“Еврофайтер” – вооружение и тактика применения

Сегодня самолет четвертого поколения “Еврофайтер Тайфун” (Eurofighter Typhoon, подробнее о самолете) стоит на вооружении пяти стран Европы и двух государств Ближнего Востока. Начиная с первой серийной поставки (транша) в 2004 г., концерном Eurofighter Jagdflugzeug GmbH к середине 2018 г. реализовано три транша и передано заказчикам 543 машины. Еще 623 самолета этой модели в планах производства.

По своим возможностям и вооружению “Еврофайтер” относится к многоцелевым самолетам. Авиационные средства поражения (АСП) включают: пушку, оружие класса “воздух-воздух” (ВВ) и “воздух-поверхность” (ВП).

“Еврофайтер” и его “Маузер”

“Еврофайтер” оснащен одноствольной пятикамерной револьверной пушкой Mauser BK-27 калибра 27×145 мм. Для перезаряжания автоматика пушки использует энергию пороховых газов. Оружие весит 100 кг без боеприпасов и установлено в основании правого крыла. Заявленная скорострельность – 1700 выстрелов в минуту. Скорость  снаряда у дульного среза достигает 1025 м/с. Всего за полсекунды пушка выпускает 4 кг снарядов. Эффективная дальность стрельбы достигает 1600 м.

Револьверная авиационная 27 мм пушка "Маузер"
Револьверная авиационная 27 мм пушка “Маузер”

Боезапас самолета составляет 150 выстрелов различного типа. Для поражения воздушных целей применяются снаряды повышенной мощности (HE), частично с самоуничтожением (HE-SD). Для наземных целей используются бронебойные выстрелы. Снаряд весит около 260 грамм.

Подача боеприпасов происходит в закрытой системе. При подготовке оружия выстрелы достаточно поместить в контейнер без предварительного подключения. Это сильно сокращает время на перезарядку оружия. Стрелянные гильзы также собираются в специальный контейнер.

Внешняя подвеска

Конструкция “Еврофайтера” имеет 13 точек внешней подвески: по четыре  под крыльями и пять под фюзеляжем. Общая масса нагрузки до 7500 кг. В качестве таковой, как правило, выступают АСП и сбрасываемые топливные баки (ТБ).

"Еврофайтер". Схема узлов внешней подвески
“Еврофайтер”. Схема узлов внешней подвески

Баки различаются формой и емкостью: 1500 или 1000 литров. Первые подвешивают при дозвуковом режиме полета, вторые – на сверхзвуке. Применение дополнительных ТБ увеличивает дальность полета на 25%.

Центральная подвеска под фюзеляжем используется только для перевозки топлива. Четыре других подвески выполнены полузатопленными и предназначены для ракет большой дальности класса “ВВ”. Размещение на них оружия почти не сказывается на общей заметности самолета и сопротивлении воздуха.

Две внешние направляющие на крыльях предназначены только для ракет “ВВ” малой дальности. Оставшиеся подкрыльевые пилоны, при необходимости, позволяют поддерживать  обмен данными между закрепленным оружием и самолетом.

“Воздух-поверхность”

Сегодня основу этого класса вооружения “Еврофайтера” составляют боеприпасы свободного падения. В перспективе планируется интеграция крылатых ракет (КР).

Максимальная нагрузка на внешних подвесках засекречена. Однако, поскольку две внутренние подвески под крылом могут нести КР Taurus и Storm-Shadow, минимальная грузоподъемность самолета – 1500 кг.

"Еврофайтер" с бомбами GBU, модулем Litening III и ТБ
“Еврофайтер” с бомбами GBU, модулем Litening III и ТБ

Внешние подвески на крыльях позволяют нести авиабомбы калибром от 250 до 500 кг. Как правило, это планирующие GBU-10/16/48 с лазерным наведением.

Для лазерной подсветки цели ВВС Великобритании, Германии и Испании используют оборудование Litening III. Аппаратура крепится к центральной точке под фюзеляжем (вместо ТБ).

“Воздух-воздух”

Максимально на “Еврофайтер” крепят 12 управляемых ракет (УР) класса “ВВ”. Помимо старых “Сайдвиндер” с дальностью пуска 18 км доступны новые модели ASRAAM и IRIS-T.

УР ASRAAM
УР ASRAAM

Ракета ASRAAM разработана для поражения противника на подлете, до начала маневренного боя. Дальность пуска до 25 км. Однако из-за низкой маневренности ракета в основном применяется в передней полусфере.

УР IRIS-T
УР IRIS-T

При той же дальности IRIS-T, напротив, спроектирована, как очень маневренная ракета для уничтожения целей перед и позади самолета-носителя. Подобное качество называется способностью полной сферы. Наряду с авиацией противника сенсоры IRIS-T позволяют сбивать вражеские ракеты “ВВ” и “земля-воздух”, выступая в качестве активного элемента системы самообороны “Еврофайтера”.

“Тайфун” и “Метеор”

Для поражения целей на дальности 50-70 км “Еврофайтер Тайфун” оснащается УР AMRAAM AIM-120A/B/C. В настоящее время прорабатывается интеграция истребителя с УР “Метеор” (Meteor) от компании MBDA. Ракета имеет прямоточный двигатель и дальность полета до 100 км. Система наведения “Метеор” снабжена функцией “малой вероятности перехвата”.

УР "Метеор" от компании MBDA
УР “Метеор” от компании MBDA

Особенностью применения УР является возможность ее сетевой интеграции с другими летательными аппаратами. Так, если самолет A пустит “Метеор” по цели B, то во время полета самолет C может перенаправить его на цель D. В результате после пуска ракеты носитель может более не поддерживать сенсорного контакта с целью. Ракета сможет непрерывно получать новые данные о цели от других платформ.

Cамолет системы "АВАКС" E-3 "Сентри"
Cамолет системы “АВАКС” E-3 “Сентри”

Подобная схема управление оружием возможна через систему “АВАКС” НАТО, которая значительно увеличивает дальность обнаружения противника. В частности, самолет системы E-3 “Сентри” с РЛС RISP способен обнаружить цель с радиолокационным сечением 0,5 кв.м на расстоянии не менее 550 км.

Подобная тактика применения УР “Метеор” позволяет самолетам, находящимся в зоне действия “АВАКС”, сразу же после пуска ракет покинуть оперативный район и избежать атаки противника.


По материалам wikiwand.com

Читайте по теме:

Истребитель ВВС Германии «Еврофайтер Тайфун» – общая характеристика.

Истребитель «Еврофайтер Тайфун» – комплекс авионики.

Управляемые авиационные бомбы GBU-48 для ВВС Германии.

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *