Военно-транспортная авиация ВС Германии

Военно-транспортная авиация в интересах ВС Германии

Стремление военно-политического руководства ФРГ играть ведущую роль среди европейских участников блока НАТО предъявляет повышенные требования в отношении готовности бундесвера к выполнению взятых международных обязательств. ВС Германии должны быть способны быстро реагировать на изменение оперативной обстановки как в границах, так и за пределами зоны ответственности альянса. Ключевую ответственность в обеспечении оперативных перебросок личного состава и военных грузов на большие расстояния берет на себя военно-транспортная авиация.

Военный воздушный транспорт – общие положения

В терминологии бундесвера мероприятия по глобальной переброске по воздуху войск и военных грузов получило обозначение логистических воздушных транспортных перевозок (logistischer Lufttransport), или  логистических воздушных транспортных операций (logistischen Lufttransportoperationen). Причем, к ним не относятся мероприятия, являющиеся составной частью боевых операций видов ВС или родов войск. Такие действия  обозначаются термином “воздушная мобильность”.

Согласно взглядам командования ВС Германии, военно-транспортная авиация предназначена для проведения воздушных транспортных перевозок стратегического и тактического масштаба. Под стратегическими понимаются переброски личного состава и грузов между Германией и зарубежной зоной проведения войсковой операции или между двумя разными оперативными зонами.  Тактические воздушные перевозки осуществляются в пределах одной оперативной зоны.

Погрузка в самолет А400М
Погрузка в самолет А400М

В узком практическом смысле военно-транспортная авиация ВВС Германии выполняет логистические воздушные перевозки в интересах войск для решения следующих задач:

  • стратегические или тактические переброски личного состава и материальных средств, включая дозаправку в воздухе;
  • транспортировка гуманитарных грузов и материалов обеспечения (например, для поддержки своего контингента, участвующего в оказании гуманитарной помощи);
  • перевозки воздушным транспортом больных и раненых или проведения воздушных эвакуационных операций (Aeromedical Evacuation);
  • перевозка негабаритного (очень большого размера или очень тяжелого) оборудования.

Как правило, воздушные транспортные операции проводятся в условиях “нормальных” для гражданского воздушного движения. К ним привлекаются экипажи и самолеты с подготовкой и оборудованием, разрешенным к неограниченному использованию в международной авиации. Такого рода мероприятия завершаются посадкой самолета (вертолета) на аэродром с последующей его разгрузкой с применением специальной техники. При этом, операции по перевозке больных и раненных альтернативных вариантов не имеют.

Транспортировка пострадавших
Транспортировка пострадавших

В зависимости от условий оперативной обстановки воздушные транспортные операции могут проходить также под угрозой для воздушного судна. В них могут задействоваться временные аэродромы, не оборудованные специальной погрузочно-разгрузочной техникой. Полеты в подобных условиях завершаются либо посадкой на аэродром, либо десантированием личного состава и грузов над указанным районом. В этом случае авиационная техника и  экипажами должны иметь специальную подготовку. В частности, экипажи пройти необходимую тактическую подготовку, а привлекаемая авиационная техника иметь специальное оборудование и достаточные средства самозащиты.

Выброска грузов
Выброска грузов

Военно-транспортная авиация бундесвера – возможности, управление и состав

Размер парка военно-транспортных самолетов, разнообразие и универсальность их типов являются определяющими в отношении готовности войск к проведению логистических воздушных транспортных перевозок. По оценкам экспертов, опыт участия бундесвера в международных военных и гуманитарных миссиях показывает, что в настоящее время военно-транспортная авиация (ВТА) Германии по возможностям их обеспечения достигает своего предела.

В этой связи, к логистическим воздушным транспортным перевозкам в интересах ВС привлекаются не только силы и средства ВТА бундесвера, но и коммерческие гражданские транспортные организации. Взаимодействие с последними организуется на основании двусторонних договоров или в рамках программы НАТО по международному решению стратегических транспортных задач SALIS (Strategic Airlift International Solution).

В рамках НАТО и ЕС в настоящее время оперативное управление ВТА бундесвера осуществляет Европейское военно-транспортное командование (European Air Transport Command, EATC). Общее же руководство организацией логистических воздушных транспортных перевозок  в рамках ВС Германии возложено на транспортное управление центра тылового обеспечения бундесвера в г. Вильгельмсхафен (Wilhelmshaven). Отдел воздушного транспорта в составе управления осуществляет оценку потребностей соединений, частей и других организаций вооруженных сил и возможность их удовлетворения силами ВТА.

EATC эмблема
EATC эмблема

Парк ВТА бундесвера

Из состава авиационного парка ВВС Германии к выполнению задач воздушных транспортных перевозок в интересах войск привлекается несколько типов военно-транспортной авиации: самолеты A310 MRTT, С-160 “Трансалл”, А400М “Атлас” и вертолет CH-53.

Самолет A310 MRTT

Транспортный самолет модели A310 MRTT (Multi Role Tanker Transport) пригоден для перебросок личного состава и материальных средств, проведения дозаправок топливом в воздухе и транспортировки раненых.

Полезная нагрузка самолета составляет 40 т, вместимость – более 200 чел. Самолет имеет максимальную дальность полета 11 тыс. км при крейсерской скорости 860 км/ч. По оценкам экспертов, машина показывает достаточную оперативную производительность, однако не подходит для использования на временных аэродромах и не имеет средств самозащиты.

A310 MRTT
A310 MRTT

Парк A310 MRTT насчитывает пять машин, из них одна используется только для перевозки пассажиров (личного состава). Организационно самолеты этой модели включены в состав авиационной группы министерства обороны ВВС Германии и дислоцируются на аэродроме Кёльн-Ванн. Модель подходит к завершению срока полезного использования. В рамках международной кооперации ее замена на модель А330 ожидается с 2020 г.

Самолет C-160 “Трансалл”

На вооружении ВТА Германии эта модель стоит с 60-х годов прошлого века. C-160 “Трансалл” предназначен для тактических воздушных перевозок. Самолет способен перебросить 16 т груза на дальность до 1180 км с крейсерской скоростью 455 км/ч.

Его сильными сторонами являются пригодность к действиям на временных аэродромах и наличие средств самозащиты на части машин. Тем не менее, специалистами отмечается несоответствие тактико-технических характеристик (ТТХ) модели сегодняшним потребностям бундесвера. Авиационный парк С-160 “Трансалл” насчитывает около 50 машин. Подавляющая их часть входит в состав 63 авиационной транспортной эскадры (LTG 63, г. Хон).

C-160 Transall
C-160 Transall

Плановая замена С-160 на модель А400М “Атлас” началась с 2014 г. Однако, в связи с низкими темпами поставки нового самолета принято решение иметь “Трансалл” в составе ВВС Германии в ограниченном количестве.

Самолет A400M “Атлас”

Новый перспективный самолет A400M “Атлас” призван полностью заменить устаревшую модель С-160 “Трансалл”.

Согласно оценкам, инновационный для транспортного самолета винтовой привод модели обеспечивает ей высокую оперативную производительность и гарантирует более эффективную поддержку больших контингентов войск в отдаленных оперативных районах. По заявленным ТТХ самолет позволяет перебрасывать до 116 чел. личного состава или перевозить 30 т груза на дальность до 4535 км с крейсерской скоростью 750км/ч.

В связи с проблемами производства первый серийный образец А400М “Атлас” принят в состав 62 авиационной транспортной эскадры люфтваффе (LTG 63, г. Вуншторф) только в конце 2012 г., а не как планировалось изначально в 2009 г. По состоянию на начало 2016 г. парк самолетов составлял всего три машины. По разным оценкам, полное выполнение контракта на поставку новых машин возможно не ранее 2021 г.

A400M "Атлас"
A400M “Атлас”

В составе ВВС планируется иметь 53 самолета типа А400М “Атлас”. Считается, что самолет существенно расширит возможности ВТА. В большей степени это коснется воздушных перевозок раненых, дозаправки в воздухе и операций в угрожаемом воздушном пространстве. Вместе с тем, отмечается, что возможности А400М “Атлас” для транспортировки негабаритных грузов практически отсутствуют.

Вертолет CH-53 “Сикорский”

Модель CH-53 является единственным тяжелым транспортным вертолетом в составе ВВС Германии. Модель стоит на вооружении 64 вертолетной эскадры (HSG 64, гг. Лаупенхайм и Шёневальде/Хольцдорф).

Вертолет предназначен для проведения тактических транспортных перебросок и используется, прежде всего, для обеспечения войск на линии соприкосновения с противником.  При крейсерской скорости 215 км/ч “Сикорский” способен перевезти на дальность до 400 км 36 военнослужащих, а также 5,5 т груза внутри или 7,3 т груза на внешней подвеске. Авиационный парк модели составляет 64 машины. Кроме того, около 20 вертолетов переданы в распоряжение службы поиска и спасения бундесвера.

Вертолет CH-53 "Сикорский"
Вертолет CH-53 “Сикорский”

EATC и международное сотрудничество

Европейское военно-транспортное командование (EATC) образовано 1 сентября 2010 г. и дислоцировано на авиабазе Эйндховен (Eindhoven, Нидерланды). С момента начала работы EATC заменило собой расформированное командование ВТА бундесвера (дислоцировалось в г. Мюнстер).

EATC здание
EATC штаб-квартира

Первоначально участниками EATC стали Германия, Франция, Бельгия и Нидерланды. С ноября 2012г. к командованию присоединился Люксембург, а с 1 января 2015г. – Италия. Командование предназначено для объединения и совместного использования многонациональных ресурсов. Структура координирует воздушные транспортные перевозки, дозаправки в воздухе, проводит авиационные эвакуационные операции. При этом, с одной стороны целью ставится оптимальное использование авиационного парка стран-партнеров (например, исключение пустых рейсов), с другой – обеспечение максимально эффективного выполнения заявок заказчиков.

Общий авиационный парк командования включает 11 различных типов транспортных воздушных судов. Ежегодно EATC управляет транспортировкой около 320 тыс. пассажиров и 20 тыс. тонн грузов. Дополнительно, проводятся учебные подготовительные полеты и полеты в ходе учений ВС, не несущие “полезной нагрузки”. Например, общий объем полетов под контролем ЕАТК в 2015 г. составил более 50 тыс. часов.

EATC портфолио
EATC портфолио

Коммерческий воздушный транспорт

В ряде случаев, по характеристикам груза, условиям поставки или другим параметрам, проведение воздушной транспортной перевозки силами ВТА Германии может представляться не целесообразной или не возможной. В такой ситуации центр тылового обеспечения бундесвера принимает решение о привлечении коммерческого воздушного транспорта. При этом, ответственность за планирование и координацию ложится на центр.

В таких условиях подрядчиками бундесвера выступают гражданские логистические компании, действующие на основании рамочных договоров и имеющие соответствующий воздушный транспорт.

В частности, подобного рода рейсы совершались несколько раз в неделю из аэропорта Галле (г. Лейпциг) в аэропорт г. Мазари-Шариф (Афганистан). Помимо личного состава перевозились: армейская почта, предметы медицинского назначения, боевая техника.

Гражданским коммерческим транспортом осуществляется материальный обмен между Германией, США и Канадой. Дислоцированное в г. Рестон (штат Вирджиния) командование немецких ВС в США и Канаде (BwKdo USA/CAN), взаимодействуя с центром тылового обеспечения бундесвера, обрабатывает грузовой поток для всех департаментов ВС Германии на Американском континенте. Кроме того, гражданские подрядчики активно используются для обеспечения мелкомасштабных заявок или международных миссий по подготовке кадров.

[sendpulse-form id=”2230″]

Международная программа SALIS

В случае организации стратегических воздушных перевозок или получении заявки на транспортировку негабаритного груза центр тылового обеспечения бундесвера прибегает к возможностям программы SALIS. В этом случае за взаимодействие с немецкой стороной отвечает пункт координации программы (SALIS Coordination Cell, SALCC) в г. Эйндховен (Голландия).

Как правило, в рамках программы задействуется крупнейший в мире транспортный самолет Ан-124 “Руслан”. Его возможности позволяют перевозить до 120 т груза на дальность до 4800км. Всего было построено 55 машин. В рамках программы могут использоваться 24 машины. Другие АН-124 используются в интересах ВС России.

Участники программы 10 государств-членов НАТО (Бельгия, Чехия, Германия, Франция, Венгрия, Люксембург, Норвегия, Польша, Словакия и Словения) приобретают необходимые летные часы через предоплату. Бундесвер самостоятельно в 2016-17 гг. использовал SALIS более 100 раз и перебросил до 9 тыс. тонн грузов.

Основным подрядчиком выступает компания Ruslan SALIS GmbH, зарегистрированная в г. Лейпциг (ФРГ). Это совместное предприятие на паритетной основе компании «Волга-Днепр» (Россия) и  предприятия “Антонов авиалинии” (Украина).

Самолет Ан-124 компании "Волга-Днепр"
Самолет Ан-124 компании “Волга-Днепр”

В настоящее время договор по SALIS действует только до конца 2018 г. Его дальнейшее продление находится в стадии рассмотрения. По оценкам экспертов, вероятный выход из программы компании “Волга-Днепр” (в связи со складывающейся военно-политической обстановкой) окажет серьезное влияние на возможности EATC по грузоподъемности и перевозкам негабаритных грузов. Согласно расчетам, число предоставляемых часов полёта сократится с нынешних 2300 до 900. Последний показатель соответствует возможностям, которые в одиночку способен реализовать украинский партнер, компания “Антонов авиалинии”, со своим флотом самолетов АН-124.

Таким образом, обеспечивая международные обязательства Германии, ВВС бундесвера выполняют оперативные переброски войск и грузов в интересах ВС. Подобные действия получили обозначение логистических воздушных транспортных перевозок, или логистических воздушных операций. Их основной исполнитель – военно-транспортная авиация страны. В ее авиационный парк входят самолеты A310 MRTT, С-160 “Трансалл”, А400М “Атлас” и вертолет CH-53.

В случае нецелесообразности или невозможности использовать военную технику привлекается коммерческий воздушный транспорт. Общее руководство операциями  осуществляет отдел воздушного транспорта в составе центра тылового обеспечения бундесвера.


По материалам журнала «Europäische Sicherheit & Technik»

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *