Обозреватели Китайской оружейной промышленной корпорации отмечают, что после успешного подписания контракта между Москвой и Анкарой на поставку двух полковых комплектов зенитно-ракетной системы С-400 турецкие производители вооружений для подразделений войсковой ПВО ускорили работы по созданию мобильных зенитно-ракетных комплексов «Хисар-А» (Hisar) и «Хисар-О» (Hisar). Известно, что ЗРК серии «Хисар» (рус. – крепость) созданы совместными усилиями конструкторов двух турецких компаний «Рокетсан» (Roketsan) и «Аселсан» (Aselsan).

Характеристики ЗРК серии «Хисар»

Указанные комплексы турецкого производства, прежде всего, отличаются по дальности и высоте перехвата воздушной цели. Так, ЗРК «Хисар-А» предназначен для борьбы с воздушными целями (самолетами с прямым крылом, вертолетами, крылатыми ракетами и беспилотными летательными аппаратами) на малых и средних высотах до 5 км и на дальности до 15 км.

ЗРК "Хисар-А"
ЗРК «Хисар-А»

Пусковая установка и основная РЛС ЗРК «Хисар-А» смонтирована на гусеничном шасси, которое обеспечивает высокую проходимость по пересеченной местности и позволяет ЗРК перемещаться совместно с мотострелковыми и бронетанковыми подразделениями. Для сравнения ЗРК «Хисар-О» размещается на колесном грузовом шасси автомобиля Mercedez-Benz 2733 с формулой 6х6 и предназначен для борьбы с воздушными целями на высотах до 10 км и на удалении до 25 км.

Автомобили Mercedez-Benz 2733 ЗРК "Хисар-О"
Автомобили Mercedez-Benz 2733 ЗРК «Хисар-О»

Зенитные ракеты серии «Хисар»

Зенитные управляемые ракеты (ЗУР) серии «Хисар» созданы на базе однотипных боеприпасов IRIS-T (модификация SL) немецкого производства. ЗУР размещаются в спаренных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК).

В отношении зенитных ракет «Хисар-О» известно, что они имеют длину 2,9 м, диаметр 0,13 м, стартовую массу 87,4 кг. Массо-габаритные характеристики ЗУР для ЗРК «Хисар-А» не установлены, однако под данным китайских источников, эти боеприпасы оснащены сдвоенным дистанционно-контактным взрывателем.

Наведение на цель обеспечивает инерциальный модуль и цифровой приемник (радиокомандный принцип управления). На конечном участке полета ЗУР включает тепловизионную головную часть, которая позволяет гарантированно поражать воздушную цель.

ЗРК «Хисар-О»
ЗРК «Хисар-О»

Перевод ТПК из походного положения в пусковое обеспечивает поворотно-подъемный механизм, который позволяет выполнять вертикальный пуск ЗУР. На подъемной мачте с поворотным механизмом установлена трехкоординатная РЛС с ФАР, обеспечивающая обнаружение и классификацию воздушных целей. Для борьбы с малозаметными объектами конструкторы установили оптико-электронную систему, состоящую из тепловизора, дневной видеокамеры высокой четкости и лазерного дальномера.

Организация управления

Управление действиями батареи или дивизиона ЗРК «Хисар-О» обеспечивает командно-штабная машина (КШМ), которая представляет собой мобильную трехкоординатную радиолокационную станцию обнаружения и наведения кругового обзора с дополнительной оптико-электронной системой поиска и сопровождения воздушной цели.

Организация управления батареи ЗРК «Хисар-О»
Организация управления батареи ЗРК «Хисар-О»

Первый элемент КШМ позволяет обнаруживать крупноразмерные воздушные цели на дальности до 70 км, а второй необходим для противодействия малоразмерным беспилотным летательным аппаратам, которые не подвержены обнаружению РЛС, поскольку изготовлены преимущественно из углепластика. Для самообороны КШМ оснащена пулеметом М2НВ калибра 12,7 мм и MG3A1 калибра 7,62 мм с соответствующими боекомплектом.

Одновременно с ЗРК «Хисар-А» в составе дивизиона противовоздушной обороны могут действовать мобильные зенитные пушки «Коркут» – спаренные автоматические орудия калибра 35 мм (скорострельность 1000 выстр/мин), разработанные специалистами турецкой компании MKEK. Официально максимальная дальность стрельбы по воздушной цели составляет 12800 м.

Мобильный зенитно-артиллерийский комплекс «Коркут»
Мобильный зенитно-артиллерийский комплекс «Коркут»

Однако, на практике данный показатель составляет всего 4000 м, а максимальная эффективная высота обстрела всего 3000 м, что достаточно для борьбы с низковысотными воздушными целями. Поворотная башня позволяет вести огонь в любом направлении (вращение на 360 градусов), угол возвышения варьируется в диапазоне от -5 до +80 градусов.

Передача данных между КШМ, пусковыми установками ЗУР и зенитными пушками обеспечивает цифровая радиостанция с шифрованным каналом связи, которая стабильно действует даже в условиях активных, направленных радиоэлектронных помех.

Шасси ЗРК «Хисар-А»

В качестве базового шасси для ЗРК «Хисар-А» выбран гусеничный бронетранспортер модели ACV-30, разработанный конструкторами известной турецкой компании FNSS, специализирующейся на производстве колесной и гусеничной бронетехники для сухопутных войск Турецкой Республики. Достоверно известно, что специалисты FNSS использовали базовую схему другого проверенного временем гусеничного бронетранспортера – М113 американского производства.

ACV-30 получил обновленное шасси с увеличенным количеством опорных катков. В результате длина бронированного цельносварного стального корпуса составила 7 м, ширина 3,9 м, и высота 2,2 м (по верхнему срезу корпуса). Увеличенные размеры корпуса позволили конструкторам разместить в кормовой части широкую опускаемую аппарель, что благоприятно сказалось на процессе установки всех необходимых компонентов рассматриваемого ЗРК.

Гусеничный бронетранспортер модели ACV-30
Гусеничный бронетранспортер модели ACV-30

В состав экипажа ЗРК «Хисар-А» входят три военнослужащих – механик-водитель и два оператора пусковой установки. Место механика водителя расположено по центру в передней части машины.

В отношении уровня бронезащиты ACV-30 известно, что он соответствует требованиям стандарта ВС стран-членов НАТО STANAG 4569 по классу 4, т.е корпус БТР защищает экипаж и элементную базу от поражения из пулемета калибра 14,5 мм. с расстояния 200 м и от осколочного поражения при разрыве артиллерийского боеприпаса калибра 155 мм на удалении 30 м от машины.

Днище машины обеспечивает безопасность экипажа и работоспособность ЗРС при подрыве на самодельном взрывном устройстве, эквивалентном 10 кг тротила. Следует отметить, что турецкие инженеры создали мобильную пусковую установку с бронезащитой, которая характерна для боевых машин, предназначенных для действий на «переднем крае».

Кроме того, отсутствие амбразур и лишних люков позволило конструкторам обеспечить как отличную герметичность корпуса – т.е. машина позволяет экипажу выполнять боевую задачу в районах применения противником радиационного, химического или бактериологического оружия. Помимо кондиционера в обитаемом пространстве установлен отопитель, который обеспечивает комфортные условия для экипажа в зимний период времени.

Силовая установка ACV-30 представлена турбированным дизельным двигателем мощностью 600 л.с. Двигатель в сочетании с автоматической коробкой передач позволяет развивать максимальную скорость 65 км/ч по грунтовой поверхности. Максимальный запас хода достигает 500 км. Максимальная скорость при движении на воде составляет 6 км/ч, что позволяет данной машине десантироваться с кораблей в едином порядке с другой плавающей техникой подразделений морской пехоты.

Благодаря заимствованию проверенной схемы от БТР М-113 турецкие специалисты создали бронемашину с углом въезда 60 градусов и углом съезда 30 градусов. Увеличенная длина шасси позволяет уверенно преодолевать брод шириной 2 м, а грамотная компоновка подвески обеспечивает уверенное преодоление вертикальных препятствий высотой до 0,8 м.

В дополнение отметим, что конструкторы оснастили ACV-30 вспомогательной силовой установкой мощностью 14 кВт (рабочее напряжение 24 Вольт), расположенной в левой задней части корпуса. При необходимости защиты от визуального обнаружения экипаж ACV-30 может применить дымовые или аэрозольные помехи, которые размещены в 8 пусковых направляющих, смонтированных на верхней плоскости корпуса.


По материалам китайского издания «Танки и бронемашины»

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий