Боевые пловцы: средства доставки

Боевые пловцы: средства доставки на берег. Часть I

Поскольку прибрежные воды остаются областью, которую могут эксплуатировать западные силы специального назначения ВМС (боевые пловцы), ряд компаний предоставляют платформы для облегчения таких операций. Рассмотрим последние разработки в этой области.

В то время как наблюдение за враждебными берегами с близкого расстояния все чаще может осуществляться с помощью необитаемых платформ, когда речь заходит о скрытной высадке операторов на берег для проведения специальных операций, прибрежные воды остаются областью, в которой активно используются новые технологии. Хотя поддержание личного состава под поверхностью воды, безусловно, сопряжено с трудностями, отсутствие каких–либо визуальных или шумовых признаков, различимых с берега – по крайней мере, до тех пор, пока операторы действительно не высадятся – обеспечивает очевидные преимущества.

Отражая это, в последние годы появился ряд разработок средств транспортировки боевых пловцов (swimmer delivery vehicles, SDV), которые, согласно утверждениям зарубежных специалистов, призваны обеспечить тактическое преимущество западным морским силам специального назначения (СпН).

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Новые средства транспортировки боевых пловцов ВС США

В ВС США Командование специальных операций (USSOCOM) представило две новые взаимодополняющие платформы SDV: боевой подводный аппарат для мелководья (Shallow Water Combat Submersible, SWCS) производства Teledyne Brown Engineering (TBE) и боевой подводный аппарат сухого типа (Dry Combat Submersible, DCS), разработанный Lockheed Martin в сотрудничестве с базирующейся в Техасе Submergence Group.

Операторы СпН ВМС США из Перл-Харбора проводят навигационную подготовку на транспортном средстве доставки морских котиков Mk11. 13 мая 2020 года
Операторы СпН ВМС США из Перл-Харбора проводят навигационную подготовку на транспортном средстве доставки морских котиков Mk11. 13 мая 2020 года

SWCS разработан по контракту от июля 2011 года для замены аппарата для доставки морских котиков Mk 8. После принятия на вооружение ВМС США получил обозначение Mk 11. Первая испытательная установка поступила в конце 2014 года, а в октябре 2019 года TBE получила контракт на сумму 178 млн. долл. США из единственного источника – Командования морских систем ВМС (NAVSEA) на последующее производство SWCSS Mk 11, включая производство запасных частей и предоставление услуг инженерной и технической поддержки вплоть до 2024 финансового года.

SWCS поступили в эксплуатацию в 2020 году, и 16 августа 2023 года Исполнительный офис программы в USSOCOM (PEO-M) сообщил, что всего для производства профинансировано 10 SWCS. Уже доставлено шесть аппаратов, а поставка остальных четырех ожидается в 2024 финансовом году.

В свою очередь DCS разработан как замена отмененной усовершенствованной системы доставки боевых пловцов. По данным USSOCOM, первоначальная эксплуатационная способность аппарата была достигнута в июне 2023 года. К этому моменту были поставлены две системы, а третья находилась на стадии доводочных работ. DCS позволяет оперативникам СпН перемещаться на большие расстояния под поверхностью океана без необходимости использования гидрокостюмов. Судно оснащено системой шлюзования, позволяющей специальным операторам покидать его или заходить внутрь, когда оно полностью погружено, тем самым сводя к минимуму любую вероятность быть обнаруженным.

Полная работоспособность аппарата ожидается в 24 финансовом году. Согласно PEO-M, DCS может запускаться с различных платформ. DCS рассчитан на перевозку экипажа из двух человек плюс команды до восьми полностью экипированных пловцов. Судно имеет длину 12 м, высоту 2,5 м и ширину по борту 2,2 м и работает от стандартной батареи. При массе 28 тонн оно имеет рабочую глубину 100 м и дальность хода в погруженном состоянии 66 морских миль (122,2 км) на скорости 5 узлов (9,2 км/ч).

Подводный аппарат сухого типа (DCS) отправляется с завода Lockheed Martin в Палм-Бич, штат Флорида, для проведения ходовых испытаний на открытой воде. Испытания завершились в марте 2023 года.
Подводный аппарат сухого типа (DCS) отправляется с завода Lockheed Martin в Палм-Бич, штат Флорида, для проведения ходовых испытаний на открытой воде. Испытания завершились в марте 2023 года.

В то время как DCS слишком велик, чтобы его можно было развернуть из сухих палубных укрытий подводных лодок (DDS), SWCS будут обладать такой возможностью. Однако, при этом, нынешние DDS ВМС США придется удлинить на треть и утроить их несущую способность, чтобы облегчить этот процесс. Меньший размер SWCS – длина 6,8 м, ширина 1,5 м и высота 1,5 м – означает, что он сможет проникать в районы, недоступные DCS.

В USSOCOM также стояло на вооружении средство транспортировки Mk 9. Аппарат позволял нести двух пловцов и пару торпед Mk 31 или Mk 37. Средство предназначалось для атаки надводных кораблей, а не для развертывания боевых пловцов, но было снят с вооружения к середине 1990-х годов и никогда не использовался в боевых условиях, учитывая, что средство доставки Mk 8 могло выполнить аналогичную миссию.

Новые возможности боевых пловцов Великобритании

Известно, что в 2018 году специальная лодочная служба Великобритании (SBS) в соответствии с запросом США на зарубежные военные поставки эксплуатирует три SWCSS, которые, как и в случае со спецназом США, заменили в британской SBS транспортные средства модели Mark 8 SEAL. Однако в настоящее время в Великобритании на первый план выходят возможности SDV национальной разработки.

В сентябре, в Лондоне, на оборонной выставке DSEI 2023 британская компания JFD, вероятно, наиболее известная своими возможностями по спасению подводных лодок, представило своё новейшее транспортное средство Shadow Seal («Теневой тюлень»), которое впервые демонстрировалось на выставке неделе сил СпН в Тампе, штат Флорида, в мае 2023 года. Shadow Seal, которое разработчиками JDF называется тактическим водолазным средством передвижения (tactical diving vehicle, TDV), представляет собой четырехместное судно (мини подводную лодку), вошедшее в портфель JFD через его приобретение голландской компанией Ortega Submersibles в августе 2019 года.

На поверхности воды Shadow Seal развивает максимальную скорость 5,5 узлов (10,2 км/ч) и имеет дальность хода 80 морских миль (148,2 км). В погруженном состоянии  – 4,5 узла (8,3 км/ч) и 25 морских миль (46,3 км), соответственно. Судно перевозит имеет два отсека, в каждом из которых перевозит до двух человек. Управление возможно с любого из этих постов. В результате, миниподлодка позволяет доставить трех боевых пловцов (исключая оператора управления), или, в качестве альтернативы, быть затоплена на дне и оставлена на мелководье, чтобы задействовать четырех водолазов.

Тактическое водолазное средство передвижения Shadow Seal от компании JFD
Тактическое водолазное средство передвижения Shadow Seal от компании JFD

Касательно последних разработок, связанных с Shadow Seal, в августе 2023 года представитель JFD сообщил: «После приобретения [подводных аппаратов Ortega] прототип модели прошел дальнейшую разработку и тщательные испытания. Мы завершаем сборку первой серийной модели, которая будет передана нашим партнерам в США, Blue Tide Marine, для учебных и демонстрационных целей».

Shadow Seal дополняет TDV модели Carrier Seal от JFD. Последний представляет собой восьмиместный SDV длиной 10,45 м с балкой 2,21 м и высотой 1,65 м. В надводном положении Carrier Seal передвигается  со скоростью до 30 узлов (55,6 км/ч), приводимый в движение дизельным двигателем с водяным охлаждением мощностью 257,3 кВт (345 л.с.) в сочетании с водометом от Rolls-Royce, прежде чем перейти в полупогруженный режим, где возможно достижение скорости до 6 узлов (11,1 км/ч).

Затем аппарат может работать в полностью погруженном состоянии на глубину до 50 м, приводимое в движение двумя электрическими двигателями мощностью 10 кВт (13,4 л.с.) и двигаться со скоростью до 4 узлов (7,4 км/ч). Дополнительный топливный бак обеспечивает Carrier Seal максимальную дальность хода на поверхности до 300 морских миль (555,6 км). Дальность действия под водой в 30 морских миль (55,6 км) может быть удвоена с помощью дополнительных аккумуляторных батарей.

Представители JFD, по понятным причинам, неохотно сообщают о своих продажах, но всё же отметили, что  «находится в эксплуатации и является зарекомендовавшим себя продуктом в портфеле компании».

Тактический водолазный аппарат Carrier Seal компании JFD
Тактический водолазный аппарат Carrier Seal компании JFD

На выставке DSEI 2019 базирующаяся в Портсмуте компания SubSea Craft представила свой водолазный доставочный модуль типа Victa. Уникальная конструкция Victa сочетает в себе характеристики высокоскоростного судна для высадки на большие расстояния (LRIC) и SDV, позволяющего осуществлять переход от надводных операций к подводным для скрытной доставки и эвакуации боевых пловцов.

Сообщается, что на поверхности Victa развивает скорость глиссирования более 40 узлов (74,1 км/ч), крейсерскую скорость 30 узлов (55,6 км/ч) и 8 узлов (14,8 км/ч) под водой. Надводная дальность хода составляет 250 морских миль (463 км). На поверхности Victa приводится в движение дизельным двигателем Seatek мощностью 540,6 кВт (725 л.с.). Подводный ход поддерживается электрическими двигателями, работающими от литий-ионных аккумуляторов, которые обеспечивают до четырех часов работы под водой. Аппарат способен переключаться между надводным и подводным режимами за две минуты, имеет максимальную глубину погружения 30 м и предназначен для доставки восьми полностью экипированных операторов к их цели.

Испытания подводного аппарата Victa на открытой воде в Портленде, Дорсет. Июнь 2023 года
Испытания подводного аппарата Victa на открытой воде в Портленде, Дорсет. Июнь 2023 года

По утверждению производителя, ультрасовременная электродистанционная система управления и человеко-машинный интерфейс Victa обеспечивают надводную и подводную навигацию, оптимальную устойчивость под водой, выдающуюся маневренность и умение держаться на поверхности, что снижает нагрузку на пилота и обеспечивает автономные варианты использования. Первый прототип Victa впервые спустили на воду в сентябре 2021 года, при этом первоначальные испытания судна проводились рядом со штаб-квартирой компании в Портсмуте, прежде чем перейти в воды в порту, а затем на испытательный комплекс SubSea Craft (T3) в Портленде, в Дорсете.

Продолжение:


По материалам ресурса euro-sd.com

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *