Отслеживая военной строительство в соседней Японии, китайские эксперты отмечают, что так называемая активная оборона островных территорий, принятая японским военно-политическим руководством в качестве стратегии, получает всё более ясные очертания.

В частности, бюджет Сил самообороны Японии (ССЯ) на 2018 г. стал самым крупным с момента образования. Он дополнительно включил  финансирование приобретения партии малозаметных истребителей F-35, новых эсминцев с управляемым ракетным вооружением, а также модернизацию вертолетоносцев для обеспечения полетов указанных истребителей. Однако, китайские военные особо выделяют формирование нового подразделения – бригады высокоскоростного маневренного морского десанта.

Первое подразделение морской пехоты Японии
Первое подразделение морской пехоты Японии

Силы и концепция активной обороны

Основной базой нового соединения станет остров Окинава. Это продиктовано стратегией активной обороны «по ведению боевых действий на удаленных островных территориях». Как известно, в составе японского архипелага насчитывается 6852 острова, из которых обитаемыми являются 418, а 6429 это необитаемые островные территории.

В районе ВМБ Сасебо (о. Кюсю) открыт учебный отряд морской пехоты ССЯ, а также отряд подготовки подразделений механизированного морского десанта. По данным китайских специалистов, численность бригады маневренного морского десанта на первом этапе составит 3 тыс. военнослужащих. В дальнейшем японское командование планирует развернуть соединение до 9 тыс. чел. и дислоцировать его подразделения на юго-западном и северном направлениях. На юго-западе японские части сформируют противовес силам морской пехоты НОАК. На севере смогут оказывать давление на российские островные гарнизоны южно-курильской гряды.

ВМБ Сасебо Япония
ВМБ Сасебо Япония

Согласно китайским источникам, планы ведения боевых действий на удаленных островных территориях высшему командованию Морских сил самообороны Японии (МССЯ) впервые представили еще в 2005 г. В ходе их обсуждения японские специалисты провели оценку протяженности морской границы и количества островных территорий, которые могут оказаться под ударом противника или быть использованы в качестве плацдармов для размещения техники. В результате сделали вывод, что МССЯ практически не обладают возможностями для «выдворения» неприятеля в случае начала вооруженного конфликта.

В подготовленных пояснительных материалах офицеры разведки МССЯ указывали, что для активной обороны островных территорий на юго-западном направлении необходимо усилить группировку десантных кораблей, тактической и разведывательной авиации. Именно увеличение количества техники, в том числе десантных кораблей и других средств доставки личного состава с вооружением, даст МССЯ возможность упреждающего развертывания на удаленных территориях и предотвращения захвата островов.

Японские военные аналитики отмечают, что на большинстве удаленных островов практически нет военной инфраструктуры (отсутствуют естественные/искусственные укрепления/укрытия). Как следствие, их захват достаточно прост, а вот дальнейшее удержание и контроль превратятся в проблему. Кроме того, на большинстве удаленных юго-западных островов отсутствуют аэродромы, что не позволит базировать боевую и военно-транспортную авиацию.

Согласно Конституции ССЯ не имеют права ведения активных наступательных действий. Именно для ведения активной обороны на обитаемых островах проводится размещение элементов противоракетной обороны, а также частей тактической авиации, которые смогут оперативно перехватить силы вероятного противника на пути к архипелагу.

ПРО Японии
ПРО Японии

Вероятная тактика морской десантной операции

Как отмечают китайские специалисты, подразделения морской пехоты МССЯ проводят учения по высадке на островах, начиная с 2006 г. При этом, тактика морских десантов согласуется с требованиями руководящих документов ВМС США, основанных на боевом опыте американских военных. Согласно американским наставлениям, подразделения морского десанта должны самостоятельно подготовить плацдарм для высадки – провести очистку акватории от донных мин и других заградительных средств силами боевых пловцов и водолазов саперной службы.

Расчет времени показывает, что для высадки десанта с кораблей на берег в среднем необходимо 30 минут. При этом, подразделения перемещаются на судах на воздушной подушке (преимущественно тяжелая бронетехника), плавающих гусеничных бронетранспортерах типа AAV7 (на вооружении МССЯ 52 ед.) или резиновых лодках.

Плавающая боевая машина десанта AAV7A1
Плавающая боевая машина десанта AAV7A1

Согласно наставлениям ВМС США, высадка первого эшелона морского десанта в современном бою должна обеспечиваться плавающей бронетехникой и авиацией. Бронетехника оснащена тяжелым стрелковым вооружением и способна прикрывать военнослужащих. Использование же высокоскоростных конвертопланов MV-22 (на вооружении ССЯ 17 ед.), базирующихся на вертолетоносных кораблях МССЯ, сократит время высадки.

Личный состав десантируемых подразделений должен быть строго разделен в пропорции 50/50 между плавающей бронетехникой и авиационными средствами доставки. Это позволит обеспечить захват плацдарма, его удержание и расширение по мере прибытия основных сил. По данным китайских источников, полеты конвертопланов MV-22 и высадку десанта на плавающих бронемашинах AAV7A1 могут обеспечить три десантно-вертолетоносных корабля-дока типа «Осуми» (4001 «Осуми», 4002 «Симокита» и 4003 «Кунисаки») и два эсминца-вертолетоносца типа «Хьюга».

Десантный корабль 4001 "Осуми"
Десантный корабль 4001 «Осуми»

В состав сил воздушной поддержки морского десанта войдут истребители-бомбардировщики F-15C и малозаметные истребители пятого поколения F-35B с укороченным взлетом и посадкой. Первые будут действовать с береговых авиационных баз, а вторые – с эсминцев-вертолетоносцев типа «Кага» (проект 22DDH, 182 «Идзумо» и 183 «Кага»). В настоящее время проводится модернизация летной палубы, авиационных ангаров и лифтов-площадок этих кораблей (подробнее).

Вертолетоносец "Кага"
Вертолетоносец «Кага»

Следует отметить, что на «Идзумо» и «Кага» предусмотрено размещение группы боевых постов противолодочной борьбы. Их операторы смогут получать информацию от подводных лодок и противолодочных самолетов разведчиков Р-3С и Р-1. Условное обозначение системы ПЛО корабельной группы МССЯ – «Красная рубашка».

Китайские эксперты отмечают, что японские военные намерены периодически проводить учения сил морского маневренного десанта на северных полигонах острова Хоккайдо. Мероприятия проходят в рамках демонстрации северному соседу своих возможностей активной обороны. Очевидно, что современное руководство Японии достаточно болезненно реагирует на усиление Восточного военного округа ВС РФ, островные подразделения которого располагают береговыми противокорабельными ракетными комплексами, против которых даже ВМС США бессильны.

В настоящее время основной проблемой для японской стороны остается крайне малое количество плавающих бронированных машин. Данный вопрос военно-политическое руководство Японии и командование МССЯ надеются решить при помощи известной оборонно-промышленной компании «Mitsubishi Heavy Industries». Инженерно-конструкторский персонал предприятия ведет разработку высокоскоростной плавающей боевой машины. Её макет демонстрировался 12 июня 2017 г. на международной морской выставке  MAST Asia 2017.

Демонстрация прототипа на заводе компании-производителя
Демонстрация прототипа на заводе компании-производителя

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских специалистов о том, что концепции активной обороны островных территорий находит реальное военно-техническое воплощение. Военно-политическое руководство Японии во главе с Премьер-министром Синдзо Абэ неуклонно выполняет планы формирования новых подразделений и разработки современно боевой техники, возможности которой выходят за рамки нужд самообороны страны.


По материалам китайских специализированных военно-технических изданий «Танки и бронемашины» и «Корабельное знание»

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий