Летающая бомба над Лондоном

Самолет-снаряд “Фау 1” – летающая бомба рейха

Относительно простая по конструкции и дешевая в производстве летающая бомба вермахта в 1944 г. произвела значительные разрушения и принесла суровые испытания жителям Лондона. Самолет-снаряд Fieseler Fi 103, он же “V 1” (“Фау 1”)  более известный как “оружие возмездия” Гитлера стал первым опытом массового применения крылатых ракет в истории войн.

"Фау 1" на стартовой катапульте. Императорский военный музей в Дюксфорде.
“Фау 1” на стартовой катапульте. Императорский военный музей в Дюксфорде.

Летающая бомба – “отцы-создатели”

Весной 1941 г. бомбардировки Великобритании стихли: ВВС гитлеровской Германии (люфтваффе) перебросили свои боевые самолеты на новые фронты. Королевские ВВС Великобритании, напротив, готовились к атакам территории Третьего рейха и ожидали поддержки со стороны США. Для продолжения воздушного наступления на Британские острова требовались  другие пути и средства.

Идея летающей бомбы, которая возникла в середине 30-х гг., теперь получила новое значение. Министерство авиации рейха (Reichsluftfahrtministerium, RLM) признало проект летающей бомбы достойным развития и имеющим реальную цель. В результате тесного сотрудничества предприятий “Герхард Физелер Верке” (Gerhard Fieseler Werke) и “Аргус Моторен Гезельшафт” (Argus Motoren Gesellschaft) в 1942 г. проект летающей бомбы обрел форму.

Простая конструкция позволяла разобрать снаряд для транспортировки
Простая конструкция позволяла разобрать снаряд для транспортировки

Роберт ЛЮССЕР (Robert LUSSER) и Вилли ФИДЛЕР (Willy FIEDLER) из Fieseler трудились над конструкцией летательного аппарата. Одновременно инженеры Argus Motoren проектировали двигатель (правда, первоначально к использованию планировался поршневой мотор).

Новый более эффективный путь открылся, благодаря пульсирующему воздушно-реактивному двигателю Argus As 014. Инженер Фриц ГОССЛАУ (Fritz GOSSLAU) сумел довести его до серийного производства. Названный в честь своего изобретателя Пауля ШМИДТА (Paul SCHMIDT) “трубой Аргуса-Шмидта” двигатель обеспечил необходимую производительность в сочетании с простотой конструкции и недорогим производством.

Под грифом “строго секретно”

Работы над летающей бомбой (Fi 103) проходили в строжайшей секретности. О проекте знал только избранный круг лиц.

Продувка модели в аэродинамической трубе
Продувка модели в аэродинамической трубе

Первый летные испытания состоялись осенью 1942 г. в местечке Пеенемюнде (Peenemünde). При этом планер без двигателя крепился к четырехмоторному “Фоке-Вульф” Fw 200 (Focke-Wulf Fw 200). Самолет взлетал и, достигнув установленной высоты, отцеплял планер.

По мнению ряда современных немецких историков, наибольшие проблемы возникли в процессе разработки пускового устройства. Для этого в Пеенемюнде построили катапульту с пороховыми ракетными ускорителями. И уже на Рождество 1942 г. провели первый удачный старт тестового образца с ускорителя.

Однако, инженеры все еще продолжали решать многочисленные задачи, которые препятствовали окончательному достижению цели. Так, наряду с летными и технологическими трудностями, разработка простого и пригодного для войск пускового устройства продолжала оставаться важнейшей задачей. Её решение взяли на себя компания “Вальтер” (Walter) в г. Киль (Kiel ) и машиностроительный завод “Эсслинген” (Esslingen) на юго-западе Германии.

Испытание паровой катапульты
Испытание паровой катапульты

Предложенная ими система катапульты состояла из трубы со щелью и размещенного в ней поршня. Поршень двигался под давлением водяного пара, образованного в результате взаимодействия перекиси водорода и перманганата калия. Выступающий из трубы шток поршня цеплял бугель в нижней части фюзеляжа летательного аппарата. Пар через поршень разгонял планер до скорости примерно 110 м/с, что соответствовало ускорению в 16 до 17 g.

Стартовая катапульта имела длину 42 м, разбиралась на семь частей и была транспортируемой. В ходе полугодовых испытаний было запущено 350 Fi 103.

Самолет-снаряд выходит в серию

Фюзеляж Fieseler Fi 103 был цельнометаллическим. Его конструкция получилась относительно простой и оптимизированной для массового производства. Изготовление Fi 103 происходило на 50 разных предприятиях. Сборку летающей бомбы осуществляли компания Fieseler в Нордхаузене (Nordhausen) и Пенемюнде, а также “Фольксваген” на заводе в Фаллерслебен (Fallersleben). Для транспортировки планер разбирали и компактно упаковывали.

Производство летающей бомбы на заводе
Производство летающей бомбы на заводе

Дальность полета неуправляемого самолета-снаряда достигала 250 км. Боевая часть снаряжалась зарядом из почти 850 кг аматола, смеси тротила и искусственного удобрения.

Askania Werke. Эмблема завода.
Askania Werke. Эмблема завода.

Аппаратура наведения поставлялась заводом “Асканиа Верке” (Askania Werke, г. Берлин) и работала по принципу автопилота. Перед стартом курс, высота полета и расстояние до пункта назначения, а также параметры ветра вводились в блок управления. Отклонения от курса, высоты или изменения ориентации самолета-снаряда в пространстве корректировались с помощью магнитного компаса, гироскопа и барометрического альтиметра. В процессе полета компас снабжался сжатым воздухом из сферических емкостей.

Расстояние до цели измерялось небольшим пропеллером на носу летающей бомбы. Его обороты синхронизировались со счетчиком. После истечения заданного значения процесс падения начинался автоматически. Как только угол пикирования достигал 60 градусов – двигатель отключался.

Головная часть самолета-снаряда
Головная часть самолета-снаряда

Подрыв боевой части производился электрическим детонатором в носовой части. Дополнительно устанавливались два механических взрывателя контактного и временного действия.

Часть летающих бомб имела передатчик MW FuG 23 с буксируемой антенной, работавший в диапазоне частот от 340 до 500 кГц. Станции наведения отслеживали сигнал передатчик до подрыва. Последний зафиксированный пелен позволял следующие “Фау 1” наводить более точно.

От “V 1″ до “ужаса Айфеля”

Выкат Fieseler Fi 103 на стартовую позицию
Выкат Fieseler Fi 103 на стартовую позицию

Немецкая летающая бомба Fieseler Fi 103 согласно учетам Министерства авиации рейха получила официальное обозначение тип 103. Ее кодовое имя сначала звучало как “вишневая косточка” (Kirschkern), а вскоре после, как мишень для 76 мм зенитной артиллерии (Flakzielgerät, или FZG 76). В качестве прозвище Fi 103 также именовался “Цербер” (Höllenhund). Агитационная машина Геббельса, напротив, выработала броское название – “оружие возмездия” (Vergeltungswaffe, V-waffe, или “V 1”).

Среди населения Великобритании из-за частого появления и характерного звука двигателя, распространились прозвища “самолет-снаряд” (Doodlebug) или “гудящая бомба” (Buzz Bomb). Поскольку относительно многие “Фау 1”, стартовавшие с баз в Айфеле (Eifel, Германия) в направление Антверпена, Брюсселя и Льеж, падали уже на ранней стадии полета, у местных жителей появился оборот “ужас Айфеля”.

Атаки летающих бомб

Как известно, союзники знали о разработке нового немецкого оружия дальнего действия и бомбили заранее разведанные цели в Пеенемюнде и Франции. Эффект контрмер, тем не менее, оставался слабым или, по крайней мере, требовал большего.

"Фау 1" в полете
“Фау 1” в полете

Новая система поступила на вооружение сформированного в 1944 г. 155 зенитного полка под командованием полковника Макса ВАХТЕЛЯ (Max WACHTEL). Первые пуски с побережья Франции в сторону Англии полк произвел 13 июня 1944 г.

Интенсивность стартов заметно возросла в течение следующих нескольких суток. К концу месяца по Большому Лондону полк запустил около 2 тыс. Fi 103. Почти тысяча летающих бомб достигла своих целей. 661 самолет-снаряд был перехвачен британской ПВО, в основном истребителями.

Последствие подрыва "Фау 1"
Последствие подрыва “Фау 1”

Зловещий рёв “Фау-1” начал досаждать англичанам. Лето 1944 г. для лондонцев превратилось в «лето самолетов-снарядов». Удары имели катастрофические последствия со множеством убитых и раненых. Кроме того, глухой пульсирующий звук двигателя летающей бомбы оказывал изматывающее психологическое воздействие.

Оборона британских островов

Маршевая скорость “Фау 1” составляла около 600 км/ч и оказалась намного ниже первоначальных расчетов. Это обстоятельство значительно облегчило задачу по отражению неуправляемой бомбовой атаки.

В погоне за летающей бомбой
В погоне за летающей бомбой

Оборону от летающих бомб в Англии начали с того, что передали в состав ПВО  части истребителей. Для охоты за беспилотной немецкой ракетой требовались достаточно быстрые истребители, способные догнать летающую бомбу даже на малых высотах. Первоначально это были в основном Super Marine Spitfire Mk XIV и чуть позже Hawker Tempest. Чуть позднее применялся и новый реактивный  истребитель Gloster Meteor.

Тем не менее, большинство перехватов “Фау-1” приходилось на счет  двухмоторных ночных истребителей Havilland Mosquito. В частности, первый перехват Fi 103 в ночь с 14 на 15 июня 1944 г. выполнил именно экипаж “Москито” из состава 605 эскадрильи.

Истребитель Hawker Tempest ВВС Великобритании
Истребитель Hawker Tempest ВВС Великобритании

Естественно британские летчики-истребители пытались перехватывать самолеты-бомбы в обычной манере. Для этого в зависимости от стрелкового мастерства пилота они пытались подойти к “Фау 1” относительно близко, что таило немалый риск быть пораженным осколками взорвавшегося заряда.

Британцы применяли и другой способ: пилот подлетал сбоку к “Фау 1” и, подведя конец крыла своего истребителя под крыло летающей бомбы, немного приподнимал его. Поскольку крылья Fi 103 не имели элеронов – самолет-снаряд не мог сбалансировать такую “коррекцию траектории” вокруг продольной оси. Планер попадал в состояние неконтролируемого полета, что, в конечном итоге, приводило к падению.

Зенитные орудия и заграждения

В течение короткого времени после начала атак летающих бомб англичане сосредоточили на позициях на юге страны около 450 легких и тяжелых зенитных орудий. Около 500 блокирующих аэростатов с длинными стальными тросами висели на путях немецкого “оружия возмездия”.

Заградительные аэростаты в небе Англии
Заградительные аэростаты в небе Англии

Сначала зенитные орудия поражали ограниченную часть самолетов-снарядов. Однако, их значительное увеличение на побережье и новые зенитные снаряды с дистанционными взрывателями, детонировавшие на удалении 30 м от цели, привели к заметному увеличению поражения, близкому к 100 процентам. До 19 июля 1944 г. почти 1200 легких и более 400 тяжелых зенитных орудий сосредоточили на позициях  восточнее Дувра (Dover). К ним также добавили около 200 ракетных установок. Зенитная армада размещалась полосой шириной пять километров между заливом Сент-Маргарет Бэй (St. Margaret’s Bay) и мысом Бичи Хед (Beachy Head).

Иногда массированные бомбардировки стартовых площадок “Фау 1” и мест их складирования способствовали снижению интенсивности бомбардировок. Но в этом случае наиболее потерпевшими, как это часто бывает, становились французы. Поскольку много хорошо замаскированных позиций “Фау 1” находились в окрестностях небольших замков или вблизи небольших городков. Некоторые из подобных объектов  бомбардировщики союзников разрушили до основания.

Обломки сбитой "Фау 1"
Обломки сбитой “Фау 1”

[sendpulse-form id=”2230″]

Летающие бомбы меняют тактику

После высадки в Европе 6 июня 1944 г. войска союзников заметно приблизились к базам “Фау 1”. Немцы были вынуждены эвакуироваться. В начале сентября Лондон наконец оказался вне дальности летающих бомб.

Тем не менее, опасность не отступила. Проблему досягаемости помогли решить люфтваффе. Около 120 самолетов “Хенкель” (Heinkel He 111 H-16 и H-20) специально переоборудовали для приема одного планера Fi 103.

Бомбардировщик He 111 с Fi 103 под крылом
Бомбардировщик He 111 с Fi 103 под крылом

Двухмоторные бомбардировщики He-111 ночами взлетели с тяжелой подвеской в направлении Лондона. Сначала, чтобы избежать британского радара, самолеты шли очень низко над водой. Примерно в 60 км от британского побережья они поднимались  примерно до высоты 500 м, запускали двигатели “Фау 1” и отцепляли их. Затем носители также на низкой высоте возвращались. Подобные операции, сопровождавшиеся многочисленными потерями, люфтваффе вермахта продолжали до января 1945 г.

Последний старт самолета-снаряда с катапульты состоялся весной 1945 г. В общей сложности рейх изготовил около 30 тыс. “Фау 1” и запустил около 12 тыс. Большая часть летающих бомб упала на Лондон. Вместе с ним сильному обстрелу первой крылатой ракеты в истории воздушной войны подвергался и Антверпен, особенно его портовые сооружения.

ТТХ Fieseler Fi 103 по состоянию на 1944 г.

Fieseler Fi 103 в типичной окраске. Боевая часть имеет собственный камуфляж
Fieseler Fi 103 в типичной окраске. Боевая часть имеет собственный камуфляж
  • обозначение: Fi 103 (Flakzielgerät 76/ V 1)
  • экипаж: не пилотируется
  • время производства: около 280 час.
  • стоимость: 5090 рейхс марок
  • двигатель: пульсирующий воздушно-реактивный Argus As 014
  • максимальная тяга: 330 кгс
  • размах крыльев: 5.72 м
  • длина х высота: 8,13 х 1,42 м
  • запас топлива: 680 л
  • взлетная масса: 2160 кг
  • крейсерская скорость: 600 км / ч
  • высота полета: 300-2000 м
  • максимальная дальность полета: 250 км
  • боевой заряд: 847 кг аматол
  • круговое вероятное отклонение: до 12 км (по разным оценкам)

По материалам журнала “Flugzeug Classic spezieal 13″

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *