Управляемые торпеды, или мини подлодки Второй мировой войны

Сегодня управляемые торпеды являются одним из основных видов морского оружия. Между тем, их первые образцы появились еще в конце Первой мировой войны. Только в тот период управление осуществлялось экипажем в составе одного-двух человек. По этой причине их правильнее причислять либо к пилотируемым торпедам, либо к мини подлодкам. Применение же подобного оружия в большей степени носило диверсионный характер. 

Управляемые торпеды Италии

Управляемую торпеду итальянцы начали разрабатывать в 1930-х гг. В отличие от своих предшественниц времен Первой мировой новая версии была пригодна к погружению и получила обозначение SLC (siluro al lenta corsa, рус. – медленная торпеда). Конструкция оказалась сложной в управлении и мало маневренной, по этой причине итальянские инженеры также прозвали её “Майяле” (maiale, рус. – свинья). По факту, речь шла о пилотируемом подводном аппарате (мини подлодке), предназначенном для внезапной атаки и подрыва вражеских кораблей, стоящих на якоре.

Управляемая торпеда (мини подлодка) SLC
Управляемая торпеда (мини подлодка) SLC

Особенности конструкции и боевого применения

Управляемая торпеда с экипажем из двух человек спускалась с обычной подводной лодки. Затем в полупогруженном положении “Майале” шла в направление вражеской гавани.

SLC приводилась в действие электродвигателем мощностью 1,6 л.с. и управлялась рулями направления и глубины, выходившими за габариты торпеды. Единственный приводной винт обеспечивал транспортному средству тихий ход на скорости примерно два узла (около 4 км/ч).

Экипаж “Майале” (его членов еще называли “люди-лягушки”) обеспечивался гидрокостюмами и автономными дыхательными аппаратами. Пилоты сидели на торпеде подобно всадникам. Для прочности сцепления конструкторы предусмотрели по бокам мини подлодки своеобразные “стремена”.

Пилотируемая торпеда SLC. Особенности конструкции
Пилотируемая торпеда SLC. Особенности конструкции

Пилот, сидевший  спереди, осуществлял управление и навигацию. В задачу второго члена экипажа входило преодоление противолодочных заграждений и установка зарядов на корпусе корабля-цели.

Приблизившись к порту, “люди-лягушки” ныряли вместе с транспортным средством. Процесс погружения занимал около семи секунд. При этом пилот выпускал сжатый воздух из двух баллонов.

Для проникновения в гавань прорезали противолодочные защитные сети, после чего доставляли магнитные мины к вражеским кораблям. На своем носу SLC несла съемную магнитную мину. Экипаж крепил заряд на корпусе вражеского корабля и устанавливался детонатор с замедлением на 2,5 часа.

Выполнив миссию, “люди-лягушки” уходили к берегу, где притапливали SLC и пытались оторваться от противника по суше. Ключом к успеху подобных операций была абсолютная секретность.

Для проникновения в гавань прорезали противолодочные защитные сети
Для проникновения в гавань прорезали противолодочные защитные сети

Результаты

Пилотируемая торпеда и её экипаж были крайне уязвимы: их легко могли взять в плен или уничтожить на подходе. По этим причинам за время войны итальянский корпус SLC понес большие потери.

Тем не менее, некоторые операции имели успех. Так, 19 декабря 1941 г. три “Майале” в порту Александрия (Египет) атаковали корабли Королевского флота Великобритании. Хотя англичанам и удалось захватить всех шестерых итальянских диверсантов, но два британских линкора, HMS Valient и HMS Queen Elizabeth, получили  серьезные повреждения и несколько месяцев оставались непригодны для боевого применения.

"Майале" под водой
“Майале” под водой

Под впечатлением этой операции итальянских ВМС британцы, начали разработку собственных управляемых торпед, получивших обозначение Chariot (рус. – колесница). Итальянские SLC исчезли после перемирия в 1943 г.

Итальянская пилотируемая торпеда SLC

Итальянская пилотируемая торпеда SLC
Итальянская пилотируемая торпеда SLC
  • общее количество в этом классе: 42-50 ед.
  • экипаж: 2 чел.
  • длина: 7,3 м
  • вооружение: одна 507-фунтовая мина или две 273-фунтовых мины
  • радиус действия: 15 морских миль
  • максимальная скорость: 2,5 узла

Управляемые торпеды других стран

Британская “колесница” (Chariot )

Британская "колесница" (Chariot )
Британская “колесница” (Chariot )
  • общее количество в этом классе: 240 ед.
  • экипаж: 2 чел.
  • длина: 6,8 м
  • вооружение: одна 600-фунтовая боеголовка Torpex
  • радиус действия: 8-10 морских миль
  • максимальная скорость: 3,5 узла

Хотя конструкция “колесницы” и базировалась на SLC, британская пилотируемая торпеда могла применяться в более холодной воде и на большей глубине, чем её итальянский прототип.

Японская пилотируемая торпеда-камикадзе “Кайтен” (Kaiten)

Японская пилотируемая торпеда-камикадзеKaiten
  • общее количество в этом классе: около 330 ед
  • экипаж: 1 чел. (в кабине)
  • длина: 14,7 м
  • вооружение: одна 3420-фунтовая боеголовка
  • радиус действия: 78 морских миль
  • максимальная скорость: 12 узлов

Проект “Кайтен” считается провальным. Японским камикадзе удалось потопить только три американских корабля. При этом, во время атак погибло более 100 японских пилотов.

“Негер” – мини подлодка кригсмарине

Третий рейх приступил к разработке собственной управляемой торпеды только с 1943 г. Свое имя “Неге’р” она получила от фамилии её конструктора Ричарда МОРА (Richard MOHR. “Мор” – это “мавр”, или “неге’р”, с ударением на второй слог).

Конструкция представляла собой объединение двух наложенных друг на друга торпед. Верхняя имела кабину и использовалась в качестве транспортного средства. Нижняя являлась боевой торпедой, предназначенной для поражения корабля противника. Мореходные качества изделия оставляли желать лучшего. Для маневра на поверхности воды требовалась спокойная погода и не сильное течение.

Перегрузка "Негер" с пилотом в кабине. 1944 г.
Перегрузка “Негер” с пилотом в кабине. 1944 г.

В отличие от итальянской “Майяле” немецкий вариант имел только одного члена экипажа и не предназначался для погружения. Купол из оргстекла возвышался над поверхностью воды. Маленький размер “Негера” делал его трудно обнаруживаемым для радара и сонара, но относительно легко заметным для невооруженного глаза. По этой причине торпеда, главным образом, использовалась ночью. Однако, блики, возникавшие на куполе из-за преломления света и подсветки приборов в кабине, также не гарантировали полной безопасности.

Пилотирование управляемой торпеды было чрезвычайно опасно. Их пилотов называли “командой смертников” (Himmelfahrtskommando). Первое применение в Средиземном море принесло разочарование – ни одна из пилотируемых торпед не приблизилась к выбранным целям для доставки своего смертоносного груза.

"Негер" на ходу
“Негер” на ходу

Более успешными оказались миссии в Атлантике. Применение управляемых торпед позволило вывести из строя и даже потопить несколько кораблей союзников, принимавших участие в операции “Оверлорд” (“D-Day”) у побережья Нормандии. Современные немецкие историки, оценивая боевую эффективность пилотируемых торпед и сравнивая её с опасностью для пилотов, приходят к отрицательному результату.

Немецкая управляемая торпеда “Негер” (Neger)

Механик закрывает колпак кабины “Негер” перед спуском на воду
  • общее количество в этом классе: около 200 ед.
  • экипаж: 1 чел. (в кабине)
  • длина: 7,6 м
  • вооружение: одна торпеда G7T3b
  • радиус действия: 48 морских миль
  • максимальная скорость: 4 узла

По материалам военно-исторического журнала “Clausewitz”. Рисунки ресурса: https://navy-chf.livejournal.com/3048073.html

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *