По данным китайских источников, Командование Морских сил самообороны Японии (МССЯ) в 2012 г. одобрило разработку двухкорпусной дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) проекта 29SS с системой полноценного электродвижения.

Серия этих ДЭПЛ в количестве 8 (максимум 10 ед.) предназначена для замены устаревших ДЭПЛ проекта «Оясио». Известно, что соответствующие НИОКР по ДЭПЛ проекта 29SS были проведены в период с 2013 по 2019 годы. На строительство первой серии из трех ДЭПЛ рассматриваемого проекта в 2017, 2018 и 2019 годах было выделено 76, 69,7 и 69,8 млрд.йен соответственно.

[ИВi: Мировые СМИ активно прокомментировали спуск на воду первой лодки проекта 29SS (Taigei), состоявшейся 14 октября 2020 года на верфи Kobe Mitsubishi Heavy Industries.]

Торжественная церемония спуска на воду первой ДЭПЛ проекта 29SS
Торжественная церемония спуска на воду первой ДЭПЛ проекта 29SS

Китайские источники сообщают, что ДЭПЛ вероятно имеет подводное водоизмещение около 4000 тонн. Жесткие элементы конструкции прочного корпуса намечено выполнить из новой стали марки HS-120, тогда как обшивка прочного корпуса будет выполнена из HS-110, производство и работа с которой освоены в рамках работ над ДЭПЛ проекта «Сорю». В целом компоновочная схема прочного корпуса заимствована от лодки предыдущего проекта.

ДЭПЛ проекта «Сорю» МССЯ
ДЭПЛ проекта «Сорю» МССЯ

К конструктивным особенностям проекта 29SS следует отнести малую высоту рубки, что должно снизить акустическую заметность ДЭПЛ. Японские кораблестроители также приняли решение не размещать вертикальные пусковые установки (ВПУ) за рубкой (т.е. за центральным постом), поскольку это осложняет производственные процессы. Кроме того, предприятии ОПК Японии не завершили работы над образцами вооружения, которые можно было бы размещать в ВПУ.

По данным китайских источников, Командование МССЯ рассчитывает применять ДЭПЛ проекта 29SS для:

  • ведения разведки в акватории Японского моря (наблюдение за деятельностью ВМС КНДР, находясь в пределах территориальных вод Северной Кореи);
  • ведения разведки вдоль линии государственной границы РФ (слежение за АПЛ проектов 955 и 955М, базирующимися в Петропавловске-Камчатском – принятие их на сопровождение сразу после выход из территориальных вод);
  • наблюдение за действиями ДЭПЛ проектов 039 и 041 ВМС НОАК в акваториях Японского, Желтого и Восточно-китайского морей.

ДЭПЛ проекта 29SS МССЯ будут выполнять обнаружение ПЛ ВМФ РФ и ВМС НОАК, благодаря новым конформным (бортовым) оптико-волоконным гидроакустическим станциям (ГАС),  в дополнение к которым будет применяться буксируемая многорежимная ГАС, а также система электромагнитного слежения, позволяющая обнаруживать самые малошумные субмарины по электромагнитному следу. Известно, что лодки проекта 29SS будут оснащать системой противоторпедной защиты TSM. 

Энергетическая схема корабля

По информации китайских источников, японские кораблестроители еще на стадии разработки проекта ДЭПЛ 29SS приняли решение оснащать лодку двумя дизельными двигателями для обеспечения работы генераторов, которые последовательно будут питать литий-ионные аккумуляторные батареи (АКБ), обеспечивающие питание электромоторов. Последние будут подключены к водометным движителям.

Согласно тем же источникам, все механизмы двигательного отсека ПЛ, подверженные вибрациям, устанавливают на гелевые подушки, которые впоследствии крепят к жестким элементам (шпангоутам) прочного корпуса лодки. По прогнозам китайских инженеров, в совокупности данные меры должны обеспечить низкую акустическую заметность ДЭПЛ проекта 29SS.

В отношении двигателей известно, что на каждую ДЭПЛ проекта 29SS установят по два V-образных, 12-ти цилиндровых дизельных мотора модели 12V25/31S (диаметр цилиндра 250 мм, длина хода поршня 310 мм.).

Этот новейший двигатель от совместного предприятия Kawasaki-MAN при 1200 об/мин обеспечивает максимальную мощность в 2,827МВт. Одновременно, предусмотрен крейсерский режим в 2,5МВт и экономический – 2,28МВт. Известно, что к настоящему моменту выполнен полный комплекс испытаний, в котором задействовали 50 двигателей указанной модели.  

Выбор в пользу литий-ионных АКБ сделан японскими конструкторами поскольку воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ) типа «двигатель Стирлинга» не обеспечивает должного ускорения при экстренном погружении или при совершении маневров на глубине. Второй недостаток ВНЭУ – это высокий уровень шума при работе на большой скорости, что серьезно ухудшает акустическую скрытность лодки в подводном положении.

Специалистам компании GS-Yuasa удалось разработать новые литий-ионные АКБ (на ДЭПЛ проекта «Сорю» установлены литий-серные АКБ) обладающие способностью к разряду до 90%. Кроме того, новые батареи более стойки к воздействию открытого пламени – пожаробезопасны. Следует отметить, что японские конструкторы увеличили количество АКБ до 672 ед., тогда как ДЭПЛ проекта «Сорю» первой серии оснащали всего 480 батареями.

 Сообщается, что специалисты ВМС США уже ознакомились с разработками японских конструкторов и проявили самый живой интерес к новым литий-ионным АКБ, которые необходимы для создания новых ПЛ и необитаемых подводных аппаратов.

Китайские специалисты отмечают, что ДЭПЛ проекта 29SS – это первые лодки, на которых будет применена исключительно система электродвижения, что позволяет увеличить дальность автономного плавания и, как следствие, продолжительность боевой службы. Если ДЭПЛ «проекта Сорю» могли двигаться в подводном положении не более 10 суток, то лодки проекта 29SS смогут находится под водой около 14 суток. 

Японские кораблестроители рассчитывают применять технологию топливных ячеек для обеспечения электродвижения ДЭПЛ следующего поколения, хотя среди специалистов ОПК Страны Восходящего Солнца идут серьезные дискуссии по поводу данной технологии  

Вооружение ДЭПЛ проект 29SS

По данным китайских источников, лодки проекта 29SS будут вооружены тяжелыми торпедами «Тип 89» калибра 533 мм. Однако к 2030 году МССЯ должны получить первую партию аналогичных боеприпасов – тяжелые торпеды «Тип 18» (производственный индекс G-RX6), которые отличаются увеличенной скоростью хода и дальностью стрельбы, а также большим запасом топлива.

Торпеда «Тип 89» МССЯ
Торпеда «Тип 89» МССЯ

Торпеды «Тип 18», предполоджительно, обладают возможностью погружения на глубину до 600 м и имеют боевую часть массой 300 кг. Их система наведения позволяет распознавать все существующие типы ложных акустических целей. Вполне вероятно, что японские конструкторы предусмотрели наведение по электромагнитному следу ПЛ вероятного противника. Боекомплект торпед составляет 30 ед.

Для борьбы с надводными кораблями вероятного противника ДЭПЛ проекта 29SS будут комплектовать дозвуковыми противокорабельными ракетами (ПКР) модели Sub Harpoon (боекомплект 9 ракет), однако японские оружейники активно работают над двумя моделями ПКР: дозвуковой («Тип-12») и сверхзвуковой (обозначение не установлено). В качестве основы для создания новых образцов вооружения используют авиационные боеприпасы. Определенные надежды командование МССЯ возлагает на работы по адаптации ПКР NSM от норвежской компании Kongsberg Defence & Aerospace

ПКР NSM от норвежской компании Kongsberg
ПКР NSM от норвежской компании Kongsberg

Кроме того, предприятия ОПК Японии ведут работу над гиперзвуковой ПКР, однако для ее пуска необходимы вертикальные ПУ. По данным китайских специалистов, японские конструкторы не предусматривают размещение ВПУ на лодках проекта 29SS, поскольку это повлечет излишние сложности при изготовлении лодки, а также приведет к увеличению линейных размеров корабля.    

С учетом вышесказанного, представляется возможным утверждать, что основная задача перспективных ДЭПЛ проекта 29SS борьба с ПЛ вероятного противника, что продиктовано особенностями вооружения.


По материалам китайских изданий «Корабельное вооружение» и «Современные корабли»

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий