Настоящая публикация – продолжение статьи профессора Лодзинского университета доктора Роберта ЧУЛДА (Robert Czulda). В первой части автор рассмотрел задачи и возможности ВМС стран Балтии, а также некоторые перспективы развития ВМС Эстонии. Данный отрывок также начинается с планов командования «Меревяги».

Помимо технологических изменений, Эстония также инициировала организационные преобразования. В январе 2023 года пройдет объединение военно-морских подразделений оборонного ведомства (Merevägi) и Департамента полиции и погранохраны (Politseija Piirivalveamet, PBGB). Как следствие, будут объединены два отдельных оперативных центра: гражданский Центр морского наблюдения и военный Центр морских операций. Это крупнейшая государственная реформа на ближайшую перспективу. Основная цель состоит в том, чтобы улучшить ситуационную осведомленность Эстонии, снизить риск дублирования и повысить национальную готовность. Морские спасательные операции останутся в ведении PBGB, в то время как морская ситуационная осведомленность, наблюдение за морской границей и контроль за загрязнением окружающей среды вместе с соответствующими судами передадут «Меревяги».

Корабль погранохраны Эстонии PVL-101 KINDRAL KURVITS
Корабль погранохраны Эстонии PVL-101 KINDRAL KURVITS

Помимо новых задач, «Меревяги» получит доступ к основным судам PBGB, в частности, к 64-метровому PVL-101 KINDRAL KURVITS (в эксплуатации с 2012 года) и 24-метровому VALVE (2008 год) для очистки от загрязнений; а также 30-метровому патрульному катеру PVL-103 PIKKER (1996 год) и гибридно-двигательному PVL-203 RAJU (2018 год). Две последние упомянутые единицы могут выполнять несколько задач, таких как поиск и спасение, борьба с загрязнением, пожарные и гидрографические миссии. PBGB, по-прежнему, получит право использовать некоторые корабли «Меревяги» для поддержки собственных операций.

Катер PVL-203 RAJU с гибридным двигателем
Катер PVL-203 RAJU с гибридным двигателем

Планы будущих приобретений относительно ограничены, хотя текущее нападение России на Украину может расширить нынешнюю позицию. Еще в октябре 2021 г. министр обороны Эстонии Калле ЛААНЕТ (Kalle LAANET) намекнул, что Таллин хочет повысить свой потенциал национальной обороны, в том числе в военно-морской сфере. В том же месяце эстонский Центр оборонных инвестиций (Estonian Centre for Defence Investment,  ECDI) подписал контракт с Proteus Advanced Systems, совместным предприятием, состоящим из Israel Aerospace Industries (IAI) и ST Engineering Land Systems, на оснащение Силы обороны Эстонии противокорабельными ракетными комплексами BLUE SPEAR (5G SSM) с максимальной дальностью стрельбы 290 км. Позднее, в декабре того же года, Эстония получила первую партию морских мин, доставленных из Финляндии.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Выяснилось также, что в Эстонии есть пилотный проект по строительству беспилотных судов. Никаких подробностей пока не сообщается, за исключением намерения спустить на воду первый корабль в 2026 году. Это стремление кажется реалистичным, поскольку Эстония уже имеет значительный опыт в области беспилотных решений. Помимо Milrem Robotics – лидера международного консорциума с задачей разработать стандартизированный европейский iMUGS (Integrated Modular Unmanned Ground System) – Эстония уже спроектировала NYMO – гражданский, автономный корабль, который был разработан Таллинским технологическим университетом. Прототип запустили в 2019 году

Экспериментальное автономное судно NYMO
Экспериментальное автономное судно NYMO

ВМС Латвии

Латвия имеет вторую по протяженности прибрежную зону среди стран Балтии (чуть менее 500 км). Бывший норвежский минный заградитель (тип VIDAR) A-53 VIRSAITIS (на вооружении с 2003 года) и бывшее голландское (тип BUYSKES) гидрографическое судно A-90 VARONIS (на вооружении с 2004 года) являются двумя основными единицами ВМС Латвии (Latvijas Jūras spēki).

Минный заградитель A-53 VIRSAITIS ВМС Латвии
Минный заградитель A-53 VIRSAITIS ВМС Латвии

В период с 2011 по 2014 год компания Jūras spēki ввела в эксплуатацию пять патрульных кораблей SWATH проекта SKRUNDA – два были построены в Германии (P-05 SKRUNDA и P-06 CĒSIS) и три в Латвии (P-07 VIESĪTE, P-08 JELGAVA и P-09 RĒZEKNE). Дальнейшее расширение возможностей произошло в октябре 2018 года, когда подразделения Jūras spēki получили гиростабилизированную электронно-оптическую/инфракрасную (EO/IR) систему наблюдения iSea-30HD производства Controp Precision Technologies.

Патрульный корабль P-05 SKRUNDA
Патрульный корабль P-05 SKRUNDA

Три из пяти бывших голландских тральщиков типа TRIPARTITE (M-04 IMANTA, M-05 VIESTURS, M-06 TĀLIVALDIS, M-07 VISVALDIS и M-08 RŪSIŅŠ), все введенные в эксплуатацию в период с 2007 по 2011 годы, пройдут капитальный ремонт к 2025 году. Один из двух оставшихся будет выведен из состава ВМС. В сентябре 2020 года французская ECA Group получила контракт стоимостью 20 млн. евро на модернизацию трех кораблей. На смену устаревшим корпусным гидролокаторам придет комплексная беспилотная система поиска и обезвреживания мин (Unmanned Mine Countermeasures Integrated System, UMIS). В составе системы подводные необитаемые аппараты типа AUV A18-M (с гидролокатором синтетической апертуры UMISAS) для обнаружения мин и подводные роботы типов SEASCAN MK2 и K-STER C для идентификации и разминирования.

Эти модернизации рассматриваются ВМС Латвии в качестве временного решения перед тем, как на рубеже 2030-х годах флот пополнится новыми кораблями. Не исключено, что тогда Латвия закупит корабли совместно с Литвой. Более того, ВМС Латвии недавно указали на возможность закупки береговой противокорабельной системы.

ВМС Литвы

Береговая линия Литвы составляет всего 100 км. Неудивительно, что по сравнению с другими странами Балтии её ВМС (Lietuvos Karinės jūrų pajėgos) относительно невелики. В настоящее время крупных планов по закупкам нет – единственный ожидаемый тендер на новый поисково-спасательный корабль (в качестве замены бывшего советского PGL ŠAKIAI) остается приостановленным. Как и для других флотов стран Балтии, обеспечение эффективного противоминного потенциала является приоритетом. В настоящее время на вооружении находятся два бывших британских MCMV, а именно: M53 SKALVIS и M54 KURŠIS. Оба корабля класса HUNT Королевского флота приняты в эксплуатацию в 2011 году. Ожидается, что третий корабль будет введен в состав флота в 2023 году.

Тральщик M53 SKALVIS ВМС Литвы
Тральщик M53 SKALVIS ВМС Литвы

Ранее в 2006 году Литва приобрела бывший норвежский многоцелевой корабль типа VIDAR (N42 JOTVINGIS), который теперь используется в качестве корабля управления/снабжения. Другие важные активы включают четыре бывших датских патрульных корабля проекта FLYVEFISKEN – P11 ŽEMAITIS, P12 DZŪKAS, P14 AUKŠTAITIS и P15 SĖLIS – переданных между 2008 и 2016 годами. В ближайшее время модернизация этих кораблей не планируется.

Материалы статьи содержат исключительно авторские оценки и не отражают позицию редакции ИВi
.


По материалам журнала Maritime Defence Monitor

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *