Осознавая новые возможности, которые открываются в связи с глобальным изменением климата, Москва всё жестче заявляет о своих правах на ресурсы Северного Ледовитого океана. Отстаивать интересы России в Арктике призван современный военно-морской флот, опирающийся на развитую инфраструктуру. Очевидно, что активные темпы наращивания боевого потенциала российского ВМФ в Арктическом регионе находятся под пристальным вниманием Запада.
Как отмечают западные аналитики, решение о модернизации ВМФ России руководство страны приняло в Сочи в декабре 2018 г. О нем Президент Владимир Путин объявил, выступая в январе 2019 г. на научно-практической конференции «Военно-Морской Флот в XXI веке». Мероприятие проходило в Севастополе, в Черноморском ВВМУ им. адмирала П.Нахимова. Конференция стала завершающим этапом поездки главы государства в Крым для наблюдения за совместными учениями Черноморского и Северного флотов. Тогда в маневрах в акватории Черного моря приняли участие 31 военный корабль, одна подводная лодки, 22 вспомогательных судна и 39 самолетов.
По словам Владимира Путина, в ближайшее время доля современного вооружения и техники на флоте увеличится до 70 процентов. Это значение следует не только достичь, но и сохранить. Ранее Главнокомандующий ВМФ России, адмирал Николай Евменов подчеркнул, что «соотношение современного оружия и военной спецтехники на флоте в настоящее время составляет более 68 процентов». Этот показатель достигался постепенно в течение нескольких лет.
На Западе также обратили внимание на слова Министра обороны России Сергея Шойгу, прозвучавшие 10 января 2020 г. на заседании Совета обороны. Министр высказался о строительстве «современного высокотехнологичного Венно-морского флота», а также отметил:
«… проводится тщательный анализ возможных военных угроз и мер по совершенствованию вооруженных сил […] Результаты этой работы будут учтены при разработке Государственного плана обороны на период с 2021 по 2025 годы».
По оценкам зарубежных экспертов, заявления Президента Путина о современности и работоспособности российского ОПК навязывает вывод, что большие надводные корабли утрачивают свое значение. Скорее, кажется, что в центре рассуждений русских стоят меньшие и средние надводные корабли, а также подводные лодки. Однако, эксперты подвергают это сомнению на том основании, что в своей речи о положении в стране от 15 января 2020 г. Президент России не привел свидетельств о необычайных недавних разработках в военно-морской сфере, достижениях в области систем вооружения и перспективных проектах. В противном случае он с радостью высказался бы по этому поводу, полагают аналитики.
Путь к авианосцу через вертолетоносцы
Вместе с тем, определенную активность западных военных вызвала недавно циркулировавшая фотография Президента России перед моделью авианосца. Речь идет о снимке, сделанном в январе 2019 г. в упомянутом Черноморском ВВМУ им. адмирала П. Нахимова. На фотографии Президент В.Путин вместе с Министром обороны и ГК ВМФ перед моделью авианосца «Ламантин». Проект 11430E является наиболее крупным из двух конкурирующих российских авианосцев. Он разработан в проектно-конструкторском бюро «Невское» (г. Санкт-Петербург). Как сообщается, длина корабля составляет 350 м, водоизмещение около 80-90 тыс. тонн.
В этой связи, западные наблюдатели отмечают, что в начале мая 2020 г. на судостроительном заводе в Заливской верфи в Керчи планируется заложить два вертолетоносца. Договор о строительстве кораблей планировалось подписать в феврале 2020 г.
Согласно российским источникам, корабли получат имена «Севастополь» и «Владивосток». Их водоизмещение около 25 тыс. тонн, длина 220 м. Корабли смогут перевозить более 20 тяжелых вертолетов и брать на борт до двух усиленных батальонов морской пехоты общей численностью 900 чел. Первый вертолетоносец намечено передать флоту в 2025 г.
Это направление развития, по мнению Запада, стало необходимым после аннексии Крыма. Первоначально Россию интересовал французский десантный корабль типа «Мистраль». Два таких корабля РФ заказала в 2011 г. Однако, в ответ на кризис на Украине Франция расторгла контракт в 2015 г. и позже продала корабли Египту.
Как подчеркивают западные эксперты, военные корабли с большим водоизмещением на заводе в Заливской вкрфи еще не строились. Возможности судостроительной отрасли РФ в настоящее время не рассчитаны для производства кораблей масштаба авианосца.
Эксперты исходят из того, что Москва, безусловно, не откажется от такого престижного объекта, как авианосец. Тем не менее, для этого требуется развернуть соответствующие производственные мощности. Поэтому возможно, что строительство двух десантных кораблей в «Заливе» является важной вехой на пути к авианосцу. Оно может послужить приобретению необходимого опыта, развитию ноу-хау и компетенций.
Кроме того, считается, что строительство носителя должно следовать за разработкой соответствующего ему самолета. Однако, самолеты МиГ-29К, базирующиеся на «Кузнецове», за рубежом рассматриваются, как переходное решение. Другой новой разработки в настоящее время не видно. Предполагается, что в этой области можно ожидать сотрудничества России с Китаем, как в отношении платформы, так и самолета.
Интересы России в Арктике – корабли и инфраструктура
В.Путин определил два приоритета для ВМФ: во-первых, поддержание оперативной готовность стратегических ядерных сил, во-вторых, отстаивание интересов России в Арктике. Во время своего пребывания в Севастополе Президент был проинформирован Сергеем Шойгу о мероприятиях и проектах вооружений ВМФ для использования в Арктическом регионе.
Командующий Северным флотом вице-адмирал Александр Моисеев уже 8 января 2020 г. в приказе по флоту определил, что «в 2020 году Северный флот продолжит решать задачи по обеспечению безопасности Северного морского пути, в том числе повышая свои возможности по проведению операций в Арктике».
За рубежом отмечают, что в российской терминологии под Северным морским путем понимается северо-восточный переход между Новой Землей и Беринговым проливом, который считается главной арктической транспортной трассой России. В этом заключается российская стратегии, которая преследуется уже давно.
Правительство России 30 декабря 2019 г. опубликовало документ, подписанный подавшим в отставку Премьер-министром Дмитрием Медведевым. В нем Москва детализировала план по развитию и строительству приоритетной инфраструктуры вдоль арктического маршрута для разработки ископаемого топлива и поддержки судоходства. Эта инициатива восходит к Указу Президента РФ от 2018 г., согласно которому к 2024 г. объем грузов, перевозимых через Арктику, достигнет 80 млн. тонн – в четыре раза больше, чем в 2018 г.
Ледоколы
План Медведева, который будет определять развитие Арктики на ближайшие 15 лет, превышает установленные цели Президентского указа и предусматривает к 2030 г. объем грузооборота в 90 млн. тонн. Российский государственный концерн «Росатом» получил задания на большинство из 84 проектов, описанных в новом документе. В целом, Правительство в интересах России в Арктике наметило строительство как минимум 40 новых кораблей, в том числе атомных ледоколов. Новый атомный ледокол «Арктика» уже провел свои тестовые выходы в середине декабря 2019 г.
Постановлением Правительства РФ одобрено строительство «Лидера». Для него выделен бюджет в 127,576 млрд. рублей (1,87 млрд. евро). Речь идет о ледоколе с ядерным реактором мощностью 120 МВт, который должен быть готов к 2027 г. Размеры судна: 209 х 47 м. Корабль должен быть в состоянии идти по льду толщиной до четырех метров со скоростью 12 узлов.
[sendpulse-form id=»2230″]
Ледокол (в российской классификации: патрульный корабль ледового класса) «Иван Папанин» (проект 23550) сошел со стапеля 25 октября 2019 г. Вспомогательный ледокол «Илья Муромец» (проект 21180) начал свою опытную эксплуатацию уже в октябре 2017 г. Как отмечают на Западе, корабли имеют водоизмещение в 8000 и 6000 тонн. Конструкция «Ивана Папанина» отличается оригинальностью. Оба проекта должны иметь шестой ледовый класс (преодолевать льды толщиной до 1,3 м) и оснащаться модульными или контейнерными системами оружия. В частности, эксперты говорят об установке автоматических корабельных артиллерийских систем А-630 (калибр 6х30 мм) и модифицированной версии крылатой ракеты «Калибр», которых «Иван Папанин» должен нести восемь.
Инфраструктура
Западные аналитики отмечают, что уже весной 2019 г. Министерство природных ресурсов России определило 118 проектов по освоению и разработке минеральных ресурсов в Арктической зоне РФ и строительству необходимой инфраструктуры вдоль трассы Северного морского пути. В полярной области намечена модернизация четырех аэродромов, обустройство морских портов и прокладка в высоких широтах дополнительных железнодорожных путей. Цель – разработка месторождений природного газа, нефти и угля.
Согласно западным оценкам, планирование и строительство боевых кораблей ледового класса иллюстрирует серьезность Москвы по осуществлению её политических и экономических намерений в отношении Арктического экономического пространства. Военные возможности играют здесь важную роль. Российский флаг, размещенный в 2007 г. в погружаемой капсуле на дне океана под Северным полюсом, символизировал российские притязания в регионе.
Уже четко определено: между норвежско-российской границей и Беринговым проливом с 2013 г. должно быть заново развернуто семь военных баз, включая размещение наземных батарей ЗУР С-400. Москва осознает интересы России в Арктике. Она организует свою деятельность согласно теории Клаузевица, сосредотачивая свои силы и средства на решающем участке.
По материалам ресурса esut.de
Ваши комментарии