Российский ВПК в СВО

Российский ВПК в СВО: зарубежная оценка

Понимание того, что российско-украинская война перешла в затяжную фазу и что командование ВС России приняло стратегию войны на истощение, возможности российского военно-промышленного комплекса (ВПК) стали одним из центральных вопросов, позволяющих оценить ход и перспективы вооруженного конфликта. Отсутствие четкого понимания того, что, в каких объемах и как долго может производить российский ВПК, вызвало стратегическую неопределенность на самом высоком уровне на Западе.

Материалы статьи содержат исключительно авторские оценки и не отражают позицию редакции ИВi
.

Прежде всего, важно подчеркнуть, что большая часть ключевой информации, касающейся российского ВПК, всегда была строго засекречена. Хотя некоторые данные были общедоступны до 2014 года, подавляющее большинство информации оставалось конфиденциальным со времен СССР. Это относится, например, к так называемому «мобилизационному промышленному потенциалу» ВПК (законсервированным заводам, производственным линиям и другим резервам).

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

С 2014 года, когда отношения между РФ и Западом стали более напряженными, Россия постепенно начала засекречивать все более конфиденциальную информацию. Например, в 2016 году российские заводы перестали публиковать ежегодные финансовые данные. Доля засекреченных государственных расходов в Федеральном бюджете растет с 2014 года, достигнув 21,7% в 2016 году и 22,6% к 2023 году. По прогнозу РБК, этот показатель может вырасти до 26,8% (9,8 трлн. руб.) в 2024 году.

ОБТ Т-90М на выставке «Армия-2023». Оснащен защитой над башней, тепловой и визуальной маскировкой «Накидка» и рядом элементов динамической брони «Контакт-1».
ОБТ Т-90М на выставке «Армия-2023». Оснащен защитой над башней, тепловой и визуальной маскировкой «Накидка» и рядом элементов динамической брони «Контакт-1».

Кроме того, в феврале 2023 года Государственная Дума Российской Федерации приняла закон, разрешающий приостанавливать публикацию любой статистической информации. До этого, в апреле 2022 года, Федеральная таможенная служба РФ приостановила публикацию статистики экспорта-импорта. С тех пор значительная доля статистической информации, такой как данные о промышленном производстве, экспортно–импортных операциях и демографии, была признана российскими официальными лицами конфиденциальной, что привело к ее приостановке, задержке выпуска или публикации в обобщенном виде. Самый последний случай произошел в июле 2024 года, когда Центральный банк России решил приостановить публикацию ежедневной статистики по внебиржевому валютному рынку. Причиной этой меры, как сообщает ТАСС, было «ограничение давления санкций».

Те же ограничения распространяются на любые официальные заявления, опубликованные предприятиями военно-промышленного комплекса или высокопоставленными должностными лицами.

Другими словами, внешние наблюдатели, независимо от их лояльности или политической позиции в отношении конфликта, действуют во все более непрозрачной и почти непроницаемой среде. Это неудивительно, учитывая, что Россия является страной, находящейся в состоянии войны. Однако крайне важно учитывать масштаб и интенсивность усилий, которые российские власти прилагают к информационной безопасности, что приводит к нехватке информации, доступной для анализа.

Оцениваем цифры российского ВПК

Поскольку характер российско-украинского конфликта перерос в войну на истощение, ведущую роль в которой играет ствольная и реактивная артиллерия, способность российского ВПК производить артиллерийские снаряды и ракеты стала предметом серьезной озабоченности аналитиков и разведывательных служб. Кроме того, он служит важным показателем для оценки возможностей российского ВПК.

Большинство оценок основаны на имеющихся довоенных данных, с дальнейшими расчетами, основанными на официальных заявлениях российского военного и политического руководства. Некоторые из этих оценок предполагают, что в период с 2014 по 2022 год объем производства боеприпасов для ствольной и реактивной артиллерии неуклонно рос, достигнув 733 260 снарядов и 15 727 ракет (всего 748 987) в 2021 году.

Сообщалось, что по состоянию на 1 января 2013 года в ВС России имелся избыток в размере 3,7 млн. тонн боеприпасов всех типов, из них 2,6 млн. тонн исправных и 1,1 млн. тонн боеприпасов, требующих ремонта.

САУ 2С35 «Коалиция» образца 2020 года. Отметим доплеровские радары, установленные по обе стороны от орудия, которые используются для измерения скорости каждого выпущенного снаряда с целью корректировки огня.
САУ 2С35 «Коалиция» образца 2020 года. Отметим доплеровские радары, установленные по обе стороны от орудия, которые используются для измерения скорости каждого выпущенного снаряда с целью корректировки огня.

Хотя невозможно разбить эти цифры по типам боеприпасов, можно оценить приблизительное количество имеющихся артиллерийских боеприпасов, используя 152-мм снаряды в качестве эталона.

Учитывая, что вес стандартного артиллерийского снаряда калибра 152 мм составляет 43 кг, а гильзы с полным зарядом — 15,4 кг, что в сумме составляет около 60 кг, один миллион тонн боеприпасов будет эквивалентен примерно 16,6 млн. артиллерийских выстрелов калибра 152 мм. Основываясь на этих расчетах, можно сделать вывод, что в 2013 году ВС России имели избыток по меньшей мере в 43,3 млн. исправных артиллерийских снарядов плюс еще 18,3 млн. единиц, требующих ремонта.

Довоенный потенциал по ремонту вышедших из строя боеприпасов в 2020 году оценивался в 300 тыс. шт. в год. Другими словами, ВС России потребуется 61 год для ремонта всех имеющихся в ее арсеналах артиллерийских снарядов, при условии, что не будет оказано дополнительной помощи со стороны промышленности.

Даже учитывая, что этим данным 10 лет и они могут быть неточными, разумно предположить, что в начале российско-украинского конфликта в 2022 году у России был избыток в десятки миллионов боеприпасов для ствольной и реактивной артиллерии, и объемы ее производства уже увеличивались.

Эти оценки, основанные на общедоступных данных, вероятно, составляют основу многих официальных заявлений и оценок относительно возможностей российского ВПК.

Например, в июле 2023 года адмирал Энтони Радакин, выступая перед Financial Times, предположил, что в 2022 году Россия «выпустила 10 млн. артиллерийских снарядов, но в лучшем случае может производить 1 млн. снарядов в год. Она потеряла 2500 танков и в лучшем случае может производить 200 [новых] танков в год [! ИВi: Ниже автор даст свой комментарий по этому заявлению]».

В феврале 2024 года RUSI подтвердила цифру на 2022 год и оценила мощности по производству боеприпасов на 2023 год в 1,3 млн. 152-мм снарядов и 800 тыс. 122-мм снарядов (всего 2,1 млн.). Интересно, что авторы ссылались на Министерство обороны России (МО) и ВПК в качестве источников этих данных. Однако на протяжении всей войны ни Министерство обороны, ни какие-либо представители ВПК не публиковали никаких заявлений, не говоря уже о каких-либо промышленных требованиях, содержащих конкретные цифры относительно военного производства.

За докладом RUSI последовал другой, опубликованный Службой внешней разведки Эстонии. Авторы доклада предположили, что российская военная промышленность увеличила производство и модернизацию артиллерийских снарядов с 400 тыс. в 2021 году до 3-4 млн. выстрелов в 2023 году, при этом общий объем производства на 2024 год прогнозируется на уровне 4,5 млн. боеприпасов.

Наконец, в конце мая 2024 года Sky News прогнозировал, что российский ВПК произведет и обновит 4,5 млн. артиллерийских снарядов, ссылаясь на исследование артиллерийских снарядов, проведенное консалтинговой фирмой Bain & Company.

Таблица 1: Оценки производства боеприпасов в России (в год)

Источник20202021202220232024
Оценочно300 тыс.    
Eurasia Daily Monitor, Jamestown.com 748 987   
Адм. Э.Радакин  1 млн.  
RUSI  1 млн. 152 мм2,1 млн.122 и 152 мм 
СВР Эстонии 400 тыс. (пр-во и ремонт)600 тыс. (пр-во)3-4 млн.(пр-во и ремонт)4,5 млн.
Sky News, Bain & Company    4,5 млн. (пр-во и ремонт)
Система дистанционного минирования ИСДМ «Земледелие»
Система дистанционного минирования ИСДМ «Земледелие»

Какие выводы можно сделать из этих цифр и оценок?

Во-первых, очевидна устойчивая тенденция к росту производства артиллерийских боеприпасов, на что указывают заявления государственных органов, должностных лиц и экспертных групп. Несмотря на значительные расхождения в оценочных показателях, наблюдатели в целом согласны с тем, что объем производства растет, и оценочные показатели примерно удваиваются каждый год.

Во-вторых, несмотря на множество негативных прогнозов, сделанных в 2022 и начале 2023 года относительно санкций, подрывающих способность России производить оружие, страна вступила в третий год крупномасштабной войны с растущими объемами производства и растущей армией. Возможно, сектор боеприпасов не является единичным примером промышленного роста, но может служить показателем более широких возможностей всего военно-промышленного комплекса России.

В-третьих, также разумно предположить, что стратегия истощения стала преднамеренным выбором после крайне неспокойных наступательных действий России в 2022 году и начале 2023 года и в определенной степени отражает тип войны, к которому готовились российская экономика и промышленность. Что касается последнего пункта, то российские усилия по защите от санкций и импортозамещению, наблюдаемые с 2014 года, вероятно, были направлены не на то, чтобы способствовать длительной войне высокой интенсивности, а скорее на то, чтобы выдержать санкции в случае серьезных политических разногласий с Западом, что действительно произошло в 2022 году. Однако и то, и другое облегчило России ведение длительной войны в качестве сопутствующей выгоды, хотя в дополнение к предыдущим мерам потребовалось множество дополнительных мер.

Механизмы, приводящие в движение военную машину России

Российская военная промышленность обладает тремя важнейшими преимуществами, которые укрепляют военные усилия России: обширными резервами, централизованным управлением и способностью устанавливать стратегические приоритеты для военного производства. Некоторые из этих преимуществ существовали веками, в то время как другие являются результатом действий, предпринятых российским военным и политическим руководством до и во время войны на Украине.

Скрытые резервы

Российская оружейная промышленность уже была на подъеме к 2022 году, при этом в этот сектор направлялся все больший поток государственных инвестиций. К сентябрю 2022 года российский ВПК начал постепенный переход на «особый режим» работы, который, среди прочих мер, включал сверхурочную работу, трехсменное производство в некоторых секторах, более длительные смены, а также перенос или отмену выходных и отпусков.

Одно из наиболее важных решений, направленных на увеличение объемов производства российского ВПК, было принято в октябре 2023 года, когда российское правительство разрешило военной промышленности использовать все доступные ресурсы, включая так называемые «мобилизационные мощности» отрасли. Другими словами, российскому ВПК было разрешено использовать ранее законсервированные промышленные мощности, такие как производственные мощности, излишки сырья, производственные линии и т.д.

Эти меры были дополнительно подкреплены привлечением и наймом значительного количества рабочей силы. В феврале 2024 года Президент России Владимир Путин заявил, что «за последние восемнадцать месяцев национальная оборонная промышленность создала более 520 тыс. новых рабочих мест», имея в виду период со 2 августа 2022 года по 2 февраля 2024 года.

Разведывательные БПЛА «Орлан-30» на выставке «Армия-2023».  «Орланы» были и продолжают оставаться основой российского парка БПЛА воздушной разведки благодаря своей простой конструкции и низким производственным затратам.
Разведывательные БПЛА «Орлан-30» на выставке «Армия-2023».  «Орланы» были и продолжают оставаться основой российского парка БПЛА воздушной разведки благодаря своей простой конструкции и низким производственным затратам.

Задействовав эти резервы, российский ВПК, вероятно, сэкономил время и добился численных и финансовых преимуществ перед оружейной промышленностью Европы и США, которые, согласно некоторым источникам, все еще сталкиваются с трудностями в увеличении своих производственных мощностей.

Важно отметить, что привлечение этих резервов было бы неэффективным без подготовительных работ, начатых до войны и проводившихся параллельно с продолжающейся модернизацией и расширением военной промышленности.

Централизация и контроль

Централизация и государственный контроль над военной промышленностью, а также другими стратегическими отраслями промышленности, вероятно, стали определяющими чертами российского ВПК со времен Российской империи и получили дальнейшее развитие в советский период. После распада СССР и перехода от социалистической экономики многие предприятия российского ВПК перешли в частную собственность. Однако за последние 20 лет государство постепенно восстановило контроль над большинством стратегических предприятий военного назначения.

С начала конфликта на Украине руководство российского ВПК пошло по пути еще большей централизации. Создаются промышленные кластеры с четко определенными специализациями, такими как двигатели, бронетехника, боеприпасы и артиллерийские системы. Такая структура позволяет более эффективно распределять ресурсы, а также целенаправленно разрабатывать и производить основные военные технологии и оборудование.

БМП-2М, оснащенная комплектом повышения живучести, на мероприятии «Армия-2023» под Москвой. До 2022 года российская армия закупала эти комплекты в ограниченном количестве. Однако к 2024 году комплекты защиты, включающие стальные и ламельные броневые экраны, средства РЭБ, защиту от ударов сверху и систему камуфляжа «Накидка», стали гораздо более распространенными на различных российских машинах, включая БМП–2, БМП-3 и БМД–4.
БМП-2М, оснащенная комплектом повышения живучести, на мероприятии «Армия-2023» под Москвой. До 2022 года российская армия закупала эти комплекты в ограниченном количестве. Однако к 2024 году комплекты защиты, включающие стальные и ламельные броневые экраны, средства РЭБ, защиту от ударов сверху и систему камуфляжа «Накидка», стали гораздо более распространенными на различных российских машинах, включая БМП–2, БМП-3 и БМД–4.

Среди недавних примеров – передача 14 заводов по производству боеприпасов и специальной химии под управление корпорации «Ростех». Постановление подписано в январе 2023 года премьер-министром Российской Федерации Михаилом Мишустиным. В апреле 2023 года «Ростех» объявил о планах передачи некоторых активов Уралвагонзавода (завод № 9, ЦНИИ «Буревестник» и «Уралтрансмаш») концерну «Техмаш» с целью объединения производителей артиллерийских систем и боеприпасов для этих систем под одной крышей.

Основной целью этих мер – повышение управляемости и управления ресурсами для роста эффективности всей военно-промышленной системы. Имеющаяся информация свидетельствует о том, что по крайней мере некоторые из этих мер дали положительные результаты.

Цифры, представленные главнокомандующим ВС Украины (ВСУ) генерал-полковником Александром Сырским в июле 2024 года и МО России в декабре 2023 года, могут быть спорными. Однако, как и в случае с производством артиллерийских боеприпасов, о котором говорилось ранее, тенденция к росту очевидна. По словам А.Сырского: «С 2022 года количество российских танков ‘удвоилось’ – с 1700 до 3500. Количество артиллерийских систем утроилось, а количество бронетранспортеров увеличилось с 4500 до 8900». Цифры А.Сырского обобщены в таблице 2 вместе с цифрами, сообщенными ТАСС.

Таблица 2: Основные поставки военной техники

ПлатформаОценка ВС РФ,
 2022 [Сырский]
Новое / реконструирован-е пр-во 2023
 [ТАСС, МО РФ]
Оценка ВС РФ,
 2024 [Сырский]
Танки1 700Более 1 5003 500
Различные боевые бронированные машины (ББМ)4 500Более 2 2008 900
Транспортные средства (небронированные)н/д10 600н/д 
Транспортные средства (бронированные)н/дБолее 1 400н/д
БПЛАн/дБолее 22 000*н/д
Артиллериян/дБолее 1 400«утроенный»
Примечания:
 * Не включает коммерческие готовые беспилотники (COTS), изготовленные частными предприятиями, волонтерами и переданные в дар армии. Эти цифры, вероятно, значительно увеличат общее количество поставленных товаров.

Несмотря на то, что большая часть поставленного российского оборудования состояла из старых моделей, изъятых со складов и позже отремонтированных, численный рост по-прежнему весьма впечатляет. Кроме того, эти цифры свидетельствуют о том, что многие наблюдатели, вероятно, завысили оценочные потери российского оборудования, в то время как производственные возможности российского ВПК, напротив, оказались занижены. Дополнительным фактором, который может объяснить некоторые из вышеупомянутых расхождений, является недооценка того, сколько поврежденного и брошенного оборудования было восстановлено и возвращено в эксплуатацию. Поскольку отдельные танки и БТР обычно не отслеживаются, поврежденные/брошенные машины, которые были возвращены в эксплуатацию, а затем впоследствии повреждены/уничтожены позже, вероятно, привели бы к феномену «двойного учета», тем самым искусственно завышая цифры потерь.

Определение приоритетов

Стратегическая расстановка приоритетов обеспечила быстрое удовлетворение наиболее важных потребностей. Яркие примеры можно найти среди программ создания новых ствольных и реактивных артиллерийских систем. В октябре 2023 года «Ростех» сообщил о завершении государственных испытаний новейшей самоходной гаубицы (САУ) 2С35 «Коалиция-СВ». В декабре 2023 года генеральный директор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов объявил о начале серийного производства «Коалиции-СВ» малыми темпами. Затем, в конце декабря 2023 или январе 2024 года, первая производственная партия была передана армии. Важно отметить, что на данный момент ничего не известно о судьбе колесной версии 2С35-1 «Коалиция СВ-КШ».

Аналогичный прогресс наблюдается с другими артиллерийскими системами и системами специального назначения, такими как 120-мм самоходный миномет 2С40 «Флокс», 82-мм самоходный миномет 2С41 «Дрок», 122-мм система дистанционной постановки мин ИСДМ «Земледелие», 220-мм термобарическая реактивная система залпового огня (РСЗО) ТОС-2 «Тосочка» и 152-мм СОА 2С43 «Малва».

САО «Малва» на испытательном полигоне в 2023 году
САО «Малва» на испытательном полигоне в 2023 году

В последнем случае очевидны ускоренные сроки. Первые концептуальные чертежи были представлены общественности в октябре 2019 года, а затем прототип машины публично продемонстрирован в июле 2020 года. В июле 2023 года «Малва» завершила государственные испытания. В октябре 2023 года «Ростех» поставил в армию первую производственную партию, и, похоже, ее первое боевое применение состоялось в ноябре 2023 года. Кадры боевых действий «Малва» на Украине были выпущены в июне 2024 года, а 25 июня 2024 года была поставлена вторая партия серийно выпускаемых 2С43 «Малва».

Более того, модернизация, похоже, находится в стадии разработки. В августе 2023 года «Ростех» объявил о разработке новой версии САО «Малва» с увеличенной дальностью стрельбы, а также артиллерийских боеприпасов новой дальности, в том числе управляемых. В апреле 2024 года Бекхан Оздоев, промышленный директор по системам вооружения Госкорпорации «Ростех», объявил, что новая версия термобарической РСЗО ТОС-3 «Дракон» уже находится в разработке и что опытный образец уже доставлен. Затем этот прототип был публично продемонстрирован 3 июня 2024 года на мероприятии, посвященном 45-летию формирования 1-й гвардейской мобильной бригады ядерной, биологической и химической защиты.

Эти факты раскрывают систему, стоящую за многими решениями, определяющими процесс расстановки приоритетов:

Во-первых, после того, как армия определит насущные потребности, ВПК предложит системы на основе серийно производимых компонентов, которые имеют общие черты с уже находящимися на вооружении системами. Например, «Малва» использует ту же 152-мм пушку 2A64/L47, что и САУ «Мста-СМ2». Это позволяет оптимизировать разработку и испытания, при этом системы будут запущены в серийное производство в течение 4-7 месяцев вместо 5-8 лет.

В некоторых случаях, когда более дешевая система недоступна или необходимы критические возможности, армия выбирает современную, технически сложную и более дорогую систему, такую как «Коалиция-СВ». Однако в подавляющем большинстве случаев Министерство обороны делает выбор в пользу более простых и дешевых систем, которые доступны для массового производства в ускоренные сроки. Еще одним примером является выбор МО России в пользу модернизации семейств Т-72 / Т-80 / Т-90 до стандартов Т-72Б3М / Т-80БВМ / Т-90М, а не более современной конструкции Т-14 «Армата».

Во-вторых, такой подход позволяет производить большее количество единиц быстрее и с меньшими затратами, чем при использовании более сложного оборудования с низкой распространенностью. В некоторой степени это помогает промышленности избежать неудач, которые неизбежны при внедрении новых продуктов в массовое производство.

Бронемашина 3-СТС «Ахмат» производства «Ремдизел» на Международном военно-техническом форуме «Армия-2022». Разработанный в течение нескольких месяцев в 2022 году, БМ 3-СТС была поставлена к маю-июню 2022 года. 3-СТС базируется на компонентах серийного производства, что, по данным «Ремдизеля», упрощает производство в 7-10 раз по сравнению с автомобилями семейства «Тайфун».
Бронемашина 3-СТС «Ахмат» производства «Ремдизел» на Международном военно-техническом форуме «Армия-2022». Разработанный в течение нескольких месяцев в 2022 году, БМ 3-СТС была поставлена к маю-июню 2022 года. 3-СТС базируется на компонентах серийного производства, что, по данным «Ремдизеля», упрощает производство в 7-10 раз по сравнению с автомобилями семейства «Тайфун».

Кроме того, промышленность может быстро реагировать на обратную связь и новые требования армии, оптимизируя непрерывную модернизацию. В некоторых случаях, к тому времени, когда Министерство обороны получит первую производственную партию, ВПК уже инициировал научно-исследовательские проекты по системам вооружения следующего поколения, как это видно на примере улучшенных «Малва» и TOС-3 «Дракон».

Наконец, ключевое преимущество для армии заключается в том, что в довольно короткие сроки она получает более знакомые системы, которые относительно просты в обслуживании и интегрируются в существующую организационную структуру и требуют относительно небольших усилий по обучению или переподготовке личного состава.

Планирование длительной войны

Меры, предпринятые российским военно-политическим руководством (ВПР) в период с 2014 по 2022 год, позволяют предположить, что затяжной конфликт, вероятно, был одним из сценариев, рассматривавшихся российским ВПР еще в начале 2010-х годов. Начиная с 2014 года было запущено множество подготовительных мероприятий, направленных на снижение подверженности экономики и промышленности внешним потрясениям, включая техническое перевооружение военной промышленности, политические соглашения с союзными или нейтральными странами, наряду с экономическими мерами, направленными на повышение устойчивости.

Эти меры, наряду с дополнительными, принятыми с 2022 года, позволили стране эффективно противостоять западным санкциям и обеспечить относительную стабильность экономики. Другие меры способствовали продолжению международной торговли и импорта (в том числе путем контрабандных операций через подставные компании в третьих странах) технологий и материалов, необходимых для российской военной промышленности. Детали этих мер выходят далеко за рамки данного текста. Однако на данный момент российская экономика доказала свою устойчивость, находчивость, относительно самодостаточность и способность генерировать достаточные ресурсы для поддержания более 2,5 лет ведения войны высокой интенсивности в условиях жестких санкций.

Каково состояние российского ВПК в 2024 году?

Во-первых, очевидно, что Россия имеет относительное преимущество в массовом производстве критически важных материальных средств по сравнению со скоростью, с которой Украина может их получать (будь то за счет внутреннего производства или поставок из стран-союзников), при этом российское производство постоянно растет.

Во-вторых, Россия, похоже, не испытывает трудностей в производстве и развертывании по крайней мере некоторых типов передовых систем и технологий. Одним из ярких примеров является российская индустрия беспилотных летательных аппаратов. До февраля 2022 года этот показатель был очень небольшим, однако с тех пор производство БПЛА резко возросло, особенно в конце 2022 года и на протяжении всего 2023 года, и остается высоким по сей день.

Барражирующие боеприпасы ZALA Kуб-БЛА (слева) и «Ланцет» Изделие-51 (в центре), а также разведывательный беспилотник Supercam S350 (справа) представлены на выставке «Армия 2023». До 2022 года российские ББ существовали в основном в виде прототипов, но быстро развивались и распространялись во время конфликта.
Барражирующие боеприпасы ZALA Kуб-БЛА (слева) и «Ланцет» Изделие-51 (в центре), а также разведывательный беспилотник Supercam S350 (справа) представлены на выставке «Армия 2023». До 2022 года российские ББ существовали в основном в виде прототипов, но быстро развивались и распространялись во время конфликта.

Точные данные о производстве недоступны для общественности, и их по-прежнему очень трудно оценить. Однако, учитывая дополнительный объем промышленных мощностей (как мобилизованных, так и вновь созданных), развернутых в период с конца 2023 года по первую половину 2024 года, уровень выпуска продукции, вероятно, выше, чем ожидалось до войны или в 2022-23 годах.

Стоит отметить, что современный российский ВПК был построен на остатках советской военной промышленности, которая была спроектирована для работы под давлением и производства огромных объемов оборудования в условиях затяжного конфликта с НАТО. Хотя многое из этого либо не использовалось, либо было забыто, либо утрачено в 1990-х и начале 2000-х годов, в 2010-х годах произошла значительная рекапитализация этого спящего потенциала. Хотя показатели производства в ключевых секторах, таких как производство танков новой сборки, все еще намного ниже советского уровня, тем не менее, это по-прежнему оставляет Россию с довольно высоким объемом производства по многим ключевым системам по сравнению со многими другими странами. Это относительное преимущество перед Украиной наиболее очевидно было использовано благодаря принятию Россией стратегии ведения войны на Украине на истощение.

Однако перед российским ВПК стоит множество проблем, таких как нехватка квалифицированных рабочих, недостатки в некоторых областях высокотехнологичного военного производства, нарушение цепочек поставок и другие. Сможет ли российская военная промышленность преодолеть их, еще предстоит выяснить.


По материалам журнала European Security & Defence

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *