Вспышка лихорадки Эбола в Африке в период с 2014 по 2016 гг. остро поставила перед неправительственными организациями проблему безопасной перевозки зараженных воздушным транспортом. Не менее сложной остается транспортировка раненых военнослужащих из зоны боевых действий, подвергшихся биологическому, химическому или радиационному заражению.
Транспортировка раненых — решение для ССО США
Для безопасного противостояния подобным угрозам, силы специальных операций США, согласно сообщениям американских СМИ, получили новую версию изолирующих носилок для пациентов (Patient Isolation Stretcher). В настоящее время новая система проходит полевые испытания в форт Брэгг, штат Северная Каролина. Заказчик – Командование специальных операций США (US Special Operations Command, USSOCOM).
До настоящего времени подобные средства транспортировки раненых состояли из двух частей: изолирующей камеры и непосредственно носилок. В первую очередь они разрабатывались для применения в мирное время или в миссиях с соответствующей инфраструктурой.
Новая система производства американской компании Peke Safety получила обозначение MilPod. Её основой служит цельная надувная рама, изготовленная из прозрачной оболочки. Рама надувается примерно за 15 секунд и образует прочный переносной каркас. Внутренняя подкладка после использования может быть удалена и утилизирована. Считается, что такое решение сократит накладные расходы, поскольку не требует замены всей системы целиком.
В оснащение MilPod входят воздушный фильтр и переносной холодильный агрегат. Они позволяют системе поддерживать во внутренней камере положительное или отрицательное давление в течение 10 час. Этого времени должно быть достаточно для транспортировки раненного из зоны боевых действий и заражения в медицинское учреждение для лечения. Загрязнение другие военнослужащих, транспортных средств или систем исключается.
По словам производителя, система также может применяться для поддержки пострадавших от ожогов «положительным» охлаждением и увлажнением. Такие меры предотвращают заражение ожоговых ран пациентов и образование пузырей на начальной стадии (или значительно препятствует этому процессу).
Система MilPod
MilPod весит около 20 кг. Внешняя оболочка прозрачна, что позволяет наблюдать за пациентом в процессе транспортировки раненого. С каждой стороны есть три доступа в перчатках для обслуживания и ухода за пострадавшим. Дополнительный доступ находится у изголовья. Для максимальной видимости и структурной жесткости MilPod изготавливается из армированного ПВХ с классификацией FR и прозрачного винила (16 слоев). Оборудование принудительной подачи воздуха (Powered Air-Purifying Respirator, PAPR) позволяет обновлять его от 16 до 20 раз в час. Устройство работает от батареи. Время непрерывной работы от 10 до 14 час.
Система имеет шесть ручек для транспортировки раненного или зараженного. Время наполнения от баллона с CO2 – 15 сек., с помощью механического насоса – одна минута. Размер (Д/Ш/В) контейнера в накачанном состоянии составляет 2,15х0,67х0,64 м, в уложенном – 0,4х0,3х0,64 м. Возможный вес полезной нагрузки до 200 кг.
Решающим отличием MilPod от подобных изделий являются то, что все предыдущие системы были в основном зависимы от носилок и предназначены для использования в мирных условиях. Новый вариант разработан в большей степени для тактического использования в зоне боевых действий, «под огнем».
Устройство обладает положительно плавучестью и способно переносить суровые условия окружающей среды без повреждений. Отсутствие носилок экономит вес, что особенно удобно для сил специального назначения, действующих небольшими группами. Кроме того, MilPod удобно применять на сильно пересеченной местности (например, в джунглях или в горах), где использование транспортных средств исключено.
Часть проводимых в настоящее время войсковых испытаний MilPod включает тестирование контейнера при перевозке пострадавшего воздушным транспортом: вертолетами и самолетами.
Решение бундесвера
Несколько иное решение для транспортировки раненных из зоны заражения используется в ВС Германии.
Хотя в войсках и имелись модели для выполнения аналогичных функций защиты, тем не менее, они только частично могли применяться при биологической угрозе или попросту были слишком громоздки. Многие также не могли использоваться в авиации.
Для закрытия образовавшейся бреши в оснащении в 2016 г. командование бундесвера остановилось на системе IsoArk израильского производителя Beth-El Industries. Разработка IsoArk началась в 2002 г. по поручению министерства здравоохранения и Армии обороны Израиля. В бундесвер оборудование поступило, как «мобильный изолятором для транспортировки пациентов» (Patiententransportisolator, PTI).
Согласно публикациям, изолятор способен защитить раненых от загрязнения поражающими факторами ОМП или транспортировать уже зараженных раненых без прямой опасности с их стороны для окружения. Новый PTI позволяет сдерживать биологические, химические и радиоактивные угрозы (альфа и даже бета излучение) или оберегать от них внутреннюю полость и находящегося там человека.
Изолятор работает до 24 час. Это стало возможным, благодаря комплексной защитной капсуле и двум системам фильтрации у изголовья и в ногах, которые отвечают за воздухообмен. Одновременно, внутреннее давление делается либо избыточным, либо пониженным, в зависимости от того где находится зараженный воздух, внутри или снаружи. Системы работают на батареях, доступных для приобретения на рынке. Батареи подлежат замене даже во время работы фильтров.
В пустом состоянии в зависимости от комплектации PTI весит от 3,8 до 10 кг. Изолятор подходит для транспортировки раненых ростом от 1,5 до 2,1 м. Пациент фиксируется внутри с помощью ремней и переносится шестью носильщиками. Дополнительно капсула может крепиться на единых носилках НАТО для раненых и, таким образом, использоваться во всех транспортных средствах, соответствующих этому стандарту.
[sendpulse-form id=»2230″]
Подразделения радиационной, химической и биологической защиты ОСО и центральной медико-санитарной службы ВС Германии регулярно совершенствуют навыки работы с зараженными военнослужащими. Одним из основных мероприятий такой подготовки для ВМС, например, являются ежегодные учения из серии «Токсик Фиш» (TOXIC FISH). На них отрабатывается оказание помощи экипажам кораблей, попавшим в зону заражения. Проводится эвакуация пострадавших из узких помещений на судне, транспортировка раненых на берег и оказание им необходимой медицинской помощи.
Таким образом, объективное распространение эпидемической угрозы в мире стало стимулом для дальнейшего развития военных технологий спасения раненых из зон заражения. Анализ имевшихся решений показал их несоответствие вновь возникшим вызовам. Новые проекты армии США и ВС Германии демонстрируют тенденцию разработки изолирующих модулей для эвакуации одиночных военнослужащих ограниченным количеством личного состава.
По материалам ресурса esut.de
Ваши комментарии