ВоенноТранспортный А400М на грунтовой полосе

Европейский А400М наращивает возможности

Новый европейский военно-транспортный самолет A400M из-за значительного увеличения стоимости и задержек в поставках не избалован вниманием СМИ. Однако, по оценкам экспертов, задержки в разработках, производстве и поставках нанесли значительный ущерб не только заказчикам, но и производителю, концерну Airbus.

Вместе с тем, с точки зрения немецких специалистов, А400М в значительной степени работает на престиж Германии. Во-первых, к достаточно высоким военным характеристикам, прибавляются варианты его гражданского применения (например, для оказания помощи при катастрофах).

Во-вторых, благодаря самой большой доли размещения производства в Германии (33 процента, включая двигатели), А400М последовательно поддерживает доступ страны к новейшим технологиям. Это укрепляет шансы на то, что в производстве самолета и в будущем сохранится участие 13 800 рабочих из 70 немецких компаний. Кроме того, возникают дополнительные возможности трудоустройства в сфере обслуживания и ухода за A400M, срок полезного использования которого, как ожидается, составит от 30 до 40 лет.

Всё это в совокупности укрепляет политическое и экономическое значение и всемирную репутацию Германии.

Самолет А400М ВВС Германии
Самолет А400М ВВС Германии

Обзор программы

Согласно оценкам западных специалистов, по своей сложности программ А400М уступает только производству истребителя “Евроафйтер” (Eurofighter). С немаловажной для программ разницей. В случае с «Еврофайтер» две из четырех основных стран (Германия и Великобритания) взаимодействовали между собой в области производства боевых самолетов через проект “Торнадо” (PA200 Tornado). В отношении же А400М только Германия и Франция имели определенный опыт сотрудничества в военно-транспортной авиации в рамках программы самолета С-160 “Трансал” (C-160 Transall).

Другой особенностью проекта является то, что решение относительно единого транспортного самолета принимали несколько европейских стран. При этом, они  пытались подвести под один знаменатель очень разные национальные политические и военные требования. Когда же определенное согласование по требованиям к новому самолету было достигнуто, возникла самая сложная проблема: распределение доли национального участия в производстве.

Выгрузка в Испании фюзеляжа А400М, изготовленного в Германии
Выгрузка в Испании фюзеляжа А400М, изготовленного в Германии

Эти и другие причины объясняют, почему странам-участницам (Великобритании, Германии, Испании, Франции) потребовалось почти два десятилетия, чтобы не раньше 2003 г. выдать европейской межправительственной организации OCCAR контракт на разработку и производство А400М. Хотя подрядчиком по контракту значился Airbus в спецификации для национального производства, клиентам был обещан  коммерческий подход, который предполагал, что первый самолет точно и в рамках согласованного бюджета поставят через пять лет. Вместе с тем, из-за отсутствия в мире аналогичного транспортного самолета и высокой концентрации в его конструкции новых технологических решений – стоимость и сроки с самого начала не были сохранены.

Частные национальные требования Германии к А400М

В дополнение к пригодности для неограниченного участия в “общем воздушном движении” (General Air Traffic) с немецкой точки зрения A400M должен соответствовать следующим тактическим и стратегическим задачам:

  • логистические перевозки для перемещения и обеспечения оперативных сил, включая перевозку раненых;
  • тактические транспортные перевозки, включая полеты на экстремально низких высотах, а также десантирование людей и грузов;
  • участие в операциях по спасению и эвакуации;
  • поддержка сил специальных операций и выполнение специальных задач, а именно:
  • воздушная заправка транспортных или боевых самолетов и вертолетов;
  • перевозка личного состава и грузов в рамках оказания гуманитарной помощи, например, по мандату ООН.

Конструкция, оснащение и возможности А400М

Из общих требований к полезной нагрузке (макс. 37 т), дальности полета (3700 км с нагрузкой 25 т) и скорости (0,72 Маха) следуют аэродинамическое формирование самолета, размеры фюзеляжа, тип привода и конструкция шасси. В процессе разработки и строительства реализация различных военных требований привела к значительному увеличению общего веса, мощности двигателей и усилению конструкции, включая прочность крыла.

Основные размеры самолета А400М
Основные размеры самолета А400М

Первый полет А400М состоялся 1 декабря 2009 г. Гражданская сертификация Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) получена 13 марта 2013 г., а первый серийный самолет был передан ВВС Франции 1 августа 2013 г. С этого момента серийный выпуск продолжается с постоянно увеличивающейся нормой производства.

Таблица поставок (по состоянию на май 2019 г.)

Страна-заказчик Заказано Передано
Германия 53 29
Франция 50 15
Испания 27 4
Великобритания 22 20
Турция 10 7
Бельгия 7 0
Люксембург 1 0
Малайзия 4 4
Всего 174 79

Кабина

Кабина самолета A400M включает необходимые системы контроля, управления и наблюдения для всех запланированных вариантов применения. Основой для проектирования двухместной кабины А400М с боковым управлением полетом стала кабина самолета А380. Хотя пространство кабины A400M меньше, в ней удалось установить много дополнительных военных функций. В частности, третье место для оператора тактических систем, позволяющее в сложной оперативной обстановке контролировать и обслуживать комплексы систем самозащиты (DASS).

К дополнительным корректировкам по сравнению со стандартной кабиной A380 относятся:

  • усовершенствованная система видения, или бортовая ИК-система обнаружения целей в передней полусфере (Enhanced Vision System/Forward Looking Infrared System);
  • внутренние и наружные видеокамеры;
  • аппаратура распознавания “свой-чужой” (IFF), РЛС, GPS, SatCom, зашифрованная связь;
  • линии передачи данных MIDS / Link 16;
  • освещение кабины для использования приборов ночного видения;
  • элементы управления системой самозащиты;
  • отображение цифровой карты;
  • система защиты от ОМП.
Приборные панели кабины А400М
Приборные панели кабины А400М

Безбумажная кабина с  цифровым отображением карты, среди прочего, дополнена автоматизированным управлением двигателями, системой управления полетом (Flight Control System), военной системой управления миссией и подсистемой самозащиты (Defensive Aids Sub-System, DASS). Электродистанционная система управления самолетом (Fly-by-Wire) базируется на четырех компьютерах и позволяет осуществлять полет с характеристиками близкими к пилотированию без ограничений по интенсивности маневрирования.

Для воздушных заправок на одном из дисплеев центральной консоли выводится страница управления подачей топлива. Планирование полета происходит с помощью станции планирования миссии и восстановления (Mission Planning and Restitution Station, MPRS). В ней хранятся все данные о характеристиках, управлении воздушным движением и предстоящей операции. После завершения подготовки к полету данные записываются на диск и воспроизводятся экипажем и оборудованием самолета.

Грузовой отсек

Внутренние размеры (длина 17,71 м плюс рампа 5,40 м, высота 3,85 м, ширина 4,00 м) являются результатом транспортных требований отдельных стран. Грузоподъемность  дополняется экономией времени погрузочных работ, которая достигается гибкой системой погрузки и является определяющей величиной. Для этого в передней левой части A400M установлено автоматизированное рабочее место борт-техника (специалиста по погрузке). Оттуда с помощью многофункциональных дисплеев и видеокамер направляются и контролируются все мероприятия погрузочно-разгрузочных работ.

Варианты загрузки грузового отсека А400М
Варианты загрузки грузового отсека А400М

Полностью плоский пол грузового отсека позволяет примерно за 15 минут провести прием широкого спектра грузов. Утопленные в днище транспортные ролики, а также направляющие и крепежные болты (XY/XZ замки) позволяют борт-технику загружать и выгружать стандартизированные контейнеры с интервалом в одну минуту. Направляющие предотвращают кантование (сдвиг) и сползание (скольжение) контейнеров в закрепленном положении.

Плоский пол грузового отсека
Плоский пол грузового отсека

При десантировании разблокировку груза обеспечивают электромеханические заслонки расцепления (Electro-mechanic Release Gates, ERG). Всего в воздухе может сбрасываться до 25 т грузов.

При десантировании применяются два метода:

1. Гравитационный, связанный с переходом самолета в набор высоты, тангаж 7-10 градусов. Сбрасываются:

  • отдельные грузы по четыре тонны каждый,
  • одиночный 24 тонный контейнер.

2. Метод парашютного срыва:

  • отдельные грузы весом до 16 т.
Сброс грузов с А400М на малой высоте гравитационным способом
Сброс грузов с А400М на малой высоте гравитационным способом

Для перевозки 116 десантников разработаны сиденья повышенной комфортности из ткани с подголовником, которые гасят вибрации, благодаря центральной подвеске.

Возможна эвакуация до 66 раненых в лежачем положении и одновременная транспортировка для их обслуживания в полете около 25 чел. медицинского персонала. Для перевозки лиц с легочными ранениями и тяжело раненых со взрывными ранениями, давление в салоне до высоты 19 400 футов (около 5900 м) может поддерживаться равным наземному.

Сиденья для перевозки десантников
Сиденья для перевозки десантников

A400M устанавливает также новые стандарты внутреннего комфорта, в которых конструкторы обратили особое внимание на сокращение нагрузки на экипаж и пассажиров от шумов и вибраций. Дополнительному комфорту в полете служат равномерное распределение температуры в грузовом отсеке, а также расположенные в нижней части кабины две туалетных кабинки, аналогичные гражданским лайнерам.

Хвостовая часть грузового отсека сконструирована таким образом, что из левой и правой боковых дверей могут отделяться десантники, и в то же время из двухстворчатой задней двери возможно выполнять сброс груза. Если выброска груза не производится, то возможно отделений по два десантника через погрузочную  рампу.

Передние и задние боковые двери А400М
Передние и задние боковые двери А400М

Для десантирования личного состава сил специальных операций с планирующими парашютами А400М с ограниченной нагрузкой может подниматься на высоту до 40 000 футов (более 12 000 м). Существующее тогда в кабине давление равное высоте около 9000 футов (около 2 700 м) для десантирования может быть быстро снижено, а затем также быстро восстановлено. При проведении подобных специальных, как и прочих операций, задействуется бортовая кислородная система самолета.

Шасси

Всего 12 колесных шасси с шестью независимыми стойками и носовое шасси с двумя колесами позволяют выдерживать общий вес в 141 т при взлетах, посадах и рулении на частично укрепленных грунтах. Повреждение днища фюзеляжа от ударов камней при работе на гравийных площадках минимизируется высоким дорожным просветом. Посадочные и рулежные фонари имеют дополнительную защиту от летящих камней. В случае короткой посадки или взлета тормозная система с карбоновыми тормозными дисками и противоскольжением поддерживается реверсом тяги.

ВоенноТранспортный А400М на грунтовой полосе
Военно-транспортный А400М на грунтовой полосе

Привод А400М

При выборе привода конструкторы первоначально делали выбор между турбиной или турбовинтовым двигателем. Во внимание принимались факторы максимальной тяги, расхода топлива на крейсерской скорости и достигаемой, при этом, дальности полета, а также отзывчивость двигателя на малых оборотах.

Приоритет получил турбовинтовой двигатель компании “Европроп Интернэйшенел” (Europrop International, EPI) TP400-D6. Однако, из-за его сложности по сравнению с A380 электронно-цифровая система управления двигателем А400М (Full Authority Digital Engine Control, FADEC) обрабатывает в три раза больше управляющих и контрольных сигналов. На самолете установлено четыре таких двигателя.

Турбовинтовой двигатель TP400-D6 производства EPI
Турбовинтовой двигатель TP400-D6 производства EPI

Винты самолета имеют по восемь лопастей и диаметр 5,34 м. Серповидные и регулируемые лопасти винтов предотвращают ранний разгон их концов до сверхзвуковой скорости и создают больше тяги на более высоких скоростях вращения. Изготовленные из композитного материала на основе углеродного волокна (CFK) лопасти винтов, благодаря ограничению веса, уменьшают центробежные силы на приводном валу. Кевлар и никель, применяемые при изготовлении лопастей, защищают пропеллер от удара щебня на земле.

Винты самолета А400М
Винты самолета А400М

Двигатели А400М, развивающие более 11 000 л.с., считаются самыми мощными из производимых на Западе турбовинтовых двигателей. Четыре пропеллера самолета попарно вращаются в противоположных направлениях. Взаимозаменяемость двигателей и отдельных лопастей пропеллера облегчает их обслуживание. В целом, по мнению специалистов, потенциал производительности TP400-D6 еще не исчерпан.

Прыжок подразделения ССО из рампы А400М
Прыжок подразделения ССО из рампы А400М

Тактико-технические характеристики А400М

Производитель: Airbus Defence and Space
Двигатель: Турбовинтовой EPI TP400-D6
Мощность: 8.250kW / 10.838 л.с.
Длина: 45,10 м
Высота: 14,70 м
Размах крыла: 42,36 м
Вес пустого: 78.600 кг
Максимальный взлетный вес: 141.000 кг
Максимальная скорость: 750 км/ч на высоте 10 000 м
555 км/ч на уровне моря
Крейсерская скорость: 0,68 Маха
Практический потолок: 11.275 м
Дальность полета: 3.300 км с полной нагрузкой
4.535 км с грузом 30 т
6.390 км с грузом 20 т
8.700 км перегоночная
Экипаж: 3 чел.
Объем грузового отсека: 340 м³

Активная и пассивная защита

Чтобы уменьшить риск атаки с земли или с воздуха А400М имеет активные и пассивные компоненты защиты:

  • остекление кабины выполнено из бронированного стекла, выдерживающего выстрелы до 12,7 мм;
  • специально армированные сиденья экипажа и бортового техника (оператора погрузки) обеспечивают защиту от осколков снарядов;
  • бортовая система генерации инертного газа (On Board Inert Gas Generation System, OBIGGS) заполняет им пустое пространство в топливных баках и снижает риск их взрыва при простреле (устанавливается по желанию заказчика);
  • бортовой комплекс самозащиты (Defensive Aids Sub-System, DASS) в составе: подсистемы предупреждения о ракетном обстреле (Missile Warning System, MWS), аппаратуры предупреждения о радиолокационном облучении (Radar Warning Receiver, RWR) и автомата сбрасывания дипольных отражателей и ИК ловушек (Chaff-/Flare-Dispenser).

На следующем этапе развития возможно расширение комплекса DASS с включением активной MWS, подсистемы противоракетной обороны (Direct Infra-Red Countermeasure System, DIRCM), лазерной подсистемы предупреждения (Laser Warning System, LWS) и буксируемой РЛС приманки (Towed Radar Decoy, TRD).

При входе в опасные зоны экипажу рекомендуется придерживаться особых параметров полета. В частности, скорость снижения 8000 футов/мин, при полете у земли  глиссада 6,5°, а скорость подъема 1800 футов/мин.

Сертифицированные возможности А400М

Помимо тестирования на дорогостоящих симуляторах производителем для летных испытаний и сертификации выделены три А400М (MSN 02/04/06). Дополнительно к ним Великобритания предоставляет A400M MSN56 с самым последним программным обеспечением и оборудованием.

Согласно публикациям, к 2019 г. завершена сертификация:

  • полетов на малой высоте;
  • посадки на полу-укрепленные полосы;
  • погрузки и перевозки грузов;
  • системы многофункционального распределения информации (Multifunctional Information Distribution System, MIDS);
  • автономного захода на посадку;
  • занятия очереди для поиска и спасение;
  • оптимизации производительности компьютерной системы (Take Off Performance Optimization Computer System, TOPOCS),
  • взлета и посадки с боковым ветром от 30 узлов.

Одним из основных пунктов испытаний в 2019 г. станут получение допуска на заправку вертолета и дальнейшие варианты десантирование личного состава и грузов.

Размещение вертолет в грузовом отсеке А400М
Размещение вертолет в грузовом отсеке А400М

Десантирование в полете

  • десантирование личного состава через хвостовую рампу;
  • десантирование парашютистов попеременно из боковых дверей;
  • десантирование способом свободного падения с высот до 6 000 футов (1 828 м);
  • сброс грузов до 25 т гравитационным способом;

Дозаправка в воздухе

A400M через съемный патрубок топливного бака может заправляться сам. В качестве заправщика самолет может нести по два бака под крыльями (скорость подачи топлива 1200 кг/мин), из которых выдвигаются шланги с заправочными конусами, и заправочный шланг на барабане в хвосте (1600 кг/мин).

Заправка самолетов F-18 и "Еврофайтер" через баки под крыльями
Заправка самолетов F-18 и “Еврофайтер” через баки под крыльями

Для увеличения количества перевозимого топлива в грузовой отсек закатываются 12-тонные топливные баки на поддонах. Поскольку в ходе заправки А400М способен поддерживать переменную скорость (от 180 до 300 узлов) и высоту (от 3500 до 5000 футов) самолет может обслуживать все самолеты с заправочным патрубком. Необходимая для этого сертификация находится в национальной ответственности и выдана для самолетов марок F-18, “Еврофайтер”, “Рафаль” (Rafale), “Торнадо” и Су-30МКМ “Фланкер” (Flanker).

Переоборудование A400M в самолет-заправщик занимает около восьми рабочих часов. На 2019 г. намечена сертификация следующих операций:

  • заправка самого А400М через наливную горловину с самолета A330 MRTT;
  • заправка боевых и транспортных самолетов с одного бака под крылом днем и ночью, а также заправка с хвоста.

Элементы самозащиты и боевой устойчивости

  • система предупреждения о ракетном нападении (MWS) и приемник предупреждения о радиолокационном облучении (RWR);
  • автомат сбрасывания дипольных отражателей и ИК ловушек;
  • бронирование.

[sendpulse-form id=”2230″]

Логистические аспекты

Уже на этапе проектирования и разработки конструкторами принимались во внимание аспекты последующего материально-технического обеспечения. Они включают все уровни обслуживания и ремонта, а также быстрый ремонт после поражения противником. В основе концепции лежит обеспечение высокого уровня ясности относительно удобства поставки и ремонта.

В отношении A400M разработчики имели целью добиться автономной работы самолета без логистической поддержки на срок более 15 суток. Для этого используются специализированная система управления данными (Maintenance Data System, MDS) и система мониторинга состояния летательного аппарата (Aircraft Condition Monitoring System, ACMS). Обе системы призваны облегчить поиск возможных неполадок и/или определить характер требуемого профилактического обслуживания самолета.

Дальнейший путь

В прошедшем 2018 г. заказчикам поставлены очередные 17 самолетов А400М. Согласно оценкам специалистов, уже в 2019 г. этот масштаб не будет достигнут. Производительность, каталог возможностей и стоимость по-прежнему остаются предметом продолжающихся переговоров.

Вместе с тем, считается, что даже если передача последнего А400М заказчику произойдет четко после 2023 г., европейские страны НАТО получат парк из 170 самых современных, не существовавших ранее стратегических транспортных самолетов и воздушных заправщиков. Кроме того, наряду с ВВС от использования А400М большую выгоду получит гражданский сектор, особенно в случаях оказания быстрой и эффективной помощи при бедствиях и катастрофах.


По материалам Europäische Sicherheit & Technik

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *