВ США используется наставление «Доставка по воздуху ВВСТ и грузов» (ATP-4-48, Aerial Delivery), издание Главного штаба СВ.

Оценка парашютного способа десантирования грузов

Снабжение частей и подразделений, действующих в отрыве от баз снабжения и мест постоянной дислокации, всегда представляет определенную проблему.

Исходя из указанных документов, по мнению командования ВС США, по сравнению с традиционным способом – доставкой грузов наземным транспортом или воздушным посадочным способом или на узлах внешней подвески – способ парашютного десантирования грузов имеет ряд преимуществ:

  • значительно повышается оперативность доставки грузов по сравнению с доставкой наземным транспортом;
  • уменьшается логистическое «плечо», т.к. сокращается количество промежуточных баз хранения и распределения грузов;
  • отсутствует необходимость посадки воздушных судов и их разгрузки;
  • уменьшается вероятность вывода из строя техники транспортных колонн и потерь среди личного состава, а также обстрела вертолетов и самолетов при доставке грузов посадочным способом.

Одноразовые ПГС LCADS-HV в грузовом отсеке самолета
Одноразовые ПГС LCADS-HV в грузовом отсеке самолета

По расчетам американских специалистов один самолет С-130, десантирующий семь ПГС массой 1000 кг каждая, заменяет колонну из 10 машин с 23 военнослужащими, включая машины охранения и личный состав охраны;

  • грузы могут сбрасываться практически в любом месте, в т.ч. и в недоступном для наземных транспортных средств или где невозможна посадка вертолетов (самолетов), например, по метеоусловиям;
  • передовые операционные базы и сторожевые заставы могут размещаться в местах, где нет дорог для их снабжения (в 2011 г. около 60 баз и застав с 27 тыс. военнослужащих в Афганистане снабжались только по воздуху);
  • при совершении марша в колоннах не требуется наличие топливозаправщиков, т.к. ГСМ могут сбрасываться на маршруте движения.

Нравится наш контент. Подпишитеcь на новые публикации сайта "ИнВоен Info"!

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы принимаете соглашение об обработке персональных данных.

Вместе с тем, отмечаются и недостатки данного способа:

  • при сбрасывании грузов с малых высот воздушные суда становятся более уязвимыми для средств ПВО противника, а также огня из стрелкового оружия;
  • необходимость подбора и возвращения контейнеров, парашютных систем для их восстановления и подготовки к последующему применению;
  • зависимость от метеоусловий;

Сбрасывание метеозонда
Сбрасывание метеозонда
  • необходимость развертывания на ТВД подразделений специально подготовленных укладчиков ПГС и экипажей военно-транспортной авиации;
  • парашютное десантирование грузов требует тщательного планирования и более длительного времени на подготовку;
  • необходимость обеспечивать безопасность площадок приземления грузов, чтобы исключить их попадание в руки противника.

Этими же документами определяется необходимость формирования и подготовки в составе подразделений наземных войск (как правило, в батальонном звене) нештатных расчетов десантного обеспечения (РДО).

Обозначение площадки приземления грузов силами РДО
Обозначение площадки приземления грузов силами РДО

Расчеты отвечают за подготовку площадок приземления грузов. К их обязанностям так же относится определение простейшими способами метеоусловий и передачи этих данных экипажам подлетающих самолетов, а также выставление сигнальных устройств для удобства ориентирования.

РДО снабжаются приборами определения скорости и направления ветра, влажности воздуха, сигнальными устройствами (полотнища, пиротехнические средства) и средствами связи с воздушными судами.

Продолжение следует…


По материалам ресурса www.afcent.af.mil

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *