Подводная лодка “Белгород” : оценка проекта

Сайт “ИнВоен Info” специализируется на зарубежных материалах военной тематики. Вместе с тем, мы рассказываем и о родных Вооруженных силах, но делаем это через призму оценки зарубежных экспертов. В канун очередной годовщины ВМФ России, вашему вниманию предлагается статья “Российская новая подводная лодка “Белгород” с атомными торпедами” (Russlands neues U-Boot „Belgorod“ mit Atomtorpedos), опубликованная в журнале “Europäische Sicherheit &Technik”.

Ханс Уве МЕРГЕНЕР
Ханс Уве МЕРГЕНЕР

Автор Ханс Уве МЕРГЕНЕР (Hans Uwe MERGENER), в прошлом капитан 1 ранга ВМС Германии, с 2018 г. профильный редактор по военно-морской тематике журнала “Europäische Sicherheit &Technik”.

Авторский перевод максимально сохраняет лексику и стилистику первоисточника. Вместе с тем, добавленные подзаголоки и некоторая адаптация, обусловленны требованиями поисковой оптимизации (SEO).

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Российская новая подводная лодка “Белгород” с атомными торпедами

После того, как в 2000 г. флагманская подводная лодка “Курск” затонула из-за технического дефекта, время для российских подводных лодок стало еще сложнее. Не только дефект, который привел к катастрофе не был быстро обнаружен. Кризис  усугубился первоначальным отказом Москвы сообщить об аварии и принять помощь.

Атомная подводная лодка "Курск"
Атомная подводная лодка “Курск”

Строительство атомных подводных лодок возобновилось с 2008 г. в проектах 955 “Борей” (SSBN) и 885 “GRANEY” (SSGH, в ВМФ России “Ясень”), с которых могут стартовать баллистические и крылатые ракеты соответственно. Корабли сходят со стапеля № 1 в Северодвинске. От закладки в 1993 г. до спуска на воду в 2010 г. на строительство ушло долгое время. Их ввод в эксплуатацию состоялся летом 2014 г.

Крещение под именем “Белгород” подводной лодки К-139 класса “Оскар II” (Oscar II), к которому также принадлежал «Курск», состоялось только 23 апреля 2019 г. на верфи “Севмаш” в Никольском лимане под Северодвинском. «Белгород» – самая большая подводная лодка (ПЛ) в мире с длиной корпуса 184 м, водоизмещением 30 тыс. тонн (в погруженном положении). По своим размерам она превосходит как атомные подводные лодки России проекта «Тайфун», так и ПЛ типа «Огайо» ВМС США.

Подводная лодка "Белгород"
Подводная лодка “Белгород”

Подводная лодка “Белгород” была заложена уже в 1992 г. На её строительство ушло 27 лет. В 2000 г. после катастрофы с предшественником К-141 “Курск” строительство прервалось более, чем на десять лет. К-139 является частью проекта 949А, или “Антей” третьего поколения российских АПЛ. Из этих одиннадцати кораблей, построенных между 1982 и 1996 гг., восемь еще остаются в строю, два утилизированы, К-141 “Курск” затонула в августе 2000 г. в Баренцевом море.

Строительство двенадцатого корабля этого проекта, изначально сконструированного для применения крылатых ракет (SSGN), возобновилось  в декабре 2012 г. с измененным дизайном и для новой цели.  Проект K-139 получил обозначение 09852 и был переделан в “специальную исследовательско-спасательную” или многофункциональную подводную лодку.

Особенности новой конструкции и возможности

Корпус лодки увеличен для дока малых подводных аппаратов (например, Unmanned Underwater Vehicles, UUV, рус. – необитаемый подводный аппарат) и подводных спасательных средств. В итоге бывшая атакующая ПЛ с атомной энергетической установкой сейчас превратилась в материнский корабля для восьми подводных дронов. Она должна оснащаться оборудованием для подводных работ и проводить прокладку или инспекции подводного кабеля. Для этого она может нести на внешнем корпусе или даже принимать внутрь себя (брать на борт) меньшие (автономные) подводные аппараты.

Под корабельным днищем может швартоваться автономный подводный аппарат “Клавесин 2P-PM”. Там также есть станция для перевозки подводных лодок длиной до 70 м. Информированные круги упоминают проекты 18511 и 10831 (“Лошарик”). Оба пригодны к применению на глубинах до 1000 м, имеют ядерную энергоустановку и оборудованы несколькими роботизированными руками-манипуляторами.

Особенности конструкции подводной лодки "Белгород"
Особенности конструкции ПЛ “Белгород”

Подводная лодка “Посейдон”

Согласно последним данным, одной из основных задач ПЛ “Белгород” является транспортировка и боевое применение подводной лодки “Посейдон”. Это новое оружие Владимир Путин представил в своей речи о состоянии нации от 1 марта 2018 г. В то время он также просил поучаствовать в выборе для него имени.

С межконтинентальной дальностью почти 10 тыс. км при максимальной скорости примерно около 100 км/ч (54 узла) “Посейдон”, как теперь называется оружие, будет в состоянии перенести свой заряд на очень большое расстояние до цели.

Исходя из, предположительно, умышленной утечки технических чертежей и оценки некоторых фотографий испытаний, опубликованных Министерством обороны России , “Посейдон” имеет около 24 м в длину и 1,6 м в диаметре. Эскизы изображают боеголовку длиной около четырех метров и диаметром 1,5 м. Данные о взрывной мощности варьируются от двух до 100 мегатонн. “Белгород” должен нести около шести подводных лодок (торпед) “Посейдон”. В какой мере возможна повторная загрузка, каковы условия её проведения, в настоящее время не известно.

Подводная лодка (торпеда) "Посейдон"
Подводная лодка (торпеда) “Посейдон”

Ведение разведки

Помимо использования “Посейдона” неотъемлемой  частью задач новой подводной лодки станет разведка. Циркулирующие эскизы показывают устройство для буксируемого гидролокатора. Дополнительно будет, вероятно, применяться “Гармония”, сенсорная сеть для обнаружения подводных лодок, которую российские военные хотят разместить в Арктике – очень похожа на сонарную сеть SOSUS ВМС США.

Подводная лодка «Белгород» сможет развернуть датчики подо льдом и применять свои необитаемые подводные аппараты или взятое на борт оборудование, чтобы разместить под водой сенсоры с ядерными генераторами. Фотографии также показывают буксируемое оборудование, предположительно, предназначенное для прокладки подводного кабеля. Кроме того, обозначены признаки возможного использования водометных движителей, которые позволят лодке маневрировать даже в стесненных условиях и гарантировать точность работы на позиции. Глубина погружения должна составлять около 520 м (1700 футов).

Как и с другими разведывательными кораблями, управление и оперативное применение ПЛ должно осуществлять Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ), которое во многом является секретным оперативным отделом подводных исследований в Главном штабе ВМФ в министерстве обороны. Из-за своего стратегического значения предположительно, что оперативное командование “Белгородом” осуществляется напрямую из Кремля, непосредственно Президентом.

Новая парадигма войны на море

C помощью торпеды “Посейдон” Россия обещает усиление своей способности второго удара. Возможными целями являются авианесущие ударные группы кораблей, а также береговая инфраструктура. В марте 2018 г. Владимир Путин проинформировал российскую и мировую общественность о планах усиления российского военного потенциала реагирования в ответ на американские планы размещения в Польше и Румынии. При этом он продемонстрировал несколько видео о новых системах вооружения – так же и названную сейчас “Пейсейдоном” торпеду.

Новое оружие России
Новое оружие России

Пресс-секретарь Министерства обороны России в марте 2019 г. подтвердил журналистам, что тесты с “Посейдоном” успешно завершены. Обучение персонала транспортного средства-перевозчика завершено (примечание: численность такого персонала может составить 25 чел.). Согласно русским СМИ, этап тестирования завершится в 2019 г., принятие на вооружение ВМФ  может состояться после 2020 г.

Оценка проекта

Такого рода материнской подводной лодкой Россия открывает новую главу в ведении войны на море. Технологические преимущества больше не выражаются в размерах как ранее для подводных лодок. К этому добавляются достижения в технологиях и методах противолодочной борьбы. Новых подходов требуют использование больших данных, объединение различных датчиков, которые, только в качестве примера, способны фиксировать излучение, выделяемое подводными реакторами. Одновременно возникает вопрос, что дороже, делать подводные лодки тише или лучше их маскировать. Подводные лодки, способные пребывать на глубине или даже близко к морскому дну и там работать, могут избежать обнаружения. Даже если бы удалось применение оружия, например  “Посейдона”, традиционное ведение морской подводной войны выполнило бы смену парадигмы – также как и принципа ядерного сдерживания.

Аналитики оценивают, будет ли построен другой корабль класса “Оскар II”, или подводная лодка “Белгород” останется единственной в своем роде. Кроме того, существуют неопределенности в отношении обозначений и классификации. “Посейдон” также приводится под кодовыми обозначениями “Каньон” или “Статус 6” – иногда как торпеда, а иногда как подводный дрон. Похожая ситуация и с глубоководными UUV. Тут приводитлись ПЛ “Лошарик”, а также “Палтус”, причем “Палтус” также называют и “Halibut”. Профильные западные эксперты частично расходятся с коллегами из других регионов мира.

Корма и гребные винты ПЛ "Белгород"
Корма и гребные винты ПЛ “Белгород”

Вместе с тем, как в отношении всего проекта, так и суперторпеды остается доля скепсиса. Значительным вызовом станет сокрытие такой большой системы оружия от разведки противника. Аналогично требования к возможности управления, особенно в случае подобного рода далеко оперирующих торпед с ядерным потенциалом, поскольку при определенных условиях может возникнуть необходимость прервать атаку или изменить поражаемую цель. Вызывает беспокойство её опустошающее воздействие в случае использования у побережья. Ведь помимо эффектов прямого поражения возможны вторичные эффекты через образование Цунами. Наконец, это оружие открывает новую главу в режиме контроля над ядерными вооружениями.

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *