Китайский бомбардировщик – эволюция от «Хун-6» к «Хун-20»

Разработанный на базе советской модели Ту-16 первый китайский бомбардировщик «Хун-6» на долгие годы стал основой дальней авиации НОАК. Сегодня, реализуя планы строительства национальных вооруженных сил, военно-политическое руководство КНР не только сохраняет боевые возможности старой авиационной техники, но и инициирует разработку новых моделей.

Китайский бомбардировщик "Хун-6"
Китайский бомбардировщик «Хун-6»

Китайский бомбардировщик – история вопроса

Как известно, в сентябре 1957 г. военно-политическое руководство СССР и КНР подписали документы о строительстве авиационного завода по изготовлению средних бомбардировщиков в г. Харбин. Одновременно, в качестве образцов Китаю передали два бомбардировщика Ту-16А. Оба самолета подверглись разборке для изучения и анализа, а их компоненты передали на авиационные заводы в городах Харбин и Сиань. Дополнительно, в 1959 г. советская сторона предоставила всю необходимую техническую документацию на Ту-16.

К сентябрю 1959 г. китайские специалисты на заводе в Харбине смогли собрать первый китайский бомбардировщик, которому в производственной документации присвоили обозначение «Хун-6». В те же сроки специалисты авиастроительного предприятия в г. Сиань организовали собственное производство всех компонентов «Хун-6». В результате первый образец «Хун-6» вышел в свет в 1964 г.

Полный цикл летных испытаний самолет выполнил к 1967 г., а с 1968 г. бомбардировщик запустили в серийное производство. На тот момент китайские специалисты освоили как технологию производства, так и ремонта двигателя данного самолета.

Интересно отметить, что американские военные и спецслужбы узнали о существовании «Хун-6» только 13 августа 1971 г. – спутник фоторазведки США зафиксировал бомбардировщик на аэродроме в рамках учений. К марту 1972 г. разведка США имела данные о наличии 32 бомбардировщиков «Хун-6» в ВВС НОАК и 19 самолетов на разных стадиях строительства. В 90-е гг. прошлого столетия американские аналитики полагали, что у ВВС НОАК на вооружении находится около 150 таких самолетов. Вместе с тем, на начало XXI века их оставалось не более 120 машин.

Модификация «Хун-6К»

По данным китайских источников, современная модификация бомбардировщика «Хун-6» имеет обозначение «Хун-6К» (условное обозначение «Бог Войны»). Она имеет следующие основные отличия от всех предыдущих версий.

Модификация «Хун-6К»
Модификация «Хун-6К»

В носовой части бомбардировщика (перед кабиной пилотов) установлена РЛС дальнего обнаружения и управления огнем. Под кабиной пилотов размещена оптико-электронная станция разведки и наведения. В ее состав входят: телевизионная камера высокого разрешения, инфракрасная видео и фотокамера, лазерный дальномер и лазерный прицел.

Последние два компонента необходимы для наведения корректируемых авиационных бомб и ракет класса «воздух–земля», оснащенных лазерными головками самонаведения (ГСН) и двухканальными системами передачи данных «самолет–боеприпас».

 Эта модификация китайского бомбардировщика использует российские турбовентиляторные двигатели Д-30КП-2 мощностью 12 тыс. кгс/см.кв., для которых были изменены форма и размеры воздухозаборников (увеличено вертикальное и поперечное сечение).

Двигатели «WS-18» и «WS-20»
Двигатели «WS-18» (слева) и «WS-20» (справа)

Известно, что на базе российской силовой установки китайские специалисты разработали два двигателя под обозначением «WS-18» и «WS-20». Первый является полным аналогом Д-30КП-2 и предназначен для установки на бомбардировщики серии «Хун-6». Второй создали для военно-транспортного самолета «Юнь-20», который является альтернативой российским Ил-76МД. Указанные двигатели прошли комплекс испытаний (наземные стендовые испытания, модернизацию, испытательные полеты) продолжительностью 80 суток в 2015 и 2016 гг. соответственно.

Военно-транспортный самолет «Юнь-20»
Военно-транспортный самолет «Юнь-20»

Внутренние бомбовые отсеки были перепроектированы китайскими специалистами для размещения топливных баков и дополнительных радиоэлектронных систем. Общая масса топлива достигает 40 тонн. Всё вооружение китайский бомбардировщик переносит исключительно на внешних точках подвески (ВТП).

В хвостовой части самолета убрана спаренная автоматическая пушка. Вместо нее смонтирована аппаратура постановки помех, которая защищает самолет от обстрела. За счет замены гидравлической системы управления механизацией на электрическую и установки более современных радиоэлектронных систем конструкторам удалось уменьшить количество членов экипажа с шести до четырех человек.

В конструкцию планера на 30% внедрены композитные материалы. Все проведенные конструктивные мероприятия позволили увеличить дальность полета без дозаправки до 5000 км. При этом, радиус боевого патрулирования с максимальной боевой нагрузкой 12 тонн увеличился с 1800 до 3000 км (по другим данным до 3540 км).

Следует отметить, что согласно требованиям боевого устава ВВС НОАК для выполнения полета с максимальным боевым радиусом расход топлива не должен превышать 32 тонны. Это означает, что неснижаемый остаток топлива составляет 8 тонн, что должно повысить скорость подготовки самолета к повторному вылету. 

Модификация «Хун-6КН»

Для нужд авиационных соединений бомбардировочной авиации ВМС НОАК спроектирован китайский бомбардировщик под обозначением «Хун-6КН» («Морской бог»). Он отличается увеличенным до 8 количеством ВТП и возможностью применения крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) «Длинный меч-10К» (штатное обозначение AKD-20). Максимальная дальность пуска ракеты – 1600 км (по другим данным от 1500 до 2500 км).

 Крылатая ракета воздушного базирования AKD-20
Крылатая ракета воздушного базирования AKD-20

Дополнительно, для поражения наземных стационарных сооружений может применяться ракета класса «воздух–земля» KD-88. Данный боеприпас оснащен инерциальным, телевизионным и инфракрасным каналами наведения и двухканальной системой связи, позволяющей передавать изображение цели на самолет-носитель.

Подвеска ракет KD-88
Подвеска ракет KD-88

В состав авиационных средств поражения (АСП) входят также сверхзвуковые двухрежимные противокорабельные ракеты (ПКР) «Инцзи-12» и «Инцзи-100» с дальностью пуска 400 и 770 км соответственно. Известно, что в номенклатуру АСП включена дозвуковая ПКР «Инцзи-63» (штатное обозначение K/AKD-63) и ее модернизированная версия «Инцзи-63В» (K/AKD-63В).

ПКР K/AKD-63
ПКР K/AKD-63

 Указанные дальности пуска позволяют «Хун-6КН» оставаться вне зоны действия систем ПВО ВМС США. Кроме того, по оценкам американских экспертов, зенитная управляемая ракета «Стандрат-2» не гарантирует перехват ПКР «Инцзи-12 и 100».

В настоящее время китайские специалисты разрабатывают КРВБ «Длинный меч-30» (по классификации НАТО CH-AS-X-13), которая будет входить в номенклатуру АСП перспективного малозаметного стратегического бомбардировщика «Хун-20» и обладать максимальной дальностью пуска 3000 км. При этом масса боевой части останется прежней, как и у «Длинного меча-10К», т.е. 550 кг.

КРВБ CH-AS-X-13
КРВБ CH-AS-X-13

Разработана также КРВБ «Длинный меч-20» с ядерной головной частью.

Китайские специалисты признают, что две крайние ВТП предназначены не для размещения авиационных средств поражения, а для установки контейнерных систем радиоэлектронной борьбы повышенной мощности под обозначением KG600/800.

Новейшая модификация «Хун-6N»

На авиастроительном предприятии в г. Сиань в 2017 г. выведен на испытания первый образец китайского бомбардировщика «Хун-6N». В отличие от других модификаций самолет впервые оснащен прямой штангой дозаправки, а также имеет современные системы навигации и наведения.

Система дозаправки в воздухе позволит выполнять полеты с максимальным боевым радиусом в 5898 км. В результате, за счет восполнения в полете 40 тонн керосина дальность действия такого бомбардировщика возрастет на 2398 км из расчета расхода топлива двигателей Д-30КП-2.

Вместе с тем,  самолетами-заправщиками для «Хун-6N» могут быть только три воздушных танкера Ил-78МД. Модель создана на базе российских транспортных самолетов Ил-76 и украинских систем дозаправки УПАЗ-1М.

Аппаратура навигации самолета включает приемники сигналов систем глобального позиционирования Beidou, GPS и ГЛОНАСС. В совокупности с современной системой наведения бомбардировщик «Хун-6N» позволит применять смешанные виды вооружения: авиационные бомбы массой 250, 500, 1000 кг, а также ПКР или КРВБ. Известно, что на одной ВТП может быть размещено до шести бомб массой 500 кг.

Нравится наш контент. Подпишитеcь на новые публикации сайта "ИнВоен Info"!

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы принимаете соглашение об обработке персональных данных.

Китайский бомбардировщик – предназначение

С учетом указанной выше номенклатуры авиационных средств поражения бомбардировщик «Хун-6К» и его перспективные модификации  «Хун-6КН и N» могут применяться для выполнения следующих боевых задач:

  • нанесение дальних ударов по базам ПВО, РЛС дальнего обнаружения, узлам связи;  
  • борьба с надводными кораблями противника;
  • нанесение ядерных ударов малой мощности.

Только при условии завоевания полного господства в воздухе такие самолеты могут использоваться для бомбардировок классических целей: аэродромов, командных пунктов, мостов, транспортных развязок, районов дислокации подразделений СВ вероятного противника.

По оценкам Национального центра аэрокосмической разведки США, рассматриваемые бомбардировщики являются одним из ключевых элементов стратегии КНР по «региональному блокированию» – плана «Великая морская стена».

Перспективный бомбардировщик «Хун-20»

В настоящее время конструкторы Сианьского авиастроительного предприятия осуществляют разработку первого стратегического сверхзвукового малозаметного бомбардировщика под условным обозначением «Хун-20» (цифра 20 – указывает на максимальную скорость 2.0 МАХа).

Перспективный бомбардировщик «Хун-20»
Перспективный бомбардировщик «Хун-20»

Как полагают обозреватели китайских специализированных изданий, стоимость «Хун-20» составит 2–2,4 млрд. юаней, что равноценно стоимости 20 истребителей «Цзянь-20».

По замыслу китайских конструкторов, «Хун-20» будет иметь форму «сложное летающее крыло» и по внешнему виду походить на сочетание американского стратегического малозаметного бомбардировщика В-2А и палубного БПЛА Х-47В. Вероятно, для обеспечения большей устойчивости в горизонтальном полете крылья «Хун-20» оснастят гибкими законцовками (винглетами).

Следует отметить, что при проектировании нового самолета китайские специалисты опираются на данные об американском бомбардировщике В-2, полученные как из открытых источников, так и от спецслужб КНР.

Известно, что в 2010 г. в США был арестован один из техников авиабазы Минитмэн, индус по национальности. Согласно публикациям, арестованный передавал доступную ему информацию (чертежи внутренних отсеков В-2) китайским разведчикам. По решению суда срок его заключения – 32 года.

Благодаря подобным источникам, китайским специалистам известно, что покрытие В-2 позволяет поглощать излучение РЛС, работающих в Х-диапазоне. Кроме того, по результатам сравнительного моделирования и компьютерных расчетов установлено, что:

  • наземная стационарная РЛС с АФАР четвертого поколения способна обнаружить В-2 на дальности от 30  до 50 км;
  • самолет ДРДиН типа «Кунцзин-2000» способен классифицировать В-2 на дальности 19 км;
  • РЛС управления огнем истребителя поколения 3++ или ЗРК «увидит» В-2 на дальности 11 км;
  • радиолокационная ГСН УР класса «воздух-воздух» захватит такую цель только на дальности 3 км.

ТТХ и оснащение

Согласно техническому заданию, самолет должен обладать максимальной дальностью полета без дозаправки 10–12 тыс. км. Его максимальный радиус боевого патрулирования составит 5–6 тыс. км. При наличии устройства для дозаправки в воздухе оба показателя могут быть увеличены на 2 тыс. км.

Максимальная взлетная масса такого самолета определена в 200 тонн. Из них 45 тонн приходятся на полезную нагрузку: 25 тонн авиационное топливо и до 20 тонн ракетно-бомбовая нагрузка, распределенная между тремя отсеками. Так, в центральном отсеке на револьверном пусковом устройстве намечено разместить восемь перспективных КРВБ «Длинный меч-30» или малозаметные КР GB-6A. В двух бортовых отсеках – по две или три сверхзвуковых ПКР.

Малозаметная крылатая ракета GB-6A
Малозаметная крылатая ракета GB-6A

Конструкторам предстоит выбрать между двумя моделями силовых установок WS-18 или WS-20, которые будут серьезно форсированы для обеспечения полета на скорости 2,0 МАХа.    

Перспективный китайский бомбардировщик планируется оснастить РЛС с синтезированной апертурой. При этом, ожидается, что ее ТТХ  превзойдут возможности станции AN/APQ-181, устанавливаемой на американский стратегический бомбардировщик В-2.

О Хун-20


По материалам китайских специализированных военно-технических изданий.

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *