Принятая военно-политическим руководством Турции политика «Открытого моря» призвана гарантировать длительное пребывание боевых кораблей национальных ВМС в оперативных районах, вдали от береговых баз снабжения, в глобальном масштабе. Первыми признаками того, что ВМС Турции намереваются действовать за пределами региональных вод, западные военные эксперты называют участие Анкары (начиная с 2009 года) в контр-пиратских операциях у берегов Сомали и в Аденском заливе в рамках полномочий Совета Безопасности ООН.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Позднее, в марте 2014 года турецкая военно-морская оперативная группа BARBAROS совершила плавание вокруг Африканского континента, пройдя около 15 тыс. морских миль. В составе соединения действовали фрегатыF-495 TCG Gediz, F-245 TCG Oruçreis и корвет F-511 TCG Heybeliada.
Задача всестороннего обеспечения ОГ BARBAROS возлагалась на принадлежащие дивизиону вспомогательных судов ВМС Турции (ВМБ Гельджюк) группу танкеров-заправщиков типа «Акар»: TCG AKAR (A-580) и TCG YARBAY KUDRET GUNGOR (A-595). Формирование группы относится к 2010 году. Опыт похода ОГ показал, что из-за низких крейсерских скоростей (не более 13 узлов) корабли обеспечения не в состоянии поддерживать единый темп с фрегатами. В результате чего ОГ шла на более медленных скоростях. Опираясь на этот опыт, командование ВМС Турции вышло с инициативой строительства вспомогательных кораблей следующего поколения, одной из характеристик которых должна быть более высокая крейсерская скорость.
Программы строительства кораблей логистической поддержки для ВМС Турции
Учитывая стратегические амбиции Анкары и приоритеты ВМС Турции по действиям в глобальном масштабе, характер логистической поддержки боевых соединений приобретает особое значение. В этом отношении в качестве естественного мультипликатора выступает возможность пополнения запасов в море (replenishment at sea, RAS), которая увеличивает оперативную эффективность и боевую устойчивость как надводных ударных, так и десантных кораблей. Применение вспомогательных кораблей RAS обеспечивает больший радиус действия и выносливость основных сил, а также позволяет проводить самостоятельные операции вдали от береговых баз снабжения. В оперативном плане возможность пополнения запасов в море позволяет соединениям военных кораблям постоянно присутствовать в заданном районе и незамедлительно реагировать на изменение складывающейся ситуации.
При использовании береговых баз снабжения для пополнения запасов топлива и других основных расходных материалов корабли ВМС Турции (как и других стран) могут оперировать на расстояниях, не превышающих половину дальности их хода. Опыт же турецкой военно-морской ОГ показал, что при наличии в составе группы соответствующих кораблей RAS соединения надводных сил могут оставаться в море в течение нескольких недель. Практически, надводный боевой корабль, поддерживаемый вспомогательным кораблем RAS, в оперативном отношении ограничен только необходимостью предоставления отдыха экипажу.
Хотя приобретение новых надводных боевых и десантных кораблей важно, возможность их поддержки в море при развертывании на местном, региональном и глобальном уровнях также жизненно необходима. В этом контексте, наряду с развитием береговой инфраструктуры ВМС Турции запустили проекты по обновлению своего вспомогательного флота. Так, к 2025 году планируется ввести в состав ВМС корабль для пополнения запасов TCG DERYA (А-1590), два средних корабля материально-технического снабжения и два новых (с возможностью закупки еще двух дополнительных) танкера-заправщика.
Новые суда, очевидно, войдут в состав дивизиона вспомогательных кораблей, который в настоящее время состоит из танкеров-заправщиков TCG AKAR (A-580) и TCG YARBAY KUDRET GUNGOR (A-595). Первый принят в состав флота в сентябре 1987 года, второй – в октябре 1995 года. Он же является первым кораблем, построенным для ВМС Турции частной турецкой судостроительной компанией. Кроме того, в составе дивизиона действуют танкеры-заправщики для перевозки жидкого топлива проекта «Албай Хакки Бурак»: TCG ALBAY HAKKI BURAK (A-571) и TCG YUZBASI I. TOLUNAY (A-572). Головной корабль серии принят в состав ВМС Турции в ноябре 1999 года.
Корабль для пополнения запасов в море TCG DERYA
Для удовлетворения потребности ВМС Турции во вспомогательных кораблях нового поколения инициирован проект «Корабли снабжения для пополнения запасов в море» (тур. аббр. – DIMDEG). В его рамках предусматривается строительство нескольких судов, предназначенных для удовлетворения потребностей надводных кораблей, действующих в открытом море по всему миру, в топливе, воде, продуктах питания и других видах материально-технического обеспечения.
Первым в рамках проекта стал многоцелевой корабль для пополнения запасов TCG DERYA (А-1590). Контракт на его строительство Управление оборонной промышленности Турции (SSB) подписало 28 июня 2018 года с частной верфью Sefine Shipyard (г. Стамбул). Через шесть месяцев, 25 января 2019 года, верфь Sefine подписала контракт с бизнес-партнерством Aselsan-Havelsan на закупку и интеграцию в конструкцию корабля соответствующих систем боевого управления. Согласно открытым источникам, их перечень включает: систему боевого управления ADVENT от компании Havelsan, систему распределения судовых данных (Ship Data Distribution System), информационную систему корабля (Ship Information System), систему обмена оперативными сообщениями (Message Operating System), а также РЛС кругового обзора MAR-D от Aselsan.
Кроме того, на корабле предусматривается установить систему идентификации «свой-чужой» (IFF), интегрированную систему связи, оборудование спутниковой связи, систему разведки и наблюдения KIRLANGIÇ. Основным вооружением на борту станет 25-мм стабилизированная морская пушка STOP и две установки ПВО ближнего действия GÖKDENİZ.
Предполагается, что TCG DERYA сможет эффективно сочетать в себе функции нефтесборщика и корабля-хранилища. Платформу планируется использоваться для пополнения в море запасов топлива, воды, продуктов питания, запасных частей, медикаментов и боеприпасов. Корабль с водоизмещением 22 тыс. тонн будет иметь габаритную длину 194,8 м, высоту 7,2 м и ширину 24,4 м.
В составе силовой установки две газовых турбины LM2500 (24 тыс. л.с.) и два дизельных двигателя. Контракт на их поставку в июне 2020 года Sefine Shipyard заключила с американской GE Marine. Сообщается, что TCG DERYA сможет развивать максимальную скорость в 24 узла. Минимальная автономность 30 суток, максимальная дальность плавания 4500 морских миль.
В конструкции корабля также предусмотрена большая вертолетная площадка и закрытый ангар для размещения двух многоцелевых вертолетов массой до 15 тонн. Сообщается, что TCG DERYA сможет выполнять функции оперативного пункта управления. Ввод корабля в состав ВМС Турции запланирован на 2024 год.
Продолжение следует…
По материалам журнала European Security & Defence
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Ваши комментарии