Оборудование для глубоководных работ на борту HOS DOMINATOR

Корабли передового базирования ССО США

Военно-морские силы США поддерживают несколько кораблей, используемых как оперативные носители и плавбазы сил специальных операций (Special Operations Forces, SOF). Корабли позволяют в короткие сроки осуществлять переброски сил в глобальном масштабе и проводить специальные операции без сотрудничества с принимающими странами. Благодаря применению бортовых вертолетов, возможна поддержка подразделений ССО США, действующих на значительном удалении от побережья.

Катер ССО США на фоне USS "Ponce"
Катер ССО США на фоне USS “Ponce”

Корабли данной категории могут оставаться за пределами горизонта видимости со стороны побережья. Силуэты (за исключением USS “Ponce”) не выдают их военного предназначения. Корабли способны обеспечивать долгосрочное присутствие и сравнительную защищенность от атак места дислокации крупных соединений ССО (например, в рамках систематической борьбы с террором или местными партизанскими формированиями). В случае оказания помощи при гуманитарных катастрофах на их основе возможно развертывание центра управления и базы операции.

Корабль ВМС США “Ponce”

Десантный транспорт-док “Понсе” (USS “Ponce”, LPD-15, тип “Остин”) планировался к выводу из состава ВМС. Однако, был переоснащен и в 2012 г. повторно принят на вооружение в качестве плавучей базы снабжения передового базирования (Afloat Forward Staging BASE, AFSB-15).

Переоборудование обошлось в сумму около 60 млн. долл. США. В качестве передовой базы “Ponce” подчинен Командованию морских перевозок (Military Sealift Command, MSC) ВМС США. Основной экипаж численностью 210 чел. на три четверти состоит из гражданских лиц.

Корабль ВМС США “Ponce”

Модификация позволила увеличить летную палубу. Теперь корабль может одновременно принимать до четырех вертолетов-тральщиков MH-53 минно-тральных сил ВМС или большее количество вертолетов ССО США. В оснащение добавлено размещение десантно-штурмовых лодок, кранов для их спуска на воду и подъема на борт, а также имущества подразделений обслуживающих вооружение оперативных сил.

В качестве плавучей передовой оперативной базы в настоящее время “Ponce” проходит службу в Персидском заливе. Здесь он выступает в роли многоцелевого транспорта снабжения и “корабля-матки” для подразделений “морских котиков” (SEAL), катеров специального назначения (Special Boat Teams), сил минной войны, патрульных катеров и разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Дополнительно использовать корабль в качестве места сосредоточения могли бы  силы быстрого реагирования (до аэромобильного или амфибийного батальона) и группа боевых вертолетов. По мнению западных военных специалистов, четкий военный силуэт корабля исключает любую “секретность” действий с его борта. Хотя корабль пригоден для глобальных перебросок войск, с момента принятия в состав ВМС в качестве AFSB он постоянно находится в Персидском заливе.

Универсальное судно “Ocean Trader”

Командование морских перевозок ВМС США в ноябре 2013 г. согласовало с компанией Maersk лизинговый договор относительно торгового судна типа ro/ro “Оушн Трейдер” (M/V “Ocean Trader”). Ранее судно регистрировалось под именем M/V “Cragside”.

Судно изначально разработано как транспортное средство с открытой нижней палубой. Длина составляет 193 м, водоизмещение – 33 тыс. тонн. Построенное в 2011 г. торговое судно переоборудовано в 2014 г. согласно новым военным задачам. Общая стоимость работ составила 73 млн. долл. США. Модернизация проводилось на судостроительном заводе BAE Systems в г. Мобайл (Mobile), штат Алабама.

Торговое судно типа ro/ro "Ocean Trader"
Торговое судно типа ro/ro “Ocean Trader”

В конструкцию “Ocean Trader” добавлены: система военной связи, несколько закрытых хранилищ с оружием, помещение для подготовки водолазов, цистерны для авиационного топлива (емкостью 600 тыс. литров), медицинский отсек. Последний пригоден для использования в качестве полевой операционной.

Официально “Ocean Trader” классифицируется, как судно для выполнения задач морской поддержки. Дальность плавания – 8 тыс. морских миль. С целью кризисной переброски судно способно к непрерывному пятидневному переходу с минимальной скоростью 20 узлов.

Оперативные особенности

В целях маскировки “Ocean Trader” продолжает квалифицироваться, как торговое судно. Это гарантирует скрытность перебросок и обеспечения ССО. На территории США над  судном поднимается флаг Маршалловых островов. Портом приписки является г. Норфолк (Norfolk), штат Вирджиния (Virginia).

Наряду с гражданскими членами экипажа на борту возможно длительное размещение 50 военнослужащих ССО США, включая вооружение и боеприпасы. При необходимости корабль может дополнительно принять 157 военнослужащих. Отмечается, что даже при полной загрузке персоналом гарантированная автономность плавания составляет 45 суток. Дополнительное обеспечение с кораблей и вертолетов позволяет продлить время пребывания в море еще на 45 суток.

Летная палуба пригодна для посадки конвертопланов MV-22 Osprey, а также вертолетов, включая MH-53 и MH-47. Ангар позволяет размещать и проводить техническое обслуживание двух вертолетов MH-60 или одного MH-53. С судна могут также действовать боевые вертолеты и БПЛА.

В рамках реконструкции на обоих бортах оборудованы четыре люка. Люки и  кормовая рампа позволяют одновременно спускаться на воду и приниматься на борт четыре скоростных лодки с жестким надувным корпусом (rigid-hulled inflatable boat, RHIB). В общей сложности возможно размещение и управление восемью лодками типа RHIB (длина 12,5 м), а также несколькими лодками меньшего размера и гидроциклами. На судне предусмотрены точки крепления для бортового вооружения, которое   устанавливается в зависимости от складывающейся оперативной обстановки.

Суда обеспечения действий подводных сил и ССО США

Согласно публикациям, Командование морских перевозок ВМС США периодически задействует группу из девяти гражданских судов (Submarines and Special Warfare Support Ships), предназначенных для поддержки специальных сил и подводных лодок. Внешне корабли похожи на небольшие каботажные суда и при необходимости фрахтуются командованием для выполнения специальных задач в интересах ВМС США. В мирное время в состав Командования морских перевозок эти суда не входят.

HOS BlackPowder
HOS BlackPowder

Сообщается, что из девяти кораблей четыре имеют идентичную конструкцию, а пять – уникальны. Самое маленькое судно M/V “Malama” имеет длину 34 м, ширину 6,75 м и водоизмещение 65 тонн. Самые длинные – корабли серии USNS “Black Powder” (длина 77 м). Наибольшее водоизмещение имеет M/V “HOS Dominator”(3 655 тонн).

HOS Dominator
HOS Dominator

Экипажи численностью от 10 до 12 чел. набраны из гражданских лиц. Возможности кораблей позволяют принимать около 30 чел. личного состава ССО США со снаряжением или перевозить соответствующий объем фрахта. Некоторые корабли предназначены для оказания помощи аварийным подводным лодкам. Основная задача остальных – транспортировка и обеспечение отрядов ССО в прибрежных водах отдаленных архипелагов.

Оборудование для глубоководных работ на борту HOS DOMINATOR
Оборудование для глубоководных работ на борту HOS DOMINATOR

Сравнительно малые корабли могут подходить к берегу и заходить в устье рек. Вариантом их использования является управление конвоями в водах, находящихся под угрозой атак пиратов. В таком случае на борт принимают скоростные десантно-штурмовые лодки и подразделения ССО США.

Экспедиционные морские базы

Командование морских перевозок  ВМС США в настоящее время закупает три корабля класса экспедиционная морская база (Expeditionary Sea Base, ESB). Корабли предназначены для оперативного размещения сил специального назначения (СпН) и других подразделений. На борту предусматривается иметь гражданские экипажи численностью 34 чел.

Первый корабль серии, USNS “Льюис Пуллер” (USNS “Lewis Puller”, ESB-3), уже принят в состав ВМС США в 2015 г. Два других корабля серии находятся на этапе строительства. Согласно публикациям, в конце 2017 г. или начале 2018 г. USNS “Lewis Puller” должен перейти в Персидский залив для замены USS “Ponce”. В свою очередь ESB-4 и ESB-5 предусматривается передать в распоряжение командования США в Европе и на Тихом океане.

Экспедиционная морская база USNS "Lewis Puller"
Экспедиционная морская база USNS “Lewis Puller”

В качестве основы для ESB взят нефтяной танкер типа “Alaska”, построенный национальной судостроительной компанией “Дженерал Дайнемикс – НАССКО” (General Dynamics-NASSCO). В военной конфигурации эти корабли стоимостью 500 млн. долл. США имеют дальность плавания около 9 500 морских миль при постоянной скорости хода 15 узлов. Размеры: длина – 239 м, ширина – 50 м. Полное водоизмещение – 90 тыс. тонн. Осадка с полной загрузкой составляет 10,5 м.

Экспедиционные морские базы являются многоцелевыми кораблями. Однако, в основном они выполнены в качестве оперативной базы и транспорта снабжения для ССО, ударных подразделений корпуса морской пехоты и сил противоминной борьбы. В дополнение к гражданскому экипажу возможно размещение 250 чел.

Летная палуба площадью 4 900 кв.м позволяет разместить одновременно четыре вертолета типа MH-53 или четыре конвертоплана MV-22 Osprey. В ангаре для обслуживания есть место для MH-53. Также с этого типа кораблей могут действовать ударные и транспортные вертолеты сил специального назначения армии США.

Вертолет MH53 и конвертоплан MV-22 Osprey
Вертолет MH53 и конвертоплан MV-22 Osprey

На открытой нижней палубе размещаются и могут с нее действовать семь лодок типа RHIB и четыре необитаемых подводных аппарата  для поиска мин модель Harris Mk5. Оборудование корабля также включает защищенная от прослушивания система связи и управления, большие складские помещения и топливные танки, безопасные склады для боеприпасов и снаряжения.

Выводы

Командования специальных операций США (US Special Operations Command – USSOCOM) уже в конце 1980-х гг. использовало в Персидском заливе в качестве подвижных морских баз (Mobile Sea Bases) две большие баржи. С их борта осуществлялось боевое управление операциями ССО США против революционной гвардии Ирана с целью противодействия атакам на нефтяные танкеры.

В рамках антитеррористических действий в Афганистане и Ираке после 2001 и 2003 гг. ССО также частично дислоцировались в море, в Персидском заливе. Оттуда проводились скрытые операции и в других прибрежных государствах, иногда без предварительного согласования с местными органами власти. Такие миссии осуществлялись с борта десантных боевых кораблей.

По оценкам командования ВМС США, в настоящее время спрос на амфибийные суда только растет. В связи с чем, возникает вопрос о готовности ВМС к его покрытию  существующим составом флота. В этой связи предполагается, что корабли класса ESB и подобные “корабли-матки” могут принять на себя часть задач, которые выполняются десантными военными кораблями. Согласно расчетам, это высвободит более мощные (и намного более дорогие) корабли для реализации более сложных задач.

[sendpulse-form id=”2230″]

Видео. Краткий сюжет о начале испытаний экспедиционной морской базы ВМС США.


По материалам журнала “MarineForum”

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Один комментарий

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *