Железнодорожная пушка вермахта К12

Железнодорожная пушка К12, или кратко “21см K12(E)” имела калибр 210 мм. Вермахт планировал её использование, опираясь на успехи легендарной “Парижской пушки” времен Первой мировой войны. Но новое дальнобойное орудие не оправдало ожиданий и в основном оказалось не востребованным.

В конце 1930-х гг. Крупп построил два экземпляра в качестве новых копий “Парижской пушки” (также “Пушка Вильгельма”). Если  предшественница в 1918 г. посылала снаряд на дальность до 130 км и, таким образом, позволяла держать под огнем центр французского мегаполиса, то во Второй мировой войне руководство гитлеровской Германии пошло дальше: целью, в первую очередь, стали британские острова.

Изготовленное в 1938 г. первое дальнобойное орудие получило обозначение “21см К12V” и было передано войскам в марте 1939 г. В середине 1940-х гг. оно заняло свою позицию на французском побережье пролива Ла-Манш под Кале (Calais). Там же под обозначением “21см К12N” нашло свою позицию и второе орудие.

Однако, оба посылали снаряды “только” на дальность до 115 км, что позволяло обстреливать лишь прибрежные районы, но не Лондон. По оценкам историков, премьера вышла плачевной. С сентября 1940 г. до октября 1944 г. оба дальнобойных орудия выпустили 72 снаряда. Результаты таких обстрелов какой-либо оперативной значимости не имели. В тактическом отношении концепция применения ствольной артиллерии в качестве оружия дальнего действия, столкнувшаяся с бурным развитием ВВС, всё чаще  рассматривалась, как  устаревшая.

Железнодорожная пушка К12: особенности конструкции

В монтажном цехе Круппа
В монтажном цехе Круппа

Построенное в 1938 г. орудие явно походило на “Парижскую пушку” времен Первой мировой войны. К12 имела необычайно длинный ствол длиной 33,3 м, который удерживался от провисания специальным натяжным механизмом. В качестве противовеса стволу служили объемный казенник и клиновой затвор.

Орудие на железнодорожной платформе
Орудие на железнодорожной платформе

Железнодорожная пушка имела лафет, пригодный для передвижения по всем железным дорогам Европы. Его основу составляли две несущие продольные балки, которые в свою очередь располагались на двух задних и двух передних тележках (платформах). Задние платформы имели по четыре оси каждая, передние – по пять осей.

После каждого выстрела ствол пушки требовалось опускать
После каждого выстрела ствол пушки требовалось опускать

Серьезным недостатком конструкции было то, что после каждого выстрела ствол железнодорожной пушки тяжело опускался. Как и все железнодорожные орудия K12 также имело дизель-электрический привод для наведения. Но для каждого выстрела требовалось снова вносить все его параметры.

Открытый затвор
Открытый затвор

В качестве стандартного фугасного выстрела использовались снаряды калибра 210 мм. Вышибной заряд максимальным весом 241 кг распределялся на два или три предгильзовых заряда в мешках (картузах) и заряд в гильзе. Возникающие при выстреле высокие нагрузки потребовали увеличения толщины стенок снаряда. В результате при общем весе снаряда более 100 кг заряд ВВ составлял чуть более 8 кг.

В отличие от своей предшественницы К12 могла вести огонь сразу с железнодорожной базы на рельсах. Учитывая кривизну траектории снаряда, легкое передвижение орудия вперед или назад позволяло вносить горизонтальную поправку для (не поворотного) ствола.

Железнодорожная пушка К12 на подъемном устройстве

Для предотвращения удара поднятого ствола по рельсам при откате орудие получило гидравлическое подъемное устройство. Подвеска позволяла всю систему лафета и ствола поднять почти на метр. При выстреле ствол откатывался максимум на 75 см, а лафет почти на метр.

Т-образное рельсовое основание для наведения железнодорожной пушки по направлению
Т-образное рельсовое основание для наведения железнодорожной пушки по направлению

В отличие от «Парижской пушки», которая на огневой позиции с помощью кранов поднималась на подготовленную, жестко установленную поворотную дорожную платформу, пушка K12 могла вести огонь с поворотного круга, рельсового пути или железнодорожного поворотного стола.

Кроме того, специально для неё разработали Т-образное рельсовое основание, которое пристыковывали к основному пути. Затем передние тележки поднимали, разворачивали на 90 градусов и опускали на такое основание. Подобное инженерное решение значительно увеличивало угол горизонтальной наводки орудия.

Батарею К12 сопровождал поезд с зенитным прикрытием, боеприпасами, автокраном и Т-ообразной рельсовой системой.
Батарею К12 сопровождал поезд с зенитным прикрытием, боеприпасами, автокраном и Т-ообразной рельсовой системой.

В октябре 1944 г. американцы захватили во Франции в открытом поле взорванную K12 и около 120 выстрелов к ней. В то же время и вторая пушка сделала свой последний выстрел по Англии. Позже оба орудия союзники полностью утилизировали.

Захваченное орудие в поле
Захваченное орудие в поле

Тактико-технические характеристики железнодорожной пушки К12

Выстрел из К12
Выстрел из К12
  • калибр: 21 см;
  • длина ствола (канала): 33,3 м (32,3 м);
  • диапазон по направлению: 360 градусов (поворотный стол);
  • диапазон по углу места: до +55 градусов;
  • вес в боевом положении: 302 т с железнодорожным лафетом;
  • давление газов: макс. 4600-5000 kp/см2;
  • вес снаряда: 107,5 кг;
  • вес ВВ в снаряде: 7,85–8,10 кг;
  • вес заряда: 250 кг;
  • начальная скорость снаряда: 1625 м/с;
  • максимальная дальность выстрела: 115 км;
  • детонаторы: головной и донный взрыватели;
  • зарядное пространство: 4,0 м;
  • смена ствола после: 80 выстрелов;
  • первые оптимизированные данные по стрельбе: 26 ноября 1937 г.;
  • количество выстрелов, всего: 72.

По материалам военно-исторического журнала “Militär&Geschichte”

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *