Многоцелевой вертолет Н145М

Многоцелевой вертолет немецкого спецназа

Легкий многоцелевой вертолет Н145М появился в ВВС Германии недавно. Торжественная передача первых двух экземпляров машины состоялась 8 декабря 2015г. на заводе компании “Эрбас Хеликоптерс Дойчланд ГмбХ” (Airbus Helicopters Deutschland GmbH, AHD) в Донаувёрт (Donauwörth). Присутствие на церемонии инспектора ВВС и командующего силами специального назначения (СпН) бундесвера подчеркивало значимость момента.

Многоцелевой вертолет Н145М
Многоцелевой вертолет Н145М

Правительство ФРГ и руководство АНD подписали договор на поставку этой модели легкого многоцелевого вертолета 11 июля 2013 г. Содержанием контракта общей стоимостью около 200 млн. евро стала поставка в период до 2017 г. 15 вертолетов и  дополнительного оперативного оборудования к ним.

Новая авиационная техника поступила на вооружение сформированной 1 января 2014г. в Лаупхайм (Laupheim) 64 вертолетной эскадры (HSG 64) ВВС Германии. Данное соединения остается единственным в бундесвере, оснащенным этим типом авиационной техники.

По планам командования вертолет Н145М предназначался для замены снимавшихся с вооружения машин типов ВО105 и UH1 и целенаправленной поддержки сил СпН бундесвера. Первые вертолеты, переданные ВВС Германии, поступили в полной готовности к эксплуатации. С января 2016 г. они начали использоваться согласно оперативному предназначению в полном объеме.

Последнюю, пятнадцатую машину этой модели бундесвер получил 27 июня 2017 г.  

Многоцелевой вертолет Н145М – особенности конструкции

Военный вертолет H145M создан на базе последней версии гражданской машины EC145. Свой первый полет она совершила в 1999 г., а в 2002 г. пошла в серию. Выдающиеся летные характеристики модели получили особую оценку гражданских пилотов спасателей.

Вертолет EC145 службы спасения Швейцарии
Вертолет EC145 службы спасения Швейцарии

Военная версия многоцелевого вертолета Н145М оснащена двумя двигателями Turbomeca Arriel 2E с автономной двухканальной цифровой системой управления FADEC. Две газовые турбины мощностью по 771 л.с. позволяют развивать скорость до 268 км/час.

Особенностью вертолета является его низкая акустическая заметность. Тихая работа двигателей в сочетании с тактической темно-серой лакировкой обеспечивают машине незаметность в условиях плохой видимости и ночью.

Малая акустическая сигнатура сочетается с тактической темно-серой лакировкой
Малая акустическая сигнатура сочетается с тактической темно-серой лакировкой

Модель имеет современную кабину пилотов с большим остеклением. Грузовая кабина оборудована двумя широкими боковыми сдвижными дверьми и двухстворчатой дверью в кормовой части машины. Две направляющие на полу обеспечивают надежное крепления оборудования. Общая компоновка позволяет с одной стороны быстро переоборудовать вертолет под различные варианты целевого применения, а с другой  осуществлять быструю посадку/высадку личного состава. В целях безопасности хвостовой ротор окаймляет специальная облицовка.

Остекление кабины пилотов Н145М
Остекление кабины пилотов Н145М

Вертолет оснащен четырехосным автопилотом. Система управления обеспечивает возможность полета по приборам днем и ночью. Стандартно вертолет управляется двумя пилотами и может транспортировать дополнительно до девяти военнослужащих с оружием.

Основная модель вертолета H145M без съемного военного оборудования получила допуск к эксплуатации 8 мая 2015 г. в соответствии с действующими правилами Европейского агентства авиационной безопасности (EASA).

Грузовая кабина для девяти пассажиров
Грузовая кабина для девяти пассажиров

Военное оборудование и вооружение

В силу высоких летных качеств и упомянутых низких акустических характеристикам многоцелевой вертолет H145M очень хорошо подходит для скрытной транспортировки групп СпН к месту назначения и последующего их десантирования через боковые двери. Малый диаметр несущего винта (11 м) является еще одним преимуществом для полетов в городских условиях.

Органы управления Н145М
Органы управления Н145М

Поэтому в дальнейшем, в интересах окончательного лицензирования вертолета в полной комплектации продолжилось испытание машины с дополнительным военным и специальным оборудованием. Тесты выполнялись как производителем в Донаувёрт, так и специалистами 61 военно-технической службы бундесвера (WTD 61) в Манхинге.  По их результатам 29 октября 2015 г. Главное авиационное управление бундесвера (Luftfahrtamt der Bundeswehr, LufABw) сертифицировало многоцелевой вертолет H145M в качестве легкого вспомогательного вертолета сил специальных операций (Light Utility Helicopter Special Operations Forces, LUH SOF).

Грузовая кабина версии Н145М LUH SOF
Грузовая кабина версии Н145М LUH SOF

В этом варианте машина получила: баллистическую защиту, комплект сменного оборудования для проведения операций над морем, подъемник для эвакуации пострадавшего, устройство спуска по канату, средства РЭБ, а также многофункциональную и гибкую систему вооружения. К этому добавляются устройства безопасности, облегчающие коммандос приведение себя в боевую готовность уже во время полета у открытых дверей или на салазках шасси.

Готовность к высадке на салазках шасси
Готовность к высадке на салазках шасси

В состав оборудования РЭБ вошли: станции предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении и комплекс обнаружения пусков ракет с автоматом сброса дипольных и тепловых отражателей.

В целом, в зависимости от миссии, вооружение вертолета может включать системы классов “воздух-воздух”, “воздух-земля” и воздух-поверхность”, устанавливаемые на внешних пилонах. Однако, командование сил СпН бундесвера в настоящее время отмечает недостатки большинства из них, применительно к выполнению специальных задач. Вопрос окончательной комплектации многоцелевого вертолета в модификации LUH SOF остается открытым. Вместе с тем, известно об активном тестировании в 64 эскадре люфтваффе пулемета MG6 (Dillon Aero M134D Gatling 7.62×51 мм) со скорострельностью до 3000 выстрелов в минуту.

Пулемет MG6 на лафете в двери вертолета Н145М
Пулемет MG6 на лафете вид из кабины вертолета
Пулемет MG6 на лафете в двери вертолета Н145М
Пулемет MG6 на лафете в двери вертолета Н145М
previous arrow
next arrow
 
Shadow

F9+F91 Пулемет MG6 на лафете в двери вертолета Н145М / слайдер

В интересах оптимизации компоновки грузовой кабины и оптимального размещения в ней коммандос и их вооружения сиденья позади обоих пилотов были удалены. Для обслуживания дополнительного военного оборудования и вооружения в состав экипажа Н145М LUH SOF помимо двух пилотов предусматривается включать так называемого тактического оператора (Tactical Operator).

В итоге, как сообщается, в максимальной комплектации теперь на борту может перевозиться до четырех военнослужащих СпН бундесвера. Сам же вертолет в этом состоянии при весе 3,7 т остается пригодным для стратегической переброски без необходимости временной разборки в грузовом отсеке нового военно-транспортный самолет А400М ВВС Германии.

Тактико-технические характеристики Н145М LUH SOF

Многоцелевой вертолет Н145М с вооружением и оборудованием
Многоцелевой вертолет Н145М с вооружением и оборудованием
Производитель AIRBUS HELICOPTERS DEUTSCHLAND GmbH
Модель H145M LUH SOF
Общая длина, м 13,64
Длина фюзеляжа, м 6,17
Высота, м 4,00
Ширина колеи, м 2,40
Ширина кабины, м 1,73
Диаметр главного ротора, м 11,00
Диаметр хвостового винта, м 1,15
Двигатели 2 x Turbomeca Arriel 2E
Мощность, л.с. 2х771
Макс. скорость полета, км/час. 268
Макс. дальность полета, км 663
Макс. высота полета, м 6095
Масса пустого, кг 2315
Макс. влетный вес, кг 3700
Экипаж, чел. 2+9

Ввод в строй

С целью сокращения сроков введения в эксплуатацию многоцелевых вертолетов Н145М и подготовки специалистов 64 вертолетной эскадры на начальном этапе эксплуатации компания АНD взяла на себя вопросы технической поддержки и обслуживания, ремонта и поставки запасных частей, а также обеспечения готовности вертолетов к полетам.

Для этого производитель на аэродроме в Лаупхайм развернул собственный склад запасных частей, а также организовал работу гражданского персонала Airbus совместно с военнослужащими. Предусматривается, что постепенно, в период  до 2021 г., по мере накопления военнослужащими ВВС опыта эксплуатации, ремонта и подготовки Н145М к полетам, сотрудники AHD будут полностью заменены на технический персонал люфтваффе.

Отстрел тепловых отражателей
Отстрел тепловых отражателей

В преддверии прибытия новой техники прошла необходимая адаптация инфраструктуры аэродрома. В частности, к декабрю 2015 г. Airbus поставил первое оборудование наземной службы поддержки и контроля, ремонтный инструмент и другие материалы. Его подготовка к использованию проводилась военнослужащими технической группы 64 вертолетной эскадры. Кроме того, в составе эскадры сформировали 4 летную эскадрилью, для которой построили отдельное новое здание.

Подготовка авиационных техников

Техническая и логистическая подготовка военнослужащих организуется согласно директивам EASA. Для военного технического персонала организованы и проводятся дополнительные учебные курсы. Подготовка проходит на базе гражданских и военных учебных заведений, учитывает предварительные знания обучаемых и имеет модульную структуру.

Курс начинается с летно-технической подготовки категории А (CAT A). На ней  базируется подготовка категорий B1.3 (конструкции самолета, двигатели, механические и электрические системы) и B2 (авионика и электронные системы). В заключении непосредственно на вертолете H145M проводится специальная подготовка по системам его вооружений.

Профессиональная подготовка авиационного техника завершается практической стажировкой по месту службы в составе технической группы 64 вертолетной эскадры. Итогом полного курса подготовки военнослужащего становится получение лицензии на обслуживание военной авиационной техники (Military Aircraft Maintenance Licence, MAML) категорий A, B1.3 или В2 и, в соответствующих случаях, права подготовки вертолетов и других летательных аппаратов к полетов.

[sendpulse-form id=”2230″]

Особенности подготовки пилотов H145M

Первые летчики для H145M набирались из числа опытных пилотов вертолетов бундесвера. С конца 2015 г. они приступили к теоретической и практической летной подготовке на данном типе многоцелевого вертолета. Элементами летной подготовки пилотов являются полеты по приборам, в горах, а также изучение и отработка  тактических приемов ведения боя.

Вместе с тем, по мнению командования сил СпН бундесвера решающим для успеха миссий является идеальное взаимодействие между пилотами и военнослужащими коммандос – особенно ночью. С этой целью пилоты вертолетов присутствуют на брифингах наряду с военнослужащими сил СпН и привлекаются ко всему процессу планирования миссии.

Спуск по канату (Fast Rope)
Спуск по канату (Fast Rope)

Летчики 64 вертолетной эскадры регулярно участвуют в ученьях немецкого спецназа. В частности, в 2018 г. многоцелевые вертолеты H145M задействовались в международных учениях «Ночной ястреб» (Night Hawk) в Дании, где отрабатывалось по освобождению заложников.

Регулярно пилоты совместно с коммандос проводят тренировки по десантированию по канату () и с помощью горной веревки (Rappelling). В первом случае вертолет зависает в трех – пяти метрах над землей. Высадка происходит по толстым канатам, а десантники страхуют себя только силой рук. Для защиты ладоней от ожогов используются специальные перчатки (поэтому тренировку иногда назвают “Горячая перчатка”/”Hot Glove”).

При зависании на большей высоте (до 30 м) используется горная веревка, которая разматывается из кармана на ноге. Спусковое устройство замедляет солдата. Поле контакта с землей, по его сигналу веревка сбрасывается.

Сброс веревок после десантировани
Сброс веревок после десантировани

В обоих вариантах коммандос высаживаются самостоятельно и сигнализируют пилотам рукой или с помощью лазерного маяка, что все люди на земле. Дополнительно пилоты могут наблюдать за высадкой с помощью камеры, прикрепленной к хвостовому ротору.

Таким образом, ВВС Германии и силы специальных операций бундесвера получили на вооружение новый тип легкого многоцелевого вертолета в специальной модификации Н145М LUH SOF. Модель характеризуется высокой маневренностью и производительностью, пригодностью к быстрым стратегическим переброскам, гибкостью в оперативном применении.


По материалам журнала «Europäische Sicherheit & Technik» и ресурса esut.de

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *