Истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16» — тактика и вооружение

Как отмечают китайские аналитики, истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16» взят на вооружение авиации Народной освободительной армии Китая (НОАК) по ряду причин. Прямо или косвенно принятое решение связано с процессом поставки в подразделения ВВС НОАК первого малозаметного истребителя национальной разработки «Цзянь-20»

В этой связи следует отметить, что НОАК не принимает участие в создании и модернизации легкого истребителя «Цзянь-31», который разработан предприятиями ОПК Китая в инициативном порядке для поставок на экспорт.

Истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16»
Истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16»

Истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16» – вероятная роль

Во-первых, истребитель «Цзянь-20», хотя и принят на вооружение, однако, китайские специалисты не прекращают работу по совершенствованию его радиоэлектронного бортового оборудования и вооружения. К отдельным направлениям исследований можно отнести двигатель с отклоняемым вектором тяги и летный шлем дополненной реальности. Последний позволит пилоту наблюдать за воздушной обстановкой со всех ракурсов и осуществлять пуски ракет по принципу «пустил и забыл».

Китайский истребитель пятого поколения «Цзянь-20"
Китайский истребитель пятого поколения «Цзянь-20″

Во-вторых, «Цзянь-20» будет выпущен в ближайшие 10 лет в количестве, не превышающем 500 ед. Эта величина продиктована особенностями военно-политической обстановки в Азиатско-Тихоокеанского регионе (АТР). Согласно расчетам аналитиков ВВС НОАК, в странах АТР намечено развернуть от 300 до 500 истребителей F-35 – основной ударной силы ВВС США и Японии.

Истребитель пятого поколения ВВС США F-35
Истребитель пятого поколения ВВС США F-35

В-третьих, новейший малозаметный истребитель пятого поколения «Цзянь-20» предназначен для ведения воздушного боя с аналогичными боевыми самолетами вероятного противника. Следовательно, при планировании воздушной операции именно истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16» возьмет на себя основную задачу по нанесению ударов по наземным или надводным целям без входа в зону действия ПВО вероятного противника.

Авиационные средства поражения «Цзянь-16»

Для нанесения ударов по высокоценным крупноразмерным стационарным объектам вероятного противника (аэродромам, складам ГСМ, командным пунктам, местам дислокации батарей и дивизионов ПВО) основным оружием пилотов «Цзянь-16» станут управляемые ракеты (УР).

УР класса «воздух–земля» KD-88

Согласно своим ТТХ истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16» способен нести шесть УР класса «воздух–земля» KD-88. При длине 5 м и диаметре корпуса 0,33 м KD-88 имеют полную массу 600 кг, из них 220 кг – это фугасная боевая часть повышенного могущества. Известно, что при сбросе с высоты 5000 м данная ракета способна преодолеть до 100 км (воздухозаборник двигателя расположен в нижней части корпуса). При сбросе с высоты 10 000 м данный показатель составит уже 150 км.

УР класса «воздух–земля» KD-88
УР класса «воздух–земля» KD-88

Согласно китайским публикациям, эта ракета разработана с учетом информации о российской Х-59 (в этой связи понятно повышенное внимание к российским Х-59М2, применявшимся с Су-57 по целям в Сирии). Китайские конструкторы установили телевизионную систему наведения с камерой большего диаметра и повышенного разрешения. Система ТВ-наведения дополнена аппаратурой инфракрасного обнаружения образа цели, которая предназначена для работы на конечном участке полета.

На основном участке траектории корректировку курса обеспечивает двухканальная система цифровой спутниковой связи. В совокупности данные мероприятия позволили повысить стойкость боеприпаса к влиянию неблагоприятных метеорологических условий и искусственных направленных и широкополосных помех.  

Противорадиолокационные ракеты (ПРР)

«Инцзи-91»

Для борьбы с наземными и корабельным РЛС каждый истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16» может быть укомплектован ракетой «Инцзи-91» (от 4 до 6 ракет). По данным китайских источников, эти ракеты скопированы с российской Х-31П, а вторая ее модификация – с Х-31ПД.

ПРР «Инцзи-91»
ПРР «Инцзи-91»

ПРР «Инцзи-91» оснащена системой спутниковой навигации, активной широкополосной системой обнаружения радиолокационного излучения, цифровой вычислительной системой и банком данных о частотных характеристиках станций вероятного противника.

В совокупности все перечисленные компоненты позволяют пилотам осуществлять пуски без входа в зону действия ПВО вероятного противника. Ракеты самостоятельно обнаруживают, опознают, а в случае, если РЛС находится в движении –  отслеживают цели. После чего происходит их поражение.

Контейнерные средства РЭБ

В вопросах борьбы с РЛС или кораблями противника специалисты ВВС НОАК возлагают определенные надежды на новейшие контейнерные системы радиоэлектронной борьбы. Для применения они устанавливаются на законцовки крыльев истребителя-бомбардировщика. По фото и видеоматериалам известно, что новые контейнерные системы РЭБ оснащены четырьмя антеннами (установлены на верхней плоскости контейнера), которые позволяют анализировать разные диапазоны частот.

Противокорабельные ракеты (ПКР)

ПКР «Инцзи-83»

Для противодействия корабельным группам (группировкам) вероятного противника истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16» может оснащаться дозвуковыми ПКР «Инцзи-83».

Дозвуковая ПКР «Инцзи-83»
Дозвуковая ПКР «Инцзи-83»

При длине корпуса 5,5 м и массе 580 кг эта ПКР имеет дальность пуска 180 км. Однако, данные боеприпасы представляют опасность только для надводных кораблей класса фрегат с водоизмещением не более 4000 т. Для полноценного выполнения боевой задачи на каждый истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16» может устанавливаться от 4 до 6 таких ракет. Для сравнения истребитель-бомбардировщик «Цзяньхун-7А» можно нести только две такие ПКР.

ПКР «Инцзи-100»

При необходимости нанесения удара по кораблям, оснащенным системой ПВО/ПРО типа «Эгида», пилоты «Цзянь-16» могут использовать дозвуковые ПКР большой дальности «Инцзи-100».

При длине 6 м и массе 1500 кг эти ракеты выполняют полет исключительно на малых высотах. Компактный турбовентиляторный двигатель обеспечивает ракете максимальную скорость 0,8-0,9 МАХа и дальность пуска от 500 до 600 км.

ПКР «Инцзи-100»
ПКР «Инцзи-100»

После сброса наведение ракеты осуществляется, благодаря инерциальному модулю и двухканальной цифровой системе связи со спутниками «Бэйдоу». По мере приближения к району надводной цели цифровая вычислительная система подключает к процессу наведения активную РЛС и инфракрасный модуль слежения за образом цели.

Нравится наш контент. Подпишитеcь на новые публикации сайта "ИнВоен Info"!

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы принимаете соглашение об обработке персональных данных.

ПКР «Инцзи-12»

Самым современным средством борьбы с надводными кораблями противника, которое есть в номенклатуре авиационных средств поражения  рассматриваемого боевого самолета, является сверхзвуковая ПКР «Инцзи-12».

Имея длину 6 м и массу 1500 кг, ракета на сверхзвуковой скорости способна преодолевать от 180 км на малых высотах и до 300 км в смешанном высотном режиме. В первом случае ПКР необходимо три минуты для поражения цели, следовательно, расчет ПВО корабля получит не более минуты для реакции на угрозу. При пуске на максимальную дальность ракете необходимо около пяти минут для поражения цели.

ПКР «Инцзи-12»
ПКР «Инцзи-12»

Следует отметить, что для установки «Инцзи-100» и «Инцзи-12», которые первоначально разработаны для бомбардировщиков «Хун-6», предназначены только две ближайшие к фюзеляжу точки подвески под крыльями, что обусловлено прочностью конструкции самолета.

В конфликте с Японией

В случае потенциального вооруженного конфликта с Японией за спорные островные территории, по расчетам специалистов ВВС НОАК, основным противником «Цзянь-16» в воздушном пространстве станут аналогичные боевые самолеты Сил самообороны Японии F-15J/DJ, выполняющие роль перехватчиков.

Самолет ССО Японии F-15J
Самолет ССО Японии F-15J

Китайское командование полагает, что пилоты «Цзянь-16» будут иметь преимущество над японскими визави за счет:

  • более мощных двигателей (китайские специалисты подробно осведомлены о возможностях двигателей F100-IHI-220E,  установленных на F-15J/DJ);
  • радиоэлектронного оборудования (т.н. «стеклянная кабина», широкоформатные жидкокристаллические экраны, инфракрасная оптико-электронными система разведки и наведения);
  • более широкой номенклатуры УР класса «воздух-воздух».

Общий анализ показывает, что новый китайский истребитель-бомбардировщик превосходит F-15J/DJ как в воздушном бою, так и в вопросах нанесения ударов по наземным целям.  

Подводя итог, следует отметить, что китайские обозреватели относят «Цзянь-16» к «низкому пятому поколению». Самолет с фюзеляжем классического четвертого поколения оснащен радиоэлектронными компонентами, двигателями и вооружением, идентичными самолетам пятого поколения. При этом его себестоимость гораздо ниже, что обусловливает меньшую нагрузку на оборонный бюджет государства.

Продолжение следует…


По материалам китайских военно-технических изданиях «Корабельное вооружение» и «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса»

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *