Компания Airbus Defence and Space (ADS) с 2007 г. в Манхинге (Manching, Германия) ведет разработку и тестирование демонстратора малозаметного БПЛА (Low observable UAV Testbed, LOUT). 5 ноября 2019 г. модель впервые публично представили группе журналистов. До этого момента проект, на котором отрабатывались технологии уменьшения радиолокационных, ИК, визуальных и акустических сигнатур и была доказана их эффективность, держался в секрете.
Согласно западным публикациям, не летающий “стелс” демонстратор имеет длину и размах крыльев около 12 м и весит около четырех тонн. В масштабе 1:1 он изготовлен, как дозвуковой летательный аппарат с расположенными сверху воздухозаборниками и соплами привода. Помимо оформления без щелей и кантов закрывающих поверхностей (например, для шахт шасси, оружия или оборудования) нижняя сторона снабжена специальной поверхностью, которая сильно подавляет выхлоп и излучения.
Оптические и электрические отверстия для датчиков и излучателей активных помех защищены специальной технологией. На вершине аппарата сверху есть область, напоминающая кабину и использовавшаяся для изучения сенсоров.
Как сообщил менеджер проекта Марио ГЕРЦОГ (Mario HERTZOG) пилотируемая версия демонстратора не предусматривается. Исследования проходили в крупнейшем в Европе и специально построенном измерительном зале с радиопоглощающей конструкцией стен.
Три в одном от компании Airbus
По замыслу инженеров, для успеха проекта демонстратор LOUT должен обладать определяющими друг друга свойствами в трех измерения.
В частности, для уменьшения излучений требуется минимизировать рассеяние энергии во всех актуальных диапазонах частот. С этой целью в ходе исследований тестировались радиолокационная подпись (низкое радиолокационное сечение, RCS), ИК подпись с низким уровнем инфракрасного излучения, а также визуальные и акустические характеристики.
Для контроля электромагнитного излучения изучались, например, возможность управление выбросами, передача данных с помощью специальной техники, новые датчики с ограниченной распознаваемостью, а также наиболее эффективные способы применения электронных контрмер (постановки помех).
После начала разработки конфигурации в 2007 г. и первых тестов радиолокационного сечения, тогдашнее Федеральное ведомство оборонных технологий и закупок бундесвера (ныне это BAAINBw) в 2010 г выдало компании Airbus заказ на строительство демонстратора и разработку технологии LOT.
После постройки демонстратора провели первые эксперименты с базовой конфигурацией. В дальнейшем к ним подключили повторяющиеся улучшения маскировки. Проект LOUT завершили недавно, что дало возможность первой публичной презентация его результатов.
Как отмечается, решение о продолжении работ пока не принято. Вместе с тем, полученные к настоящему моменту результаты разработок планируется применить в будущих боевых самолетах. В частности, упоминались очередной транш европейского “Еврофайтера” (Eurofighter) и программа “Перспективной авиационной боевой системы” (Future Combat Aircraft, FCAS ). Возможно, за статичным демонстратором последует летающая беспилотная версия. Однако, до сих пор практических шагов в этом направлении не предпринималось.
По материалам ресурса esut.de
Ваши комментарии