Данной публикацией завершаем обзор китайских ракет класса «воздух-воздух», или AAM [air-to-air missiles] от Томаса НЬЮДИКА (Thomas Newdick). Часть I
PL-11
Являясь следующей китайской ракетой класса «воздух- воздух», PL-11 на самом деле восходит гораздо дальше, к первым попыткам Пекина создать оружие средней дальности с полуактивным радиолокационным самонаведением (SARH) в сочетании с инерциальным наведением. Этот метод наведения требует, чтобы самолет-носитель освещал цель с помощью собственного радара на заключительных этапах атаки.
Похоже, что первоначально эти разработки сосредотачивались на попытке перепроектировать AIM-7 Sparrow, оказавшейся безуспешной.
Однако в середине 1980-х Китай приобрел у Италии ракету класса «земля-воздух» Alenia Aspide Mk 1, которая по сути является аналогом AIM-7E. После получения лицензии на производство Aspide Mk 1 наземного базирования Китай затем приступил к разработке этой AAM, известной как PL-11. Несмотря на массовое репрессии на площади Тяньаньмэнь, которые привели к резкому прекращению сотрудничества с Италией (и с США), разработка продолжалась, и в 1992 году начались испытательные стрельбы ракетой с истребителя J-8B Finback.
Как и Aspide Mk 1, и в отличие от AIM-7E, PL-11 имеет обратную моноимпульсную головку самонаведения [ГСН], что должно сделать ее более точной и менее восприимчивой к радиоэлектронным средствам противодействия.
Ввод в эксплуатацию PL-11 состоялся в середине 1990-х годов, но, похоже, что эксплуатацию оружие в полном объеме разрешили только примерно в 2001 году. К этому времени его признали устаревшим.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
PL-12
PL-11 выпускалась только для самолетов J-8 и J-10. С начала 1990-х годов велась работа над ее планируемым преемником, PL-12, который задумывался, как китайский ответ на AIM-120 AMRAAM.
Как и AMRAAM, PL-12, разработка которой стартовала в начале 1990-х годов, имеет активную радиолокационную ГСН, обеспечивающую принцип «выстрелил – забыл», а также канал передачи данных для обновления данных в середине курса. Ракета основана на миниатюрной активной радиолокационной ГСН плюс канал передачи данных, который, как предполагают некоторые источники, был разработан при содействии России.
PL-12 в целом немного больше, чем AMRAAM, а его хвостовые стабилизаторы управления имеют характерные вырезы. Согласно сообщениям, PL-12 использует ракетный двигатель с переменной тягой для обеспечения скорости и маневренности на всем протяжении полета. В НОАК считают, что ракета превосходит AIM-120B и российскую Р-77 (AA-12 Adder), хотя и немного уступает по мощности более совершенной AIM-120C.
На вооружение PL-12 принята в 2005 году и впервые передана подразделениям J-8F, а затем введена на J-10, J-11B, J-15, J-16, Су-30МК2 и J‑20. Ракета также предлагается на экспорт под обозначением SD-10. Она используется на истребителях JF-17 Thunder, эксплуатируемых Мьянмой, Нигерией и Пакистаном.
Сообщается, что улучшенная версия PL-12A оснащена модифицированной ГСН с новым цифровым процессором и, как утверждается, сопоставима с AIM-120C-4. По неподтвержденным данным, новая версия может также иметь пассивный режим наведения на глушилки, излучатели радиоэлектронной борьбы и самолеты раннего предупреждения.
Согласно официальным спецификациям, радиус действия PL-12 составляет от 44 до 62 миль. Показатель сокращен до 37-44 миль для экспортной конфигурации SD-10. По оценке RUSI, дальность стрельбы PL-12 «находится где-то между AIM-120B и AIM-120C-5».
Ходили слухи и о других, более продвинутых вариантах, в том числе об одном со складывающимися ребрами для внутреннего крепления, одном с антирадиационной ГСН и версии с прямоточным реактивным двигателем для дальних боев. Ни один из них, по-видимому, не перешел на оперативную эксплуатацию. Интересно, что в последнем докладе Пентагона Конгрессу о китайских военных разработках за прошлый [2021] год говорится, что Китай «разрабатывает ПВРД в дополнение к PL-15, находящейся за пределами видимости», хотя, похоже, никаких более широких доказательств этого нет.
PL-15
В то время как экзотические версии PL-12 не поступили на вооружение, Китай уже был занят разработкой новой активной ракетой класса «воздух-воздух» с радиолокационным наведением PL-15. Последняя, по-видимому, должна была, по крайней мере, соответствовать характеристикам AIM-120D. С самого начала эта ракета адаптирована для внутреннего размещения, первоначально в J-20, и имеет характерные укороченные стабилизаторы для уменьшения ее габаритов.
Еще более важно то, что в новой ракете используется двухимпульсный ракетный двигатель, который помогает увеличить ее дальность до заявленных 124 миль. Двусторонняя линия передачи данных обеспечивает обновление наведения ракеты и запускающего самолета, а система самонаведения использует технологию сканирования AESA (active electronic scanner array) с активным и пассивным режимами, а также, как говорят, обладает лучшей устойчивостью к контрмерам.
Разработка PL-15 началась примерно в 2011 году. В следующем году её заметили на борту J-11B в качестве испытываемого изделия. С 2013 года эти ракеты класса «воздух-воздух» начали появляться в основном оружейном отсеке J-20 еще до официального введения модели в эксплуатацию. Считается, что эксплуатация PL-15 началась в конце 2016 года, причем новая ракета первоначально была поставлена на вооружение J-10C и J-16. Её также замечали на J-11B, что говорит о том, что эти самолеты модифицируются для обеспечения совместимости. В будущем вероятным получателем также станет и палубный J-15.
В настоящее время в истребительном парке НОАК PL-15 заменяет PL-12, а также предлагается на экспорт под обозначением PL-15E. Первым заказчиком экспортной модели стал Пакистан, поставивший эту ракету на вооружение своих истребителей JF-17 Block III и J-10C.
Опубликованные ТТХ PL-15E включают дальность стрельбы до 90 миль, что несколько меньше, чем у отечественной версии и может быть результатом использования другого топлива или изменений в двигателе.
Несмотря на это, RUSI определяет, что PL-15 «превосходит по дальности действия американские AIM-120C/D серии AMRAAM и имеет максимальную дальность, сравнимую с Meteor». Однако тот же источник отмечает, что европейский «Метеор», вероятно, имеет гораздо большую зону поражения и лучшую вероятность попадания на больших дальностях, благодаря прямоточному воздушно-реактивному двигателю. По крайней мере, частично в ответ на PL-15 США приступили к программе усовершенствования своей AIM-120D, создавая временное оружие до того, как новая дальнобойная AIM-260 поступит на вооружение. Сама программа AIM-260 в значительной степени также стала ответом на китайские разработки ракет класса «воздух-воздух».
PL-XX (PL-17 или PL-20?)
В то время как PL-15 широко рассматривается в качестве преемника PL-12, в настоящее время разрабатывается и другая программа ракет класса «воздух-воздух», хотя подробности о ней остаются ограниченными.
Известная на Западе, как PL-XX, считается, что эта ААМ очень большой дальности, возможно, предназначенная в первую очередь для поражения дорогостоящих объектов, таких как танкеры и самолеты раннего предупреждения. Альтернативными обозначениями могут быть PL-17 или PL-20, но они остаются неподтвержденными.
Представляется вероятным, что проект вытеснил планы по созданию прямоточной версии PL-12 или конкурирующей PL-21, также с прямоточным двигателем. Вместо этого новое оружие выбрало двухимпульсный ракетный двигатель, который должен облегчить освоение в технологическом плане.
Получившаяся ракета значительно длиннее и шире, чем PL-15. Длину – почти 20 футов [6,1 м]. Для маневрирования ракета использует комбинацию из четырех небольших хвостовых оперений и элементов управления вектором тяги и, как сообщается, имеет дальность свыше 186 миль [почти 300 км] при максимальной скорости не менее 4 Махов. Предполагается, что наведение осуществляется за счет комбинации двусторонней линии передачи данных и системы самонаведения AESA, которая, как говорят, обладает высокой устойчивостью к радиоэлектронным средствам противодействия. Учитывая такие большие расстояния, можно ожидать, что в большинстве боевых действий будут задействованы данные о наведении, предоставляемые средствами поддержки, такими как дружественные самолеты раннего предупреждения, другие самолеты, находящиеся ближе к цели, наземные радары или даже спутники.
Возможное оптическое окно на боковой стороне носовой части ракеты может указывать на дополнительную инфракрасную ГСН, что значительно усложнит ее поражение, поскольку она будет невосприимчива к сильным помехам на конечной фазе атаки. Это устоявшаяся конфигурация, поэтому неудивительно, если она будет принята для такой большой концепции AAM.
Размер PL-XX означает, что, по крайней мере, на данный момент, он ограничен внешней перевозкой. Впервые оружие идентифицировано на борту J-16, с которого успешно первый раз стартовало в ноябре 2016 года. AAM вполне может быть совместим с другими истребителями серии Flanker [Су-37] и потенциально может размещаться на внешней подвеске истребителя J-20. Тем не менее, текущий статус ракеты несколько неясен: испытания, по-видимому, продолжаются с 2020 года, но пока нет подтверждения официального поступления модели на вооружение.
В целом Китай добился быстрого прогресса в разработке ракет класса «воздух-воздух», параллельно совершенствуя свой парк боевых самолетов и, в некоторых случаях, предлагая возможности, которые не полностью соответствуют сопоставимым западным или российским продуктам.
Согласно большинству источников, его новейшее оружие класса «воздух-воздух» позволило Китаю приблизиться к паритету с западными аналогами, даже превысив паритет в некоторых областях, при этом значительно превосходя российские ракеты. С другой стороны, режим испытаний и инфраструктура разработки, доступные на Западе, по-прежнему, вероятно, обеспечат определенные преимущества с точки зрения реальной эффективности AAM. То же самое можно сказать и о сетевой инфраструктуре, повышающей гибкость и возможности «сетевых» ракет следующего поколения — по крайней мере, на данный момент. В то же время почти наверняка в Китае тоже разрабатывается несколько новых программ, хотя отделить слухи от реальности в этом отношении непросто. Страна также продолжает инвестировать в расширенную инфраструктуру испытаний и разработок, которая все больше сопоставима с западной.
Китай также внедряет ААМ вместе с дополнительными датчиками, включая радар AESA, технологии с низкой заметностью, а также современные кабины с дисплеями, установленными на шлеме, следуя логическому прогрессу в плане неуклонного улучшения характеристик и возможностей. В результате Китай, по сути, обогнал Россию в качестве ведущей воздушной угрозы, с которой США и многим их союзникам, вероятно, придется бороться в ближайшие десятилетия.
По материалам ресурса thedrive.com/the-war-zone
.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Ваши комментарии