Военная авиация Китая – истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16»

Военная авиация Китая в последние годы демонстрирует уверенное наращивание боевых возможностей. На вооружение принят малозаметный истребитель национальной разработки «Цзянь-20». Для его поддержки создан истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16», который китайские специалисты относят к самолету «низкого пятого поколения».

Истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16»
Истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16»

Авиация Китая – путь к «Цзянь-16»

В течение последних 50 лет  подразделения штурмовой авиации ВВС и ВМС Национальной освободительной армии Китая (НОАК) комплектовались самолетами, которые по своим характеристикам не позволяли вести одновременно наступательные и оборонительные действия на большом удалении от аэродромов и пунктов базирования. На протяжении последних 30 лет основным штурмовиком ВМС НОАК оставался «Цзянь-5», модернизацию которого на разных этапах проводили специалисты из Италии и Франции.

Штурмовик "Цзянь-5"
Штурмовик «Цзянь-5»

Благодаря сотрудничеству с европейскими государствами, китайские штурмовики получили новые радиолокационные станции, лазерные дальномеры, радиовысотомеры, датчики предупреждения о радиолокационном облучении, центральные вычислительные системы и другое радиоэлектронное оборудование.

Морская авиация Китая сделала серьезный прорывом в тактических возможностях после принятие на вооружение тяжелого двухместного двухмоторного истребителя Су-30МКК. Китайские летчики были приятно удивлены открывшимся возможностями совершать полеты на дальность 3500 км без дозаправки и на 5000 км с одной дозаправкой в воздухе. Полная боевая нагрузка Су-30МКК составляла 8000 кг, а в случае размещения боеприпасов суммарной массой 2000 кг боевой радиус самолета достигал 1300 км.

Поставка Су-30МКК как этап истории

Именно благодаря поставкам Су-30МКК, китайские конструкторы получили для анализа и последующего копирования такие боеприпасы, как Х-29Л/Т, Х-59М, Х-31П, КАБ-500 Л/КР, КАБ-1500 Л/Л-Ф, а также бомбы с телевизионным управлением. Китайские специалисты признают, что копирование советских и российских технологий помогло им сократить 30 лет технического отставания.

Российский Су-30МКК
Российский Су-30МКК

Поставка Су-30МКК заняла четыре года (к 2004 г.). Китайским военным потребовалось еще два года, чтобы подразделения, укомплектованные этими боевыми самолетами, обрели полную боевую готовность. В течение последующих пяти лет специалисты по тактике действий военной авиации Китая вносили коррективы в наставления по нанесению ударов по наземным объектам вероятного противника.

Для сравнения следует отметить, что первые подразделения, укомплектованные истребителями «Цзянь-10А», достигли полной боевой готовности только в 2009 г., а подразделения, оснащенные «Цзянь-11В», только в 2012 г. Китайские специалисты указывают, что технические проблемы самолетов национального производства обусловили контракт на поставку Су-30МК2, а в последующем и контракт на Су-35С.

Еще в 2005 г. российский ОПК предложил новейшую модификацию истребителя под обозначением Су-30МК3, который уже тогда оснащался РЛС с ФАР. Однако, высокая стоимость машины (50 млн долл. США) и проблемные моменты с вооружением, стойкостью к направленным радиоэлектронным помехам, низкие возможности к действиям в сложных погодных условиях и отставание от западной радиоэлектроники поставили крест на поставках этого самолета в КНР.

Истребитель «Цзянь-10В»
Истребитель «Цзянь-10В»

Разработка «Цзянь-16»

По данным китайских источников, именно истребители Су-30МКК и МК2 послужили основой для создания нового истребителя-бомбардировщика «Цзянь-16», который серийно выпускают на авиастроительном предприятии в г. Шэньян.

Китайские инженеры критически проанализировали конструкцию российских боевых самолетов. При разработке собственной модели они увеличили долю титановых сплавов, а также более активно использовали углеволоконные материалы, что позволило снизить массу планера. Кроме того, за счет увеличения доли деталей из титановых сплавов китайские конструкторы повысили прочность планера и отдельно усилили внешние точки подвески вооружения.

Специалисты ВВС Китая провели ресурсные тесты Су-30МКК с шестью противорадиолокационными ракетами Х-31П. Испытания показали, что одновременная установка такого количества тяжелых ракет и продолжительные полеты с ними оказывают пагубное действие на прочность крыльев и мест их креплений к центроплану. 

Особенности конструкции «Цзянь-16»

Следует отметить, что по внешнему виду «Цзянь-16» очень похож на Су-30МКК. Однако, при подробном рассмотрении, можно отличить данные самолеты по расположению строевых огней и наличию такого дополнительного элемента, как приемо-передатчик системы глобального позиционирования «Бэйдоу». Последний установлен на верхней плоскости фюзеляжа между мотогандолами.

"Цзянь-16" вид сверху
«Цзянь-16» вид сверху

Двигатель

Другое ключевое отличие Су-30МКК от «Цзянь-16»: на китайском истребителе-бомбардировщике установлены новейшие двигатели WS-10B. На форсажном режиме WS-10B выдает 14200 (14500) кгс/см.кв, тогда как для следования на дозвуковой скорости вырабатывает мощность 800 кгс./см.кв. По оценкам китайских аналитиков, данный двигатель вполне сопоставим с такими образцами иностранного производства, как российский Ал-31ФМ1 и американский F-100PW-229.

Двигатель F-100PW-229
Двигатель F-100PW-229

Примечательно, что конструкторы планировали серийно устанавливать на «Цзянь-16» другой двигатель – WS-10A (с 2012 г. выпущено около 400 ед.). При собственной массе 1770 кг эта модель на форсажном режиме обеспечивает мощность 13200 (13500) кгс./см.кв. При этом китайский турбореактивный двигатель имеет суммарный ресурс 1700 часов, а межремонтный интервал 800 часов (образцом служил российский АЛ-31ФН).

Согласно китайским источникам, этот двигатель позволяет одноместным и двухместным истребителям «Цзянь-11В и BS» довольно успешно выполнять учебные и учебно-боевые задачи. Основное отличие WS-10А от WS-10B состоит в том, что на модификации «А» система управления двигателем механико-гидравлическая, а на модификации «В» полнофункциональная цифровая.

Двигатель "Цзянь-16" WS-10B
Двигатель «Цзянь-16» WS-10B

В настоящее время китайские специалисты активно тестируют первый турбореактивный двигатель с всеракурсным отклоняемым вектором тяги  (ОВТ) под обозначением WS-15. Проверки параметров опытных двигателей проходят с использованием серийных истребителей «Цзянь-10С» и «Цзянь-20». Китайские специалисты понимают, что именно двигатель с всеракурсным ОВТ обеспечивает преимущество в ближнем маневренном воздушном бою между истребителями, а также позволяет с большей эффективностью выполнять противоракетные маневры. 

Радио- и оптиколокационное оборудование «Цзянь-16»

Другим важным отличием «Цзянь-16» от истребителей российского производства является РЛС с АФАР (Х-диапазон). Диаметр приемо-передатчика ее антенны достигает одного метра, а диаметр радиопрозрачной крышки – 1,2 м.

Согласно публикациям, на «Цзянь-16» фактически устанавливают увеличенную в размерах версию РЛС KLJ-7A(V2). Она располагает 1800–2000 приемопередающими элементами, изготовленными с применением нитрида галлия.

РЛС с АФАР KLJ-7A
РЛС с АФАР KLJ-7A

Первые попытки изготовления элементов РЛС с использованием нитрида галлия предпринимались в КНР еще в 2014 г. Однако, только к 2016 г. удалось достичь приемлемого уровня качества конечной продукции – доля брака составила всего 15%.

Нормальная мощность одного приемопередающего элемента АФАР составляет 6 Ватт. Пиковая варьируется от 8 до 10 Ватт. Электронная вычислительная машина РЛС выполняет 2 млрд. операций в секунду и обрабатывает данные при помощи модулей оперативной памяти класса «G».

По оценкам китайских специалистов, такая РЛС позволяет обнаруживать цели с эффективной площадью рассеяния (ЭПР) 1 м.кв. на дальности 200 км, с ЭПР от 3 до 5 м.кв. на дальности 300 км. Крупноразмерные цели, типа «транспортный самолет» или «бомбардировщик», могут быть обнаружены на дальности 400 км.

Пилот в кабине "Цзянь-16"
Пилот в кабине «Цзянь-16»

При действиях против малозаметных истребителей дальность обнаружения зависит от погодных условий и может варьироваться в диапазоне от 50 до 100 км. Рассматриваемая РЛС позволяет обнаружить крупноразмерные наземные и надводные цели на дальности 200 и 300 км соответственно.   

Дополнительно новый истребитель-бомбардировщик оснащен оптико-локационной станцией (ОЛС) с инфракрасным каналом. ОЛС позволяет обнаруживать цели на дальности от 100 до 150 км и принимать их на устойчивое сопровождение на дальности 80 км. ОЛС китайского производства позволяет одновременно сопровождать и классифицировать до 10 воздушных целей. Сообщается, что ОЛС «Цзянь-16» отличается повышенной в три раза надежностью и сниженной на 50 кг массой по сравнению с идентичным оборудованием самолета Су-30МКК.

Выводы

Следует отметить, что поскольку подразделениям, укомплектованным «Цзянь-16», в ходе боевой подготовки определена роль вероятного противника – их раскраска выполнена в сером цвете. Традиционно военная авиация Китая имеет красно-желтые опознавательные знаки. По замыслу изменение цвета должно послужить дополнительным элементом при подготовке сил ПВО СВ и ВМС НОАК. Вероятно, что окраска новых истребителей-бомбардировщиков выполняется с применением новых составов, снижающих радиолокационную и тепловую заметность самолета.

Истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16» с серой раскраской
Истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16» с серой раскраской

По оценкам китайских наблюдателей, к настоящему моменту морская авиация Китая получила около 40 истребителей-бомбардировщиков «Цзянь-16».  По другим данным в ВВС НОАК поступили уже более 50 самолетов, которые распределены между тремя авиационными бригадами.  

Производственные мощности в г. Шэньян позволяют ежегодно выпускать от 15 до 20 самолетов этой модели. С учетом временных требований к формированию трех боеготовых соединений военная авиация Китая в лице «Цзянь-16» получит основу штурмовых сил на ближайшие 10–15 лет.

Нравится наш контент. Подпишитеcь на новые публикации сайта "ИнВоен Info"!

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы принимаете соглашение об обработке персональных данных.


По материалам публикаций в китайском специализированном издании «Корабельное вооружение»

Читайте также по теме: Истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16» — тактика и вооружение.

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *