Вертолетоносей Идзумо

Вертолетоносцы Японии – наращивание потенциала

Продолжая совершенствовать возможности существующих вертолетоносных корабельных групп, Морские силы самообороны Японии (МССЯ) заказали национальным кораблестроителям создание еще двух эсминцев-вертолетоносцев (ЭВ) проектов 22DDH и 24DDH.

Первый корабль был заложен 27 января 2012 г., спущен на воду 6 августа 2013 г. и передан в состав МССЯ 25 марта 2015 г. Новый ЭВ получил имя «Идзумо» и бортовой номер 183.

Второй вертолетоносец заложили 7 октября 2013 г., спустили на воду 27 августа 2015 г, а передали в состав ВМС Японии 22 марта 2017 г. Имя – «Кага», бортовой номер 184. Очевидно, что благодаря опыту, полученному при строительстве ЭВ проекта 16 DDH, японские специалисты сократили сроки изготовления кораблей.

Вертолетоносец проекта 22DDH "Идзумо"о
Вертолетоносец проекта 22DDH “Идзумо”

Конструктивные особенности новых вертолетоносцев

Определенную роль в экономии времени сыграло то, что новые вертолетоносцы фактически являются удлиненными версиями кораблей проекта “Хюга” (16/18 DDH). Основным отличием кораблей проектов 22/24 DDH стало отсутствие бульбы. Кроме того, за счет увеличенных размеров и водоизмещения они получили большую остойчивостью, что позволило отказаться от успокоителей качки. Высокие скоростные характеристики ЭВ «Идзумо» и «Кага» позволили сохранять газотурбинные двигатели (ГТД) американского производства.

Сравнение размеров ЭВ "Хюга" (на переднем плане) и "Идзумо"
Сравнение размеров ЭВ “Хюга” (на переднем плане) и “Идзумо”

Размещение вооружения и личного состава

Вполне естественно, что увеличение линейных размеров позволяет размещать большее количество летательных аппаратов как в ангаре, так и на летной палубе. Согласно различным источника, емкость ангара вмещает от 17 до 20 вертолетов. При необходимости, помещение может быть разделено пожаробезопасной переборкой. По оценкам китайских специалистов, рассматриваемые корабли позволяют перевозить полноценный дивизион ЗРК “Пэтриот” MIM-104 PAC 3.

В случае транспортировки войск в ангаре, в секторе для ремонта авиационной техники (расположен ближе всего к корме корабля), можно разместить 50 колесных машин и до 400 морских пехотинцев (или до 1000  военнослужащих без техники). По мнению китайских аналитиков, данные корабли не приспособлены для перевозки основных боевых танков. Для проезда техники предусмотрен специальный пандус.

Вертолетоносец "Кага"
Вертолетоносец “Кага”

При классическом применении вертолетоносцев в данном секторе ангара также возможно обустройство зала совещаний для военнослужащих авиационной группы. В этом случае информацию от группы контроля воздушной обстановки и из боевого информационного центра (БИЦ) транслируют на специальные широкоформатные мониторы.

Численность экипажа кораблей увеличена до 470 военнослужащих. Для нормального несения службы конструкторы предусмотрели размещение трех камбузов и холлов для приема пищи. На нижних палубах обустроены бани и бассейн с морской водой.

Следует отметить, что за счет увеличения площади жилых отсеков данные вертолетоносцы могут принимать до 35 раненых. Помимо этого, в течение 48 часов возможно развертывание полноценного передового госпиталя с несколькими операционными.

Ангар вертолетоносца "Кага"
Ангар вертолетоносца “Кага”

Прочие конструктивные особенности

Другим отличием ЭВ проектов 22/24DDH является то, что корабли не оснащают торпедным вооружением, а значит отсутствует необходимость размещения в БИЦ боевых постов операторов ПЛО.

На кораблях установлена модернизированная система тактической разведки OYQ-12, включающая новые компьютеры на операционной системе с открытой архитектурой. Общее количество боевых постов уменьшено до 100.

За счет увеличения свободного пространства в БИЦ установлены дополнительные многофункциональные широкоформатные мониторы для старших офицеров управления. При этом, возможность трансформации рабочего пространства для размещения дополнительных специалистов сохранена.

ЭВ "Кага" опущен подъемник на летной палубе
ЭВ “Кага” опущен подъемник на летной палубе

Авиационная группа новых вертолетоносцев 

В состав авиационной группы, дислоцируемой на ЭВ рассматриваемых проектов, кроме поисковых и противолодочных вертолетов типа SH-60J/K и МСН-101 могут также входить разведывательно-ударные БПЛА MQ-8C (вертолетного типа) и компактные разведывательные БПЛА RQ-21A.

БПЛА MQ-8C
БПЛА RQ-21A на катапульте
БПЛА MQ-8C
БПЛА RQ-21A на катапульте
previous arrow
next arrow
 
Shadow

Базирование самолетов F-35BJ

Для размещения самолетов вертикального взлета и посадки F-35BJ (буква «J» указывает на принадлежность к МССЯ) японским кораблестроителям придется выполнить достаточно большой комплекс работ, который включает следующие этапы:

  • удаление противоскользящего покрытия летной палубы до основания;
  • проверка стойкости к нагреву несущих элементов летной палубы;
  • проведение дополнительной термоизоляции несущих элементов и подпалубного пространства;
  • укладка термостойкого покрытия (вероятно применение разработки, использованной на УДК типа «Уосп» ВМС США);
  • проверка покрытия при одиночном, последовательном и групповом взлете/посадке истребителей;
  • модификация системы подачи топлива на палубу и установка дополнительных танков для авиационного керосина из расчета действий вертолетов и самолетов (в настоящее время емкость таких танков  составляет всего 2640 т);
  • модификация системы подачи горячей пресной воды/пара на палубу;
  • перепланировка отсеков для хранения боеприпасов (УР “воздух-воздух” AIM-9X и AIM-120C; бомбы типов JDAM, JSOW, SDBI, SDBII, Paveway II, ПКР типа JSM и выстрелы к пушкам GAU-22/A калибра 25 мм);
  • выделение места для размещения оборудования и инструментов, необходимых для проведения текущего обслуживания или срочного ремонта;
  • перенос носовой зенитной многоствольной пушки Мк.15 Block 1B.

[sendpulse-form id=”2230″]

По оценкам экспертов, данный комплекс работ представляется возможным выполнить в срок до 2020 г. только при условии, что японским специалистам не придется модифицировать палубу. Такая модификация может включать установку трамплинной части с наклоном 12 градусов, что позволит избежать  переноса зенитной пушки. Кроме того, вероятно удлинение кормового сектора, что приведет к увеличению массы корабля и потребует дополнительных расчетом и моделирований.

Зенитная многоствольная пушка Мк.15 Block 1B на носу ЭВ
Зенитная многоствольная пушка Мк.15 Block 1B на носу ЭВ

Расчеты китайских специалистов показывают, что при современных размерах авиационного ангара ЭВ проектов 22/24DDH способны разместить всего 10 истребителей F-35BJ. При этом, свободного места для вертолетов уже не остается.

Помимо рассмотренных аспектов модернизации, японским специалистам придется серьезно модифицировать БИЦ кораблей, поскольку истребители F-35 являются важным структурным элементом единой системы ПВО/ПРО  ВМС США (англ. аббревиатура NIFC-CA). В неё входят эсминцы УРО, оснащенные комплексом «Эгида» и ракетами-перехватчиками «SM-6». Модернизации также подвергнется система обработки разведывательной информации, потребуется разместить боевые посты управления истребительной авиацией и координации её действий с кораблями.

Тестовая посадка F-35BJ на палубу 24DDH "Кага"
Тестовая посадка F-35BJ на палубу 24DDH “Кага”

Дополнительные возможности новых проектов ЭВ

Следует отметить, что вертолетоносцы «Идзумо» и «Кага» могут выполнять передачу части топлива или пресной воды, благодаря системе двунаправленных насосов. По данным китайских источников, ЭВ смогут отдавать другим кораблям группы до 3300 тонн топлива для ГТД, а также несколько десятков тонн пресной воды.

Вопрос запасов топлива является ключевым для японских и американских ВМС, поскольку рассматриваемые ЭВ предусматривается задействовать в патрулировании акваторий Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, и даже Индийского океана. Объем топливных танков для авиационного топлива также является ключевым моментом, поскольку палубные истребители F-35BJ обладают сравнительно малым боевым радиусом – 833 км, что на 260 км меньше версии F-35A.

Кроме того, система лебедок позволяет передавать генеральные грузы (продукты питания, боеприпасы и т.д.) В целом возможности ЭВ рассматриваемых проектов выше, чем у кораблей проектов 16DDH/18DDH.

Вертолет SH-60J/K в ангаре ЭВ проекта 22DHH
Вертолет SH-60J/K в ангаре ЭВ проекта 22DHH

Изменение тактики

Как указывают китайские специалисты,  японские военные переработали тактику действий рассматриваемых ЭВ в составе корабельных ударных групп. В частности, они отказались от построения ордеров по схемам «8-8» или «9-10» и перешли на действие группами по 4 или 8 кораблей. Считается, что такой боевой порядок не позволяет подводным лодкам вероятного противника выбирать цели из большего количества надводных кораблей.

Кроме того, в процессе подготовки экипажей вертолетоносцев командование МССЯ учитывает требования ВМС США и стран-членов НАТО. В этой связи, японские конструкторы вынуждены предусматривать монтажные места для установки штатного радиоэлектронного оборудования ВМС США, которое позволяет в автоматическом режиме связывать управляющие системы кораблей двух стран.

Продолжение следует…


По материалам китайского специализированного военно-технического издания «Корабельное знание»

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *