Легкий многоцелевой вертолет Н145М появился в ВВС Германии недавно. Торжественная передача первых двух экземпляров машины состоялась 8 декабря 2015г. на заводе компании «Эрбас Хеликоптерс Дойчланд ГмбХ» (Airbus Helicopters Deutschland GmbH, AHD) в Донаувёрт (Donauwörth). Присутствие на церемонии инспектора ВВС и командующего силами специального назначения (СпН) бундесвера подчеркивало значимость момента.
Правительство ФРГ и руководство АНD подписали договор на поставку этой модели легкого многоцелевого вертолета 11 июля 2013 г. Содержанием контракта общей стоимостью около 200 млн. евро стала поставка в период до 2017 г. 15 вертолетов и дополнительного оперативного оборудования к ним.
Новая авиационная техника поступила на вооружение сформированной 1 января 2014г. в Лаупхайм (Laupheim) 64 вертолетной эскадры (HSG 64) ВВС Германии. Данное соединения остается единственным в бундесвере, оснащенным этим типом авиационной техники.
По планам командования вертолет Н145М предназначался для замены снимавшихся с вооружения машин типов ВО105 и UH1 и целенаправленной поддержки сил СпН бундесвера. Первые вертолеты, переданные ВВС Германии, поступили в полной готовности к эксплуатации. С января 2016 г. они начали использоваться согласно оперативному предназначению в полном объеме.
Последнюю, пятнадцатую машину этой модели бундесвер получил 27 июня 2017 г.
Многоцелевой вертолет Н145М – особенности конструкции
Военный вертолет H145M создан на базе последней версии гражданской машины EC145. Свой первый полет она совершила в 1999 г., а в 2002 г. пошла в серию. Выдающиеся летные характеристики модели получили особую оценку гражданских пилотов спасателей.
Военная версия многоцелевого вертолета Н145М оснащена двумя двигателями Turbomeca Arriel 2E с автономной двухканальной цифровой системой управления FADEC. Две газовые турбины мощностью по 771 л.с. позволяют развивать скорость до 268 км/час.
Особенностью вертолета является его низкая акустическая заметность. Тихая работа двигателей в сочетании с тактической темно-серой лакировкой обеспечивают машине незаметность в условиях плохой видимости и ночью.
Модель имеет современную кабину пилотов с большим остеклением. Грузовая кабина оборудована двумя широкими боковыми сдвижными дверьми и двухстворчатой дверью в кормовой части машины. Две направляющие на полу обеспечивают надежное крепления оборудования. Общая компоновка позволяет с одной стороны быстро переоборудовать вертолет под различные варианты целевого применения, а с другой осуществлять быструю посадку/высадку личного состава. В целях безопасности хвостовой ротор окаймляет специальная облицовка.
Вертолет оснащен четырехосным автопилотом. Система управления обеспечивает возможность полета по приборам днем и ночью. Стандартно вертолет управляется двумя пилотами и может транспортировать дополнительно до девяти военнослужащих с оружием.
Основная модель вертолета H145M без съемного военного оборудования получила допуск к эксплуатации 8 мая 2015 г. в соответствии с действующими правилами Европейского агентства авиационной безопасности (EASA).
Военное оборудование и вооружение
В силу высоких летных качеств и упомянутых низких акустических характеристикам многоцелевой вертолет H145M очень хорошо подходит для скрытной транспортировки групп СпН к месту назначения и последующего их десантирования через боковые двери. Малый диаметр несущего винта (11 м) является еще одним преимуществом для полетов в городских условиях.
Поэтому в дальнейшем, в интересах окончательного лицензирования вертолета в полной комплектации продолжилось испытание машины с дополнительным военным и специальным оборудованием. Тесты выполнялись как производителем в Донаувёрт, так и специалистами 61 военно-технической службы бундесвера (WTD 61) в Манхинге. По их результатам 29 октября 2015 г. Главное авиационное управление бундесвера (Luftfahrtamt der Bundeswehr, LufABw) сертифицировало многоцелевой вертолет H145M в качестве легкого вспомогательного вертолета сил специальных операций (Light Utility Helicopter Special Operations Forces, LUH SOF).
В этом варианте машина получила: баллистическую защиту, комплект сменного оборудования для проведения операций над морем, подъемник для эвакуации пострадавшего, устройство спуска по канату, средства РЭБ, а также многофункциональную и гибкую систему вооружения. К этому добавляются устройства безопасности, облегчающие коммандос приведение себя в боевую готовность уже во время полета у открытых дверей или на салазках шасси.
В состав оборудования РЭБ вошли: станции предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении и комплекс обнаружения пусков ракет с автоматом сброса дипольных и тепловых отражателей.
В целом, в зависимости от миссии, вооружение вертолета может включать системы классов «воздух-воздух», «воздух-земля» и воздух-поверхность», устанавливаемые на внешних пилонах. Однако, командование сил СпН бундесвера в настоящее время отмечает недостатки большинства из них, применительно к выполнению специальных задач. Вопрос окончательной комплектации многоцелевого вертолета в модификации LUH SOF остается открытым. Вместе с тем, известно об активном тестировании в 64 эскадре люфтваффе пулемета MG6 (Dillon Aero M134D Gatling 7.62×51 мм) со скорострельностью до 3000 выстрелов в минуту.
F9+F91 Пулемет MG6 на лафете в двери вертолета Н145М / слайдер
В интересах оптимизации компоновки грузовой кабины и оптимального размещения в ней коммандос и их вооружения сиденья позади обоих пилотов были удалены. Для обслуживания дополнительного военного оборудования и вооружения в состав экипажа Н145М LUH SOF помимо двух пилотов предусматривается включать так называемого тактического оператора (Tactical Operator).
В итоге, как сообщается, в максимальной комплектации теперь на борту может перевозиться до четырех военнослужащих СпН бундесвера. Сам же вертолет в этом состоянии при весе 3,7 т остается пригодным для стратегической переброски без необходимости временной разборки в грузовом отсеке нового военно-транспортный самолет А400М ВВС Германии.
Тактико-технические характеристики Н145М LUH SOF
Производитель | AIRBUS HELICOPTERS DEUTSCHLAND GmbH |
Модель | H145M LUH SOF |
Общая длина, м | 13,64 |
Длина фюзеляжа, м | 6,17 |
Высота, м | 4,00 |
Ширина колеи, м | 2,40 |
Ширина кабины, м | 1,73 |
Диаметр главного ротора, м | 11,00 |
Диаметр хвостового винта, м | 1,15 |
Двигатели | 2 x Turbomeca Arriel 2E |
Мощность, л.с. | 2х771 |
Макс. скорость полета, км/час. | 268 |
Макс. дальность полета, км | 663 |
Макс. высота полета, м | 6095 |
Масса пустого, кг | 2315 |
Макс. влетный вес, кг | 3700 |
Экипаж, чел. | 2+9 |
Ввод в строй
С целью сокращения сроков введения в эксплуатацию многоцелевых вертолетов Н145М и подготовки специалистов 64 вертолетной эскадры на начальном этапе эксплуатации компания АНD взяла на себя вопросы технической поддержки и обслуживания, ремонта и поставки запасных частей, а также обеспечения готовности вертолетов к полетам.
Для этого производитель на аэродроме в Лаупхайм развернул собственный склад запасных частей, а также организовал работу гражданского персонала Airbus совместно с военнослужащими. Предусматривается, что постепенно, в период до 2021 г., по мере накопления военнослужащими ВВС опыта эксплуатации, ремонта и подготовки Н145М к полетам, сотрудники AHD будут полностью заменены на технический персонал люфтваффе.
В преддверии прибытия новой техники прошла необходимая адаптация инфраструктуры аэродрома. В частности, к декабрю 2015 г. Airbus поставил первое оборудование наземной службы поддержки и контроля, ремонтный инструмент и другие материалы. Его подготовка к использованию проводилась военнослужащими технической группы 64 вертолетной эскадры. Кроме того, в составе эскадры сформировали 4 летную эскадрилью, для которой построили отдельное новое здание.
Подготовка авиационных техников
Техническая и логистическая подготовка военнослужащих организуется согласно директивам EASA. Для военного технического персонала организованы и проводятся дополнительные учебные курсы. Подготовка проходит на базе гражданских и военных учебных заведений, учитывает предварительные знания обучаемых и имеет модульную структуру.
Курс начинается с летно-технической подготовки категории А (CAT A). На ней базируется подготовка категорий B1.3 (конструкции самолета, двигатели, механические и электрические системы) и B2 (авионика и электронные системы). В заключении непосредственно на вертолете H145M проводится специальная подготовка по системам его вооружений.
Профессиональная подготовка авиационного техника завершается практической стажировкой по месту службы в составе технической группы 64 вертолетной эскадры. Итогом полного курса подготовки военнослужащего становится получение лицензии на обслуживание военной авиационной техники (Military Aircraft Maintenance Licence, MAML) категорий A, B1.3 или В2 и, в соответствующих случаях, права подготовки вертолетов и других летательных аппаратов к полетов.
[sendpulse-form id=»2230″]
Особенности подготовки пилотов H145M
Первые летчики для H145M набирались из числа опытных пилотов вертолетов бундесвера. С конца 2015 г. они приступили к теоретической и практической летной подготовке на данном типе многоцелевого вертолета. Элементами летной подготовки пилотов являются полеты по приборам, в горах, а также изучение и отработка тактических приемов ведения боя.
Вместе с тем, по мнению командования сил СпН бундесвера решающим для успеха миссий является идеальное взаимодействие между пилотами и военнослужащими коммандос – особенно ночью. С этой целью пилоты вертолетов присутствуют на брифингах наряду с военнослужащими сил СпН и привлекаются ко всему процессу планирования миссии.
Летчики 64 вертолетной эскадры регулярно участвуют в ученьях немецкого спецназа. В частности, в 2018 г. многоцелевые вертолеты H145M задействовались в международных учениях «Ночной ястреб» (Night Hawk) в Дании, где отрабатывалось по освобождению заложников.
Регулярно пилоты совместно с коммандос проводят тренировки по десантированию по канату () и с помощью горной веревки (Rappelling). В первом случае вертолет зависает в трех — пяти метрах над землей. Высадка происходит по толстым канатам, а десантники страхуют себя только силой рук. Для защиты ладоней от ожогов используются специальные перчатки (поэтому тренировку иногда назвают «Горячая перчатка»/»Hot Glove»).
При зависании на большей высоте (до 30 м) используется горная веревка, которая разматывается из кармана на ноге. Спусковое устройство замедляет солдата. Поле контакта с землей, по его сигналу веревка сбрасывается.
В обоих вариантах коммандос высаживаются самостоятельно и сигнализируют пилотам рукой или с помощью лазерного маяка, что все люди на земле. Дополнительно пилоты могут наблюдать за высадкой с помощью камеры, прикрепленной к хвостовому ротору.
Таким образом, ВВС Германии и силы специальных операций бундесвера получили на вооружение новый тип легкого многоцелевого вертолета в специальной модификации Н145М LUH SOF. Модель характеризуется высокой маневренностью и производительностью, пригодностью к быстрым стратегическим переброскам, гибкостью в оперативном применении.
По материалам журнала «Europäische Sicherheit & Technik» и ресурса esut.de
Ваши комментарии