Как известно, основным транспортным средством для ССО США является вертолет МН-60М «Pave Hawk». Вертолет предназначен для скоростной доставки (эвакуации) военнослужащих и ценных персон и принят на вооружение 160 полка ССО «Ночные сталкеры» (также известен под обозначением Task Force 160).

Данная модель отличается от базовой системами предупреждения о ракетном обстреле, направленной постановки инфракрасных помех AN/ALQ-144 и штангой для дозаправки в воздухе. Последнее, особенно актуально при длительном ожидании разрешения на выполнение задачи. В качестве самолетов-заправщиков американские военные используют винтовые транспортные самолеты КС-130.

Основной вертолет ССО США НН(МН)-60 «Pave Hawk»
Основной вертолет ССО США НН(МН)-60 «Pave Hawk»

Краткая предыстория

Широкую известность 160 полк ССО ВС США получил, благодаря операции «Копье Нептуна», в результате которой был ликвидирован руководитель группировки «Аль-Каида» Усама бен-Ладен. Как известно, на время операции летчики одной из эскадрилий полка получили в свое распоряжение малозаметную модификацию вертолета МН-60М под обозначением МН-Х «Silent Hawk» («Бесшумный ястреб»).

Малозаметный вертолет ССО США МН-Х «Silent Hawk»
Малозаметный вертолет ССО США МН-Х «Silent Hawk»

Данный вертолет является побочным продуктом проекта корпорации «Боинг» и компании «Сикорски» по созданию малозаметного двухместного, двухдвигательного ударного вертолета RAH-66 «Команч», проектирование которого началось в 1983 г. Основной целью являлось создание тяжелого ударного вертолета, тогда как АН-64 планировали использовать в качестве легких разведывательно-ударных машин.

Экспериментальная модель RAH-66 «Команч»
Экспериментальная модель RAH-66 «Команч»

Достоверно известно, что на разработку RAH-66 в течение 31 года (проект закрыт в 23.02.2004 г.) министерство обороны США выделило около 40 млрд. долл., однако результаты испытаний не удовлетворили заказчиков.

 Американские конструкторы использовали материалы и инженерные решения, проверенные при создании малозаметного истребителя-бомбардировщика F-117A. Единственным и самым серьезным достижением американских специалистов стало снижение радиолокационной заметности за счет особой формы воздухозаборника, который полностью скрывал лопатки турбины от излучения РЛС.

Работы над созданием малозаметного транспортного вертолета для ССО США начались после того, как компания «Сикорски» смогла добиться повышения мощности турбовальных двигателей, устанавливаемых на МН-60М, участвующих в специальных операциях в высокогорных районах Исламской Республики Афганистан. После подтверждения характеристик силовой установки, командование ССО ВС США в строжайшей секретности санкционировало работы над МН-Х «Silent Hawk».

Вертолет МН-Х особенности конструкции

Как уже отмечалось, впервые данные вертолеты применили в операции по ликвидации руководителя Аль-Каиды в Пакистане, однако некоторые технические новшества и ухищрения сыграли плохую шутку с пилотом одной из винтокрылых машин (позывной «Принц 51»).

По данным китайских источников, после того, как специалисты компании «Сикорски» получили подтвержденные данные о том, что композитный материал (на основе стекловолокна) в сочетании со специальным лакокрасочным покрытием способны поглощать радиолокационные волны определенной длины, они продолжили работу по двум направлениям.

Во-первых, за счет изменения формы лопастей несущего винта (получили изогнутые законцовки) и количества лопастей рулевого винта (увеличено с 4 до 5) удалось снизить акустическую заметность вертолета. Кроме того, вращающиеся части ротора несущего винта и крепежный элемент рулевого винта прикрыли специальными колпаками из композитного материала, который поглощает излучение РЛС и одновременно служит защитой от пуль и осколков.

Конструкторы компании «Сикорски» понимали, что сделать вертолет полностью бесшумным невозможно, поэтому они сосредоточили свои усилия именно на снижении акустической сигнатуры машины. Её уровень должен быть таковым, чтобы позволять экипажу оставаться незаметным для противника при полете на определенной высоте и заходе на посадку под определенным углом в зависимости от рельефа местности.

Во-вторых, американские инженеры предприняли значительные усилия по снижению тепловой заметности – через перемешивание выхлопных газов (при помощи направленного коллектора рассеченной формы) с окружающим воздухом.

Опыт применения в составе ССО США

Китайские эксперты провели анализ причин крушения одного из МН-Х во дворе дома Усамы бен-Ладена. Согласно публикациям, установлено, что одним из факторов этого происшествия стало то, что пилот, сидевший в полностью закрытой кабине и выполнявший полет в приборах ночного видения, не услышал отраженного звука от стены двора, с которой и произошло соприкосновение.  В данной ситуации пилоту также не помогла РЛС слежения за рельефом AN/APQ-174B.

Обломки вертолета после операции ССО США
Обломки вертолета после операции ССО США

По данным китайских источников, на следующий день после операции подразделения ВС Пакистана аккуратно собрали обломки вертолета МН-Х, который в большей части был уничтожен взрывом – согласно требованиям протокола ССО ВС США.

Государственный департамент США по дипломатическим каналам направил соответствующий запрос на возвращение элементов вертолета. Однако, пакистанские спецслужбы достаточно быстро поняли ценность найденных обломков и в оперативном порядке пригласили китайских технических специалистов, которые осмотрели часть хвостового оперения (балку, руль, винт). Большинство представителей спецслужб США уверены, что китайские эксперты провели полноценную материаловедческую экспертизу и в полной мере представляют себе возможности модели МН-Х.

Тактико-технические характеристики

Благодаря публикациям в профильных китайских изданиях, представляется возможным указать некоторые тактико-технические характеристики рассматриваемой винтокрылой машины:

Концепция МН-Х "Silent Hawk"
Концепция МН-Х «Silent Hawk»

– длина (с учетом несущего винта): 19,76 м;

– ширина: 2,36 м;

– высота: 5,13 м;

– диаметр несущего винта: 16,36 м;

– диаметр рулевого винта: 3,35 м;

– длина грузового отсека: 3,84м;

– ширина грузового отсека: 1,88 м;

– высота грузового отсека: 1,34м;

– номинальный вес вертолета: 5263 кг;

– нормальный взлетный вес вертолета: 7950 кг;

– максимальный взлетный вес вертолета: 10000 кг;

– крейсерская скорость: 287 км/ч;

– максимальная скорость в горизонтальном полете: 292 км/ч;

– максимальная скорость в пикировании: 361 км/ч;

– скороподъемность: 915 м/мин;

– практический потолок 5837 м;

– максимальная дальность полета: 603 км.

В состав экипажа входят пилот, штурман, бортовой стрелок. В грузовом отсеке предусмотрено 9 мест для размещения десанта.

Следует отметить, что на МН-Х установлено два 7,62 мм пулемета М134, которые бортовой стрелок может использовать с левого или правого борта поочередно. Для сравнения стандартный вертолет МН-60М позволяет размещать двух бортовых стрелков, которые используют пулеметы калибров 7,62 мм и 12,7 мм. Однако, из-за того, что на МН-Х установлен однотипный двигатель, но масса вертолета увеличена – американским военным пришлось пожертвовать местом для члена экипажа.

Итоговые оценки

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным объяснить высокую заинтересованность китайских экспертов в рассматриваемом вертолете тем, что в настоящее время 160 полк ССО США дислоцирует такие машины в Ираке и Сирии и периодически применяет их для выполнения специальных операций в САР.

Вполне очевидно, что именно благодаря таким вертолетам, американские военные вполне успешно эвакуируют сотрудников (полевых агентов) спецслужб и ценных полевых командиров, а также отряды спецназа. Кроме того, интерес китайских специалистов к МН-Х продиктован тем, что именно такие вертолеты могут применяться для проведения специальных операций на территории Исламской Республики Иран.


По материалам публикации в китайском специализированном издании «Современные вооруженные силы»

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий