Зарубежные парашютные системы для десантирования грузов

Десантирование грузов, как способ  тылового обеспечения подчиненных подразделений и проведении гуманитарных операций, активно используется командованием коалиционных сил Запада в Афганистане, Ираке и Сирии. В ходе подобных операций применяются грузовые контейнеры (ГК) и парашютные системы различного назначения.

Об основах организации и проведения операций по десантированию грузов читайте в статье “Десантирование грузов для коалиционных сил

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Основные типы парашютных систем и ГК

Основными типами применяюшихся грузовых контейнеров (ГК) и парашютных грузовых систем (ПГС) являются:

Многоразовая ПГС типа CDS (Container Delivery System) с ГК А-22 и парашютной системой (ПС) G-12D. Площадь ПС составляет 300 кв. м, полетная масса – 1000 кг, скорость снижения перед приземлением – 7,5 м/с.

Многоразовая ПГС типа CDS
Многоразовая ПГС типа CDS

Одноразовая грузовая парашютная система LCADS-LV (Low Cost Aerial Delivery SystemLow Velocity). ПГС имеет полетную массу 227-1000 кг, низкую скорость снижения и квазикрестообразный парашют из 20 полотнищ длиной 7,62 м. Высота сбрасывания ПГС – 152-381 м, вертикальная скорость – 8,5 м/с. Для уменьшения пути наполнения применяется ударная схема вытягивания парашюта;

Одноразовая ПГС LCADS-LV в самолете
Одноразовая ПГС LCADS-LV в воздухе
previous arrow
next arrow
 
Shadow

Одноразовая ПГС LCADS-HV (Low Cost Aerial Delivery SystemHigh Velocity) с полетной массой 227-1000 кг, высокой скоростью снижения и квазикрестообразным парашютом из 12 полотнищ шириной 0,9 м. Высота сбрасывания – 4572-7620 м, скорость снижения – 21,3-27,4 м/с.

Применение одноразовой грузовой парашютной системы LCADS-HV
Применение одноразовой грузовой парашютной системы LCADS-HV

Особенности использования одноразовых ПГС

Обе одноразовые парашютные системы используют одноразовый ГК типа LCC (Low Cost Container). Контейнер состоит из фанерной платформы, многослойных бумажных амортизаторов, изготавливаемых из легкого полипропилена ремней крепления, двух металлических переходников и четырех D–образных колец.

Ориентировочная стоимость ПГС LCADS-LV – 1260 долл. США, LCADS-HV – 495 долл., а ПГС типа CDS – 3815 долл. Начиная с 2008 г., для десантирования грузов применяются, в основном, одноразовые грузовые парашютные системы.

С 2007 г. в Афганистане для доставки малогабаритных грузов начала применяться ПГС типа LCLA (Low Cost Low Altitude) – одноразовая ПГС для десантирования грузов с малых высот. Высота сбрасывания – 47-152 м. Масса десантируемых грузов – 36-254 кг в зависимости от типа и количества ПС в связке.

В качестве парашютных систем используются: крестообразная ПС Stalker диаметром 9,75 м, десантная ПС Т-10 и запасная от десантной ПС Т-10R. Средняя стоимость ПГС с одной ПС – около 100 долл. США. Малая высота сбрасывания обеспечивает точность приземления ПГС ±20 м. Данная ПГС применяется, в основном, для десантирования с самолетов CАSА-212, C-23B и вертолетов CH-47 с максимальной загрузкой до 4 ПГС.

ПГС типа LCLA для доставки малогабаритных грузов
ПГС типа LCLA для доставки малогабаритных грузов

Все одноразовые ПГС поступают в войска в уложенном виде. Это, а также оснащенность участков подготовки парашютных грузовых систем к десантированию необходимыми инструментами и транспортно-погрузочными средствами позволяет подразделениям укладчиков работать с высокой напряженностью. Например, в 2012 г. 24 укладчика из состава 421 роты тылового обеспечения готовили к десантированию, в среднем, по 670 ПГС в месяц массой 545-817 кг.

Загрузка ПГС в самолет
Загрузка ПГС в самолет

Управляемая планирующая грузовая парашютная система

В августе 2004 г. в Ираке командование морской пехоты США впервые применило для десантирования грузов управляемую планирующую грузовую парашютную систему (УППГС). Её разработка велась в США с конца 1990-х гг. по межвидовой совместной для СВ и ВВС программе JPADS (Joint Precision Airdrop Systems, рус. – “Межвидовые средства точного десантирования”).

При этом, СВ отвечали за разработку собственно УППГС с блоком управления парашютом, а ВВС – за разработку комплекса средств автоматизации подготовки полетного задания и программного обеспечения. Эти системы должны находиться в постоянной готовности к применению в течение 24 ч в любой точке мира.

Конструктивно УППГС состоят из двух основных частей: грузового парашюта типа «крыло» и блока управления парашютом. Основной способ навигации – инерциально-спутниковый, с использованием космической радионавигационной системы «Навстар» (NAVSTAR).

Основные части УППГС: грузовой парашют типа "крыло" и блок управления
Основные части УППГС: грузовой парашют типа “крыло” и блок управления

Требования к УППГС и их состав несколько раз изменялись. В настоящее время разрабатываются УППГС следующих категорий:

  • микро легкие – полетной массой 5-70 кг;
  • ультра легкие – полетной массой 100-300 кг (с ними используются купола
    от парашютных систем специального назначения либо снятых со снабжения, как
    например типа МС-5, либо срок эксплуатации которых подходит к концу);
  • сверхлегкие – 300-1100 кг;
  • легкие – 2300-4500 кг;
  • средние – 4500-19000 кг.

Работы над изначально включенной в перечень УППГС полетной массой до 28 000 кг решено не проводить.

Все системы должны иметь величину кругового вероятного отклонения (КВО) не более 150 м при дальности планирования до 25 км от точки сбрасывания с высоты 7620 м.

Практика применения УППГС

Вначале УППГС использовались эпизодически, но с сентября 2008 г. планирующие парашютные системы полетной массой 1000 кг начали регулярно применяться в Афганистане. Вместе с тем, из-за высокой стоимости (около 40-60 тыс. долл.), необходимости обязательного подбора и возвращения доля УППГС в общем объеме десантируемых грузов не превышала 1%.

В основном планирующие системы применялись для снабжения удаленных застав при неблагоприятных для полетов авиации условиях (низкая облачность, ограниченная видимость) или обеспечения скрытности действий подразделений СпН.

Использование УППГС для десантирования грузов
Использование УППГС для десантирования грузов

Отдельно экипажами применялся автоматизированный комплекс подготовки полетного задания со сбрасываемыми метеозондами. Комплекс  разработан по программе JPADS.

В 2011 г. начали применяться одноразовые УППГС (стоимость – около 10 тыс. долл.). В настоящее время они нередко применяются для снабжения подразделений СпН и сил “оппозиции” в Сирии и Ираке.

Одноразовая управляемая планирующая грузовая парашютная система
Одноразовая управляемая планирующая грузовая парашютная система

Всего заказчикам из ВС США поставлено около 3 тыс. ультра легких, сверхлегких и легких УППГС. Масса самых тяжелых из перечисленных систем – легких – составляет для УППГС типа “DragonFly” 230,4 кг при площади 35-секционного купола парашюта типа «крыло» – 325,2 кв. м.

Работы над средними УППГС ограничились проведением нескольких экспериментальных сбросов моно грузов массой до 19 000 кг. При этом, площадь 71-секционого купола самой тяжелой УППГС типа “GigaFly” составила 966,2 кв. м. Однако на снабжение они так и не приняты.

Планирующие грузовые парашютные системы других странах

Подобные УППГС разрабатывались и в других странах: Франции, Канаде, Нидерландах и Германии. УППГС канадской фирмы MMST полетной массой 1000 и 4500 кг стали наиболее распространенными. Они закуплены армиями 25 стран мира, хотя и в ограниченных количествах.

В Германии разработана и принята на снабжение парашютная система типа “SLG Sys” (Selbststeuernde Lastengleitschirmsysteme, рус. – самоуправляемая грузовая планирующая парашютная система). Система имеет 19-секционый купол плрощадью 95 кв. м и полетную массу до 1000 кг. Высота сбрасывания – от 600 до 10 000 м. Разрабатывается и модификация с полетной массой до 6000 кг.

УППГС типа "SLG Sys"
УППГС типа “SLG Sys”

В 2008-2012 гг. командование ВС Франции для снабжения своего контингента в Афганистане применяло ПГС для сбрасывания с большой высоты LMTGH-OB (Largage de Matériel a Très Grande Hauteur en Ouverture Basse). Грузовая парашютная система массой 500-1200 кг сбрасывались с самолета С-160 (до 4 ПГС в самолете) с высот 5400-7200 м.

Сразу после сброса груз снижался на двух стабилизирующих парашютах со скоростью 45-55 м/с. На высоте около 500 м вводилась в действие многокупольная система, обеспечивавшая снижение груза со скоростью 5,5-7,5 м/с. КВО составлял 500 м, относ ПГС – 100-2500 м.

Общее время снижения с высоты 7200 м составляло около 3 мин. В ходе около 40 самолето-вылетов всего было сброшено 96 ПГС.

ПГС LMTGH-OB для сброса грузов с большой высоты
ПГС LMTGH-OB для сброса грузов с большой высоты

Развитие тактики и средств десантирования грузов

Совершенствовалась и тактика действий военно-транспортной авиации (ВТА). С 2010 г. стали применяться «обратные» вылеты на десантирование грузов. Например, военно-транспортный самолет вылетал на десантирование в Афганистан с авиабазы (АвБ) Эль-Удейд (Катар). Сбрасывал грузы в 2-3 местах и совершал посадку на АвБ Баграм (Афганистан). Дозаправлялся, загружал ПГС и на обратном маршруте снова сбрасывал грузы в назначенных местах.

В мае 2018 г. впервые за 18-летний период боевых действий два С-130J вылетевшие с двух разных АвБ (Эль-Удейд и Баграм) провели десантирование грузов в боевом порядке «поток одиночных самолетов».

Совершенствование матчасти

На основании опыта, полученного в Афганистане и Ираке, осуществляется ряд программ по дальнейшему совершенствованию средств и способов десантирования грузов.

Одно из направлений – повышение точности сбрасывания ПГС. В частности, разрабатывается способ десантирования грузов с одного захода, без пристрелочного прохода со сбрасыванием метеозондов, как в настоящее время. С этой целью отрабатываются специальные режимы работы бортовой РЛС самолета, позволяющие профилировать ветер по высотам при подлете к точке выброски и уточнять предварительные расчеты на десантирование.

Схема десантирования грузов с одного захода
Схема десантирования грузов с одного захода

На самолете, на подкрыльевых агрегатах подвески, также может устанавливаться обзорно-прицельный контейнер, который с помощью лазерного дальномера-целеуказателя выполняет профилирование ветра. Этот же контейнер используется и для подсвета точки приземления лазерным лучом.

В этом случае на УППГС крепится устройство приема отраженного луча, а наведение на точку приземления осуществляется аналогично лазерному полуактивному наведению управляемых ракет класса «воздух-поверхность».

Обзорно-прицельный контейнер под крылом самолета ВТА
Обзорно-прицельный контейнер под крылом самолета ВТА

Для УППГС разрабатываются способы навигации без использования космической радионавигационной системы «Навстар», например, с применением оптической корреляционно-экстремальной системы.

Для этой цели в Афганистане в 2013 г. отрабатывалось применение беспилотного летательного аппарата. БПЛА запускался с земли до подхода самолетов и проводил метеоразведку до высоты 500 м с прямой передачей данных на подлетающий самолет.  

Таким образом, десантирование грузов силами ВТА активно используется западной коалицией, как один из способов обеспечения своих подразделений, находящихся или действующих в отрыве от основных мест дислокации. При этом, применяется обширная номенклатура ПГС и ГК, произведенных как в США, так и других странах. Опыт, полученный на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, используется для совершенствования тактики десантных операций и технических характеристик средств десантирования грузов.


По материалам ресурса www.afcent.af.mil

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *