Истребители F-35 на палубе корабля

Истребители F-35 ВМС Японии – тактика применения

Как известно, военно-политическое руководство Японии приняло решение закупить истребители F-35BJ (“J” – версия для Морских сил самообороны Японии, далее – МССЯ) и выделило на это финансовые средства.

Истребитель F-35B с укороченным взлетом
Истребитель F-35B с укороченным взлетом

В предыдущих статьях о вертолетоносцах Японии (часть I и часть II) уже упоминалось, что истребители укороченного (вертикального) взлета F-35BJ планируется базироваться на эсминцах-вертолетоносцах (ЭВ) проектов 22DDH/24DDH. В целях  размещения указанных боевых самолетов японские кораблестроители и военные выполнят комплекс специальных работ по модификации летной палубы, внутренних помещений технического назначения и некоторых корабельных систем.

Истребители F-35 – возможности размещение и боевого применения

Китайские обозреватели отмечают, что в теории прямая палуба рассматриваемых ЭВ обеспечивает применение истребителей F-35BJ. При максимальной массе 27,2 т для подъема им достаточно 148 м. Вместе с тем, японские и американские военные на практике установили, что безопасный взлет возможен при длине разгонного участка не менее 167 (170) м.

Вертолетоносей Идзумо
Вертолетоносец проекта 22DDH «Идзумо»

Следует отметить, что каждый истребитель имеет длину 15,4 (15,67) м, размах крыла 10,67 м и высоту 4,33 (5,28) м, то есть истребитель F-35 в ангаре занимает около 210 кв. м. Масса одного самолета без топлива и боеприпасов составляет 14,7 т. Таким образом, два основных подъемника корабля достаточно легко смогут перемещать данную авиационную технику поскольку рассчитаны на подъем грузов массой до 30 т.

По оценкам китайских специалистов, в зависимости от соотношения массы топлива и боеприпасов палубные истребители F-35, базирующиеся на ЭВ МССЯ, имеют минимальный боевой радиус 833 км и максимальный в 1110 км. Известно, что в стандартном варианте каждый такой самолет оснащается четырьмя управляемыми ракетами (УР) класса “воздух-воздух” (ВВ) AIM-120C или двумя УР ВВ AIM-120C и двумя бомбами GBU-31. С таким вооружением самолет обладает максимальным боевым радиусом. Кроме того, при вертикальном взлете двигатели F-35 расходуют на 30% больше топлива.

ЭВ «Кага» опущен подъемник на летной палубе
ЭВ «Кага» опущен подъемник на летной палубе

С учетом вышесказанного китайские специалисты предполагают несколько вариантов тактики действий палубных истребителей F-35BJ МССЯ:

Дальний радиолокационный дозор

По замыслу японских военных истребители F-35BJ, благодаря своим мощным радиолокационным станциям, смогут осуществлять поиск воздушных и надводных целей и после их классификации передавать данные по цифровым каналам шифрованной связи   типа MADL на корабли и далее на сухопутные авиабазы.

Китайские эксперты отмечают, что современная система связи между самолетами сил самообороны Японии (ССЯ) под обозначением JDCS-F не позволит пилотам F-35BJ обмениваться информацией непосредственно с истребителями F-2 японских ВВС, укомплектованными аппаратурой стандарта Link-16. Известно, что автоматическая система предупреждения о воздушной обстановке ССЯ под обозначением JADGE работает именно с аппаратурой стандарта Link-16.

Истребители F-2 ВВС Японии
Истребители F-2 ВВС Японии

Следует отметить, что для ЭВ проектов 22/24DDH выполнение истребителями F-35BJ  задач по дальнему радиолокационному дозору важно, поскольку сами корабли не оснащены необходимыми РЛС дальнего обзора. Отсутствие таких станций и планов по их установке обусловлено вопросами радиоэлектронной совместимости корабельных и авиационных систем.

Истребители F-35BJ как средство ПВО (ПРО) корабельной группы

Малая эффективная площадь рассеяния (около 0,065 кв. м) и малая тепловая заметность истребителей F-35BJ позволяют им выполнять поиск боевых самолетов вероятного противника (Су-57 ВКС РФ или Цзянь-20 ВВС НОАК). Вероятное удаление района воздушного патрулирования от корабля носителя – от 200 до 400 км.

По мере обнаружения воздушных целей (на дальности не менее 100 км), пилоты F-35BJ будут передавать данные по цифровым каналам шифрованной связи типа MADL на корабли группы, оснащенные зенитными ракетами большой дальности. Следует отметить, что американские военные постепенно прекращают использование аппаратуры цифровой связи стандарта Link-16 для передачи секретной информации или для организации сетевой схемы действий боевой авиации.

Истребители F-35 на палубе корабля
Истребители F-35 на палубе корабля

Кроме того, рассматриваемые истребители получат задачу по обнаружению баллистических и противокорабельных ракет, которые будут уничтожать эсминцы с УРО при помощи ракет-перехватчиков «SM-6».

В целях организации регулярного воздушного патрулирования японским военным придется размещать на каждом ЭВ проекта 22/24DDH не менее 12 истребителей, организованных в три группы по 4 самолета. Первая группа будет выполнять задачу, вторая находиться в состоянии повышенной готовности к вылету, третья – в состоянии готовности к плановому вылету. Подобное распределение позволит в безопасном режиме готовиться к полетам и нести боевое дежурство.

Борьба с надводными кораблями противника.

По мнению китайских аналитиков, японское командование планирует использовать палубные истребители для заблаговременного обнаружения корабельных групп вероятного противника, предназначенных для высадки морского десанта. В таком варианте F-35BJ смогут в полной мере использовать свою малую заметность. Однако, уже при установке противокорабельных ракет типа JSM данные самолеты потеряют такой ключевой элемент боевой операции как «внезапность».

Пуск ПКР типа JSM с истребителя F-35B
Пуск ПКР типа JSM с истребителя F-35B

Каждый истребитель F-35BJ способен нести всего две ПКР типа JSM. Этого достаточно только для временного сдерживания возможной агрессии Китая в отношении спорных островных территорий. Кроме того, из-за размещения указанных ПКР истребитель не в состоянии выполнять другие задачи.

Поддержка морского десанта.

После захвата морским десантом плацдарма задачей японских истребителей F-35BJ и взаимодействующих с ними американских штурмовиков AV-8B Harrier II станет перехват боевых самолетов вероятного противника и нанесение ударов по его объектам ПВО и базам снабжения.

[sendpulse-form id=”2230″]

Поддержка морского десанта должна осуществляться по схеме «карусель» – то есть самолеты будут выполнять полеты «волнами». При повышенном уровне опасности зенитного обстрела с рассматриваемых проектов вертолетоносцев будут запускать разведывательные БПЛА.

Таким образом, закупка истребителей F-35BJ окажет существенное влияние на развитие боевых возможностей Морских сил самообороны Японии. Вместе с тем, доведение новой авиационной техники до полной боевой готовности потребует значительных усилий по переоборудованию вертолетоносцев проектов 22/24DDH, адаптации к ней существующих систем связи и боевого управления, а также отработки вопросов боевого слаживания между различными видами и родами войск ССЯ и союзников.

Продолжение следует…


По материалам китайского военно-технического издания «Корабельное знание»

Читайте по теме:

Развитие вертолетоносцев Японии – взгляд из Китая (часть I)

Вертолетоносцы Японии – наращивание потенциала (часть II)

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *