Разработанный на базе советской модели Ту-16 первый китайский бомбардировщик «Хун-6» на долгие годы стал основой дальней авиации НОАК. Сегодня, реализуя планы строительства национальных вооруженных сил, военно-политическое руководство КНР не только сохраняет боевые возможности старой авиационной техники, но и инициирует разработку новых моделей.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Китайский бомбардировщик: история вопроса
Как известно, в сентябре 1957 г. военно-политическое руководство СССР и КНР подписали документы о строительстве авиационного завода по изготовлению средних бомбардировщиков в г. Харбин. Одновременно, в качестве образцов Китаю передали два бомбардировщика Ту-16А. Оба самолета подверглись разборке для изучения и анализа, а их компоненты передали на авиационные заводы в городах Харбин и Сиань. Дополнительно, в 1959 г. советская сторона предоставила всю необходимую техническую документацию на Ту-16.
К сентябрю 1959 г. китайские специалисты на заводе в Харбине смогли собрать первый китайский бомбардировщик, которому в производственной документации присвоили обозначение «Хун-6». В те же сроки специалисты авиастроительного предприятия в г. Сиань организовали собственное производство всех компонентов «Хун-6». В результате первый образец «Хун-6» вышел в свет в 1964 г.
Полный цикл летных испытаний самолет выполнил к 1967 г., а с 1968 г. бомбардировщик запустили в серийное производство. На тот момент китайские специалисты освоили как технологию производства, так и ремонта двигателя данного самолета.
Модификация «Хун-6К»
По данным китайских источников, современная модификация бомбардировщика «Хун-6» имеет обозначение «Хун-6К» (условное обозначение «Бог Войны»). Она имеет следующие основные отличия от всех предыдущих версий.
В носовой части бомбардировщика (перед кабиной пилотов) установлена РЛС дальнего обнаружения и управления огнем. Под кабиной пилотов размещена оптико-электронная станция разведки и наведения. В ее состав входят: телевизионная камера высокого разрешения, инфракрасная видео и фотокамера, лазерный дальномер и лазерный прицел.
Последние два компонента необходимы для наведения корректируемых авиационных бомб и ракет класса «воздух–земля», оснащенных лазерными головками самонаведения (ГСН) и двухканальными системами передачи данных «самолет–боеприпас».
Эта модификация китайского бомбардировщика использует российские турбовентиляторные двигатели Д-30КП-2 мощностью 12 тыс. кгс/см.кв., для которых были изменены форма и размеры воздухозаборников (увеличено вертикальное и поперечное сечение).
Известно, что на базе российской силовой установки китайские специалисты разработали два двигателя под обозначением «WS-18» и «WS-20». Первый является полным аналогом Д-30КП-2 и предназначен для установки на бомбардировщики серии «Хун-6». Второй создали для военно-транспортного самолета «Юнь-20», который является альтернативой российским Ил-76МД. Указанные двигатели прошли комплекс испытаний (наземные стендовые испытания, модернизацию, испытательные полеты) продолжительностью 80 суток в 2015 и 2016 гг. соответственно.
Внутренние бомбовые отсеки были перепроектированы китайскими специалистами для размещения топливных баков и дополнительных радиоэлектронных систем. Общая масса топлива достигает 40 тонн. Всё вооружение китайский бомбардировщик переносит исключительно на внешних точках подвески (ВТП).
В хвостовой части самолета убрана спаренная автоматическая пушка. Вместо нее смонтирована аппаратура постановки помех, которая защищает самолет от обстрела. За счет замены гидравлической системы управления механизацией на электрическую и установки более современных радиоэлектронных систем конструкторам удалось уменьшить количество членов экипажа с шести до четырех человек.
В конструкцию планера на 30% внедрены композитные материалы. Все проведенные конструктивные мероприятия позволили увеличить дальность полета без дозаправки до 5000 км. При этом, радиус боевого патрулирования с максимальной боевой нагрузкой 12 тонн увеличился с 1800 до 3000 км (по другим данным до 3540 км).
Следует отметить, что согласно требованиям боевого устава ВВС НОАК для выполнения полета с максимальным боевым радиусом расход топлива не должен превышать 32 тонны. Это означает, что неснижаемый остаток топлива составляет 8 тонн, что должно повысить скорость подготовки самолета к повторному вылету.
Модификация «Хун-6КН»
Для нужд авиационных соединений бомбардировочной авиации ВМС НОАК спроектирован китайский бомбардировщик под обозначением «Хун-6КН» («Морской бог»). Он отличается увеличенным до 8 количеством ВТП и возможностью применения крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) «Длинный меч-10К» (штатное обозначение AKD-20). Максимальная дальность пуска ракеты – 1600 км (по другим данным от 1500 до 2500 км).
Дополнительно, для поражения наземных стационарных сооружений может применяться ракета класса «воздух–земля» KD-88. Данный боеприпас оснащен инерциальным, телевизионным и инфракрасным каналами наведения и двухканальной системой связи, позволяющей передавать изображение цели на самолет-носитель.
В состав авиационных средств поражения (АСП) входят также сверхзвуковые двухрежимные противокорабельные ракеты (ПКР) «Инцзи-12» и «Инцзи-100» с дальностью пуска 400 и 770 км соответственно. Известно, что в номенклатуру АСП включена дозвуковая ПКР «Инцзи-63» (штатное обозначение K/AKD-63) и ее модернизированная версия «Инцзи-63В» (K/AKD-63В).
Указанные дальности пуска позволяют «Хун-6КН» оставаться вне зоны действия систем ПВО ВМС США. Кроме того, по оценкам американских экспертов, зенитная управляемая ракета «Стандрат-2» не гарантирует перехват ПКР «Инцзи-12 и 100».
В настоящее время китайские специалисты разрабатывают КРВБ «Длинный меч-30» (по классификации НАТО CH-AS-X-13), которая будет входить в номенклатуру АСП перспективного малозаметного стратегического бомбардировщика «Хун-20» и обладать максимальной дальностью пуска 3000 км. При этом масса боевой части останется прежней, как и у «Длинного меча-10К», т.е. 550 кг.
Разработана также КРВБ «Длинный меч-20» с ядерной головной частью.
Китайские специалисты признают, что две крайние ВТП предназначены не для размещения авиационных средств поражения, а для установки контейнерных систем радиоэлектронной борьбы повышенной мощности под обозначением KG600/800.
Новейшая модификация «Хун-6N»
На авиастроительном предприятии в г. Сиань в 2017 г. выведен на испытания первый образец китайского бомбардировщика «Хун-6N». В отличие от других модификаций самолет впервые оснащен прямой штангой дозаправки, а также имеет современные системы навигации и наведения.
Система дозаправки в воздухе позволит выполнять полеты с максимальным боевым радиусом в 5898 км. В результате, за счет восполнения в полете 40 тонн керосина дальность действия такого бомбардировщика возрастет на 2398 км из расчета расхода топлива двигателей Д-30КП-2.
Вместе с тем, самолетами-заправщиками для «Хун-6N» могут быть только три воздушных танкера Ил-78МД. Модель создана на базе российских транспортных самолетов Ил-76 и украинских систем дозаправки УПАЗ-1М.
Аппаратура навигации самолета включает приемники сигналов систем глобального позиционирования Beidou, GPS и ГЛОНАСС. В совокупности с современной системой наведения бомбардировщик «Хун-6N» позволит применять смешанные виды вооружения: авиационные бомбы массой 250, 500, 1000 кг, а также ПКР или КРВБ. Известно, что на одной ВТП может быть размещено до шести бомб массой 500 кг.
Китайский бомбардировщик – предназначение
С учетом указанной выше номенклатуры авиационных средств поражения бомбардировщик «Хун-6К» и его перспективные модификации «Хун-6КН и N» могут применяться для выполнения следующих боевых задач:
- нанесение дальних ударов по базам ПВО, РЛС дальнего обнаружения, узлам связи;
- борьба с надводными кораблями противника;
- нанесение ядерных ударов малой мощности.
Только при условии завоевания полного господства в воздухе такие самолеты могут использоваться для бомбардировок классических целей: аэродромов, командных пунктов, мостов, транспортных развязок, районов дислокации подразделений СВ вероятного противника.
По оценкам Национального центра аэрокосмической разведки США, рассматриваемые бомбардировщики являются одним из ключевых элементов стратегии КНР по «региональному блокированию» – плана «Великая морская стена».
Перспективный бомбардировщик «Хун-20»
В настоящее время конструкторы Сианьского авиастроительного предприятия осуществляют разработку первого стратегического сверхзвукового малозаметного бомбардировщика под условным обозначением «Хун-20» (цифра 20 – указывает на максимальную скорость 2.0 МАХа).
Как полагают обозреватели китайских специализированных изданий, стоимость «Хун-20» составит 2–2,4 млрд. юаней, что равноценно стоимости 20 истребителей «Цзянь-20».
По замыслу китайских конструкторов, «Хун-20» будет иметь форму «сложное летающее крыло» и по внешнему виду походить на сочетание американского стратегического малозаметного бомбардировщика В-2А и палубного БПЛА Х-47В. Вероятно, для обеспечения большей устойчивости в горизонтальном полете крылья «Хун-20» оснастят гибкими законцовками (винглетами).
Следует отметить, что при проектировании нового самолета китайские специалисты опираются на данные об американском бомбардировщике В-2, полученные как из открытых источников, так и от спецслужб КНР.
Благодаря подобным источникам, китайским специалистам известно, что покрытие В-2 позволяет поглощать излучение РЛС, работающих в Х-диапазоне. Кроме того, по результатам сравнительного моделирования и компьютерных расчетов установлено, что:
- наземная стационарная РЛС с АФАР четвертого поколения способна обнаружить В-2 на дальности от 30 до 50 км;
- самолет ДРДиН типа «Кунцзин-2000» способен классифицировать В-2 на дальности 19 км;
- РЛС управления огнем истребителя поколения 3++ или ЗРК «увидит» В-2 на дальности 11 км;
- радиолокационная ГСН УР класса «воздух-воздух» захватит такую цель только на дальности 3 км.
ТТХ и оснащение
Согласно техническому заданию, самолет должен обладать максимальной дальностью полета без дозаправки 10–12 тыс. км. Его максимальный радиус боевого патрулирования составит 5–6 тыс. км. При наличии устройства для дозаправки в воздухе оба показателя могут быть увеличены на 2 тыс. км.
Максимальная взлетная масса такого самолета определена в 200 тонн. Из них 45 тонн приходятся на полезную нагрузку: 25 тонн авиационное топливо и до 20 тонн ракетно-бомбовая нагрузка, распределенная между тремя отсеками. Так, в центральном отсеке на револьверном пусковом устройстве намечено разместить восемь перспективных КРВБ «Длинный меч-30» или малозаметные КР GB-6A. В двух бортовых отсеках – по две или три сверхзвуковых ПКР.
Конструкторам предстоит выбрать между двумя моделями силовых установок WS-18 или WS-20, которые будут серьезно форсированы для обеспечения полета на скорости 2,0 МАХа.
Перспективный китайский бомбардировщик планируется оснастить РЛС с синтезированной апертурой. При этом, ожидается, что ее ТТХ превзойдут возможности станции AN/APQ-181, устанавливаемой на американский стратегический бомбардировщик В-2.
О Хун-20
По материалам китайских специализированных военно-технических изданий.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Ваши комментарии