Новый фрегат ВМС США

Новый фрегат для ВМС США  

ВМС США планируют в 2020 г. разместить заказ и приобрести новый фрегат УРО.

С момента выбраковки в 2015 г. последнего корабля проекта “Оливер Хазард Перри” (Oliver Hazard Perry) ВМС США впервые с 1943 г. больше не имеют в своем составе фрегатов. Первоначально предполагалось, что их задачи возьмут на себя боевые корабли прибрежной зоны (Littoral Combat Ships, LCS), но эта концепция оказалась недостаточной. В результате ВМС прекратят закупку обоих типов кораблей LCS “Фридом” (Freedom) и “Индепенденс” (Independence) уже после 32 корабля, а не после 52, как планировалось ранее. Взамен намечено закупить 20 традиционных фрегатов.

Фрегат проекта "Оливер Х. Перри"
Фрегат проекта “Оливер Х. Перри”

С одной стороны, это решение принято из-за недостатков концепции LCS, а с другой – в связи со сменой приоритетов в концепции войны на море. Изменение обстановки в области безопасности повысило значимость войны в открытом море и обосновало запрос на новый фрегат.

Предположение, что будущая война будет проходить в прибрежных водах,  замедлило развитие эффективного оружия большой дальности. Вместе с тем, вооружение кораблей класса LCS оказалось недостаточным для полной замены традиционных фрегатов. Кроме того, они не имеют возможности восстанавливаться и оставаться в бою после поражения противником. Фрегат же, напротив, способен противодействовать вражеским ракетам и в состоянии продолжать бой даже после поражения противником.

Корабль LCS типа "Фридом"
Корабль LCS типа “Фридом”

Новый фрегат – многофункциональный боевой корабль

Планируется, что разработанный как многофункциональный корабль новый фрегат сможет действовать как в открытом океане, так и в прибрежных водах. Он примет на себя выполнение многочисленных задач, которые в настоящее время вынужденно возлагаются на эсминцы. Разгрузка эсминцев обеспечит более эффективное использование больших и более дорогих кораблей и снизит темпы износа флота.

Фрегат должен эффективно поражать морские цели, вести борьбу с подводными лодками (ПЛ), обладать повышенными возможностями ведения оборонительной и наступательной электронной войны (Electromagnetic Maneuver Warfare, EMW), организовывать ПВО в масштабах соединения.

В случае войны фрегаты будут сопровождать войска и транспорты снабжения, а также смогут интегрироваться в боевые соединения. Этот класс кораблей возьмет на себя самостоятельное выполнение отдельных задач в море. Кроме того, в будущем  фрегаты будут использоваться в нижнем спектре угроз: от обслуживания партнерства и подготовки дружественных ВМС, до борьбы с пиратством и обеспечения эмбарго.

Эсминец ВМС США входит в Черное море
Эсминец ВМС США входит в Черное море

Вероятные боевые возможности

Планируется, что новый фрегат получит следующие характеристики и системы вооружения:

  • максимальная скорость не менее 26 узлов;
  • минимальный захват 16 воздушных целей зенитными ракетами SM-2 и EMMS (оптимально 32 цели);
  • управляемое оружие большой дальности (загоризонтальное) для поражения морских целей, а также наличие ракетной системы SeeRAM для поражения морских целей на короткой дистанции;
  • гидроакустические станции (ГАС) AN/SLQ-61 и AN/SQS-62 и система боевого управления AN/SQQ-89F для противолодочной войны;
  • контроль воздушного и надводного пространства с помощью РЛС с фазированной антенной решеткой.

Сообщается, что в качестве системы боевого управления уже выбрана COMBAT-21 (COMponent Based Total Ship System21 centry). Она является эшелонированным вариантом системы “Иджис” (AEGIS), но для малых кораблей. Для обороны соединения и самозащиты новый фрегат должен иметь систему ПВО семейств “Стандарт” (Standart) и ESSM  (Evolved SeaSparrow Missile), систему защиты “Нулка” (Nulka), а также оборонительную систему РЭБ AN/SLQ-32(v)6 в модификации SEWIP Blok 2 (Surface Electronik Warfare Improvement Program).

ПУ системы ПВО "Стандарт"
ПУ системы ПВО “Стандарт”

Фрегат получит возможность обмена данными с другими кораблями для скоординированного поражения целей противника (Cooperative Engagement Capability, CEC). В комплект оснащения фрегата войдут БПЛА, надводный и подводный необитаемые аппараты. Это позволит увеличить дальность обнаружения и поражения противника управляемым оружием, а также гарантирует лучшее противодействие его средствам разведки.

Размеры и водоизмещение не заданы. Однако, предполагается, что эти характеристики должны обеспечить требуемый профиль возможностей и, вероятно, будут не меньше, чем у кораблей LCS.

Поскольку новый фрегат оснащается тяжелым вооружением – он потребует большой экипаж. В результате скалькулированные эксплуатационные расходы оцениваются, как высокие. Командование ВМС США исходит из цены закупки между 800 и 950 млн. долларов США за корабль (включая бортовые системы управления, сенсоры и вооружение). По оценкам экспертов, такая цена почти на 50% выше нынешнего корабля класса LCS, но в половину меньше стоимости одного эсминца.

Система самозащиты "Нулка"
Система самозащиты “Нулка”

Варианты предложений

Заказ заинтересованным претендентам на детальную разработку концепции ВМС выдали 16 февраля 2018 г. В течение года заявления от зарубежных производителей получили одобрение. Одновременно, в качестве обязательного условия заказчик поставил требование о строительстве кораблей исключительно на территории США.

Американская судостроительная компания Huntington Ingalls Industries (HII) предлагает вооруженный вариант большого патрульного корабля (National Security Cutter, NSC). Проект разработан для береговой охраны США и пригоден для действий в открытом море. Дальность плавания, размеры и водоизмещение соответствуют требованиям, предъявляемым к новому фрегату. Однако, вооружение минимально в сравнении с военными кораблями. Компания HII в 2017 г. уже представляла “патрульный фрегат” (“Patrol Frigate”), обозначенный разработчиками концепции NSC, как базовый.

Базовый корабль проекта Patrol Frigate
Базовый корабль проекта Patrol Frigate

Вероятная дальность плавания проекта составит до 8 тыс. морских миль, максимальная скорость – 28 узлов. Проект включает 16 вертикальных пусковых установок (ПУ) для ракет SM-2 и ESSM, восемь ракет “Гарпун” и торпеды ASROC-ASW. Корабль получит три торпедных аппарата и 76 мм палубное орудие.

Предприятия Marinette Marine (США) и Fincantieri (Италия) предлагают адаптированный к потребностям США проект многоцелевого европейского фрегата франко-итальянского производства “Фремм” (Fregata Europea Multimissione, FREMM). Европейский фрегат имеет сниженный радиолокационный профиль, 16 вертикальных ПУ и может нести дополнительно противокорабельные ракеты.

Фрегат проекта "Фремм"
Фрегат проекта “Фремм”

Компания General Dynamics Bath Iron Works (GD/BIW, США) совместно с Navantia-Izar (Испания) работают над вариантом испанского фрегата F-100. В отличие от других претендентов “выходная модель” уже оснащена системой боевого управления “Иджис”. Высокие надстройки оптимальны для управления РЛС большой дальности. Проект F100 имеет 48 вертикальных ПУ, но для американской версии, вероятно, их сократят до 32.

Компания Lockheed Martin демонстрирует модифицированный проект корабли типа “Фридом”. Первоначально этот вариант проектировался на экспорт. Согласно концепт-эскизу, конструкция получит новые надстройки, что позволит управлять РЛС с фазированной антенной решеткой. Рядом с вертолетным ангаром или на баке возможно размещение 16 вертикальных ПУ.

Сообщается, что на разработку на основе “Фридом” решилась Саудовская Аравия. Ее целью является новый фрегат, предназначенный для решения задач ПВО („Multi Mission Combatant“). Саудовский вариант имеет восемь вертикальных ПУ.

Компания Austal USA предлагает тяжеловооруженный вариант на базе проекта “Индепенденс”. Данный проект единственный разработан как тримаран. Вертикальные ПУ и ракеты “Гарпун”  располагаются в средней корабельной надстройке, а также на баке.

Корабль типа "Индепенденс"
Корабль типа “Индепенденс”

Совместный проект F 125 от Atlas USA и Thyssenkrupp Marine Systems,  единственный, считавшийся ранее перспективной кандидатурой, в конкурсе не участвует. Поскольку ВМС США не обосновывают свое решение публично, предполагается, что причиной послужил каталог недостатков этого проекта, составленный ВМС Германии в конце 2017 г.

Предварительные оценки

Согласно публикациям, все кандидаты предлагают варианты уже находившиеся в оперативном использовании типы кораблей. Это соответствует установке ВМС США, вернуться в этой программе к “подтвердившим свою пригодность и испытанным технологиям”. В данном контексте “испытанные” означает, что технологии уже использовались или объявлены готовыми к применению.

Ожидается, что такой подход позволит держать затраты, время и риски проекта в разумных пределах. В любом случае, каждая из “базовых моделей” пройдет необходимую адаптацию к специальным требованиям американских ВМС. Конечное решение по контракту состоится через два года. До тех пор останется возможным доводить конструкцию и несколько раз переработать предполагаемые слабые места.

Европейские предложения

По оценкам специалистов, по состоянию на середину 2018 г. требованиям ВМС в наибольшей степени соответствуют проекты “Фремм” и F100.

Первый фрегат типа “Фремм” передан в состав ВМС Франции в 2012 г. С тех пор в эксплуатации находятся 13 кораблей. Типовой корабль проекта F100 “Альваро де Базан”  пополнил флот Испании в 2002 г. На его базе разработаны и построены норвежский фрегат “Нансен” (Nansen) и проект эсминца ВМС Австралии “Хобарт” (Hobart).

Предварительно, оба европейских предложения связаны с наименьшим техническим риском, что могло бы положительно отразиться на временном графике. Вместе с тем, на шансы испанского корабля негативно влияют задержки при разработке и доставке австралийского типа “Хобарт”. Против “Альваро де Базан” говорит его нынешняя цена (около 1,2 млрд .долл. за корабль), которая взрывает установленные рамки американской программы фрегатов.

F100 "Альваро де Базан"
F100 “Альваро де Базан”

Американские заявки

По мнению экспертов, перспективы обоих вариантов класса LCS напротив постоянно сужаются. В апреля 2018 г. ВМС объявили, что все запланированные на этот год выходы по программе LCS с высокой вероятностью будут вычеркнуты. Это следствие технических недоделок.

Проблемы ожидания, а также новая направленность боевой подготовки замедляют приведение экипажей в боевую готовность. Корпус скептиков LCS как внутри, так и вокруг Пентагона достаточно велик. Многие ставят вопрос, нужно ли устанавливать новый фрегат на базу корабля того типа, программа закупок которого резко сокращена из-за недостаточной эффективности и технических дефектов.

План закупок и дополнительные предложения.

Инициированная в феврале 2018 г. фаза разработки концепции имеет продолжительность 16 месяцев. Пять уполномоченных фирм подадут свои законченные проекты летом 2019 г. Затем ВМС США оценят и обсудят исходящие из предложенных проектов оперативные возможности, технические риски и затраты.

В четвертом квартале 2019 финансового года (июль – сентябрь) последует объявление формального конкурса (Request for Proposals, RfP, рус.- запрос предложений) для заключение контракта на постройку фрегатов.

Из числа заявивших о себе претендентов в 2020 г. одна компания получит подряд на детальное проектирование и строительство (Detailed Design & Construction, DD&C). Ожидается, что заявления подадут все нынешние кандидаты.

Фрегат проекта F 125
Фрегат проекта F 125

Примечательно, что фирмы, которые в текущем году не получили приглашения в программу, исходя из принципа “полной и открытой конкуренции” (“full and open competition”), все же смогут рассчитывать на окончательный DD&C контракт. Таким образом консорциумы подобные Atlas USA и Thyssenkrupp получают второй шанс. При этом, командование ВМС США сохраняет нейтралитет относительно шансов какой-либо отдельной компании.

Новый фрегат в типовом исполнении, согласно расчетам, поступит в 2025 г. Весь транш из 20 кораблей должен войти в строй до 2035 г. Возможность последующих поставок дополнительных кораблей на текущий момент не определена.


По материалам журнала “MarineForum”

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *