Для ВМС Египта традиционно ведущим партнером в области военно-морских вооружений оставались США. Однако, после отстранения «Братьев-мусульман» от власти отношения сотрудничества ухудшились, и египетское руководство начало искать альтернативы. Закономерно, что за открывшуюся нишу развернулась жесткая конкурентная борьба между европейскими судостроителями.

Одним из первых на египетский рынок вышло германское судостроительное объединение thyssenkrupp Marine Systems (tkMS).  ВМС Египта и tkMS в 2011 году подписали договор на поставку двух подводных лодок (ПЛ) типа 209/1400mod. В 2015 году Каир дал свое согласие на дополнительный опцион из еще двух кораблей.

Передача ВМС Египта ПЛ типа 209/1400mod у пирса в Киле
Передача ВМС Египта ПЛ типа 209/1400mod у пирса в Киле

Первые две лодки построены и поставлены заказчику в декабре 2016 («S41») и августе 2017 года («S42»). Передача первой опционной ПЛ «S43» состоялась 9 апреля 2020 года у пирса tkMS в Киле. В условиях короновирусной инфекции торжественная церемония прошла в узком кругу. Командующий ВМС Египта вице-адмирал Ахмед Халед Хасан Саид (Ahmed Khaled Hassan Said) ограничился благодарственным письмом.

С момента своей закладки 3 мая 2019 года ПЛ прошла полный цикл производства, включая ходовые и сертификационные испытания, за 11 месяцев. В полном объеме программу строительства ПЛ для ВМС Египта планируется завершить в 2021 году.

Известно, что египетские ПЛ типа 209/1400mod являются последней версией наиболее удачного коммерческого проекта 209 бывшей верфи Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH (ныне входит в состав объединения tkMS). В различных модификациях 63 лодки этого типа поставлены 14 странам мира, включая таких соседей Египта, как Греция и Турция.

ПЛ типа 209/1400mod ВМС Египта
ПЛ типа 209/1400mod ВМС Египта

Египетская «S43» представляет собой компактную и надежную ПЛ с длиной корпуса в 62 м и диаметром около 6,2 м. Водоизмещение корабля в надводном положении достигает 1540 тонн, в подводном – 1600 тонн. Экипаж: 30 человек. Вооружение: шесть 533 мм торпедных аппаратов (ТА).

Модель отличается высокой боевой мощью, большой емкостью батарей и низким уровнем шумности. Устанавливаемые модули  миссий позволяют выполнять задачи морской обороны, предотвращения конфликтов, наблюдения и сбора разведданных, а также поддержки сил специальных операций (ССО). Благодаря большому количеству заказов для этого типа ПЛ каждый новый контракт извлекает выгоду из результатов последних исследований и разработок. Проверенные улучшения без задержек находят применение в следующих проектах.

Помимо строительства ПЛ объединение tkMS стремится получить долю египетского рынка надводных кораблей. Так, на рубеже 2018-19 гг. судостроители подписали контракт на поставку ВМС Египта трех фрегатов проекта MEKO A200.

По сообщению немецких источников, в апреле 2019 года правительство Германии одобрило поставку в Египет трех фрегатов на сумму около 2,3 млрд. евро. Детали конструкции нового фрегата пока не сообщались. Вместе с тем, по данным tkMS, тип MEKO A-200 является многоцелевым кораблем общего назначения. Фрегат пригоден к устойчивой работе по всему спектру общих миссий и задач: патрулирование и осуществление эмбарго, поддержка ССО, спасательные и гуманитарные операции.

Фрегат проекта MEKO A200
Фрегат проекта MEKO A200

Корабль имеет длину 121 м, максимальную ширину 16,3 м и осадку 4,4 м. Водоизмещение: около 3700 тонн. Максимальная скорость: более 29 узлов. Экипаж:  120 чел. Возможен дополнительный приём на борт до 50 чел. Корабль оснащен современным артиллерийским вооружением, ПУ противокорабельных (ПКР) и зенитных ракет, ТА. Возможен прием до двух вертолетов и двух БПЛА.

По мнению ряда источников, правительство Германии поддержало договор с Египтом, учитывая, что основными конкурентами в классе фрегатов выступают итальянская компания Fincantieri и французская Naval Group, интересы которой лоббирует непосредственно Эммануэль Макрон.

В феврале 2020 г. французская специализированная периодика со ссылкой на итальянские СМИ сообщила об усилиях Fincantieri продать Египту два фрегата проекта FREMM. В качестве другого варианта рассматривается возможность аренды кораблей, которые изначально строятся для ВМС Италии. В настоящее время итальянский флот эксплуатирует восемь кораблей этого типа, а строительство еще двух завершается. Согласно французским источникам, Рим дал свое согласие на передачу двух кораблей, финансовые детали соглашение находятся на стадии реализации. С большой вероятностью для Египта станут доступны два корабля, еще не введенные в эксплуатацию (F598 «Spartaco Schergat» и F599 «Emilio Bianchi»).

Фрегат типа FREMM ВМС Италии
Фрегат типа FREMM ВМС Италии

Фрегат типа FREMM – это совместный франко-итальянский проект. Франция в 2015 г. передала Египту корабль этой модели (бывшая «Нормандия», теперь «Тахья Миср»). Корабль имеет водоизмещение 6000 т. Развивает скорость 27 узлов. Позволяет принимать один вертолет типа «Кайман». Вооружение: крылатые ракеты,  ПУ ПКР и ЗУР, четыре ТА, артиллерийский комплекс. В составе радиотехнического оснащения многофункциональная РЛС, ГАС в корпусе и на буксире.

Относительно военно-технического сотрудничества между Парижем и Каиром следует отметить, что оно возникло относительно недавно. В августе 2015 г. компания Naval Group передала ВМС Египта уже упомянутый фрегат типа FREMM. Годом позже египетский флот получил два десантных вертолетных корабля-дока типа «Мистраль»: «Гамаль Абдель Насер» (L1010), «Анвар Эль Садат» (L1020). Как известно, изначально эти ДВКД строились по заказу России, но из-за введенных санкций контракт расторгли, а вертолетоносцы перепродали Египту.

УДК "Гамаль Абдель Насер" (L1010) ВМС Египта
УДК «Гамаль Абдель Насер» (L1010) ВМС Египта

Наибольшего успеха Naval Group добилась в 2018 г., договорившись с египетским правительством о создании совместного предприятия в рамках программы Gowind. Официально дочерняя компании «Александрийский военно-морской центр технического обслуживания и промышленности» (Alexandria Naval for Maintenance and Industry, ANMI) предназначена для эксплуатации и технического обслуживания корветов типа Gowind 2500.

Конструкция кораблей этого проекта представляет собой один из двух вариантов многоцелевого корвета, разработанного бывшей французской верфью DCNS. В июне 2014 г. ВМС Египта достигли соглашения с Naval Group (в то время еще DCNS) о контракте на строительство и поставку четырех корветов Gowind 2500, включая соглашение о передаче технологий. Согласно договору, первый корабль планировалось построить во Франции, а три остальных на египетской верфи в Александрии.

Корвет El Fateh, 971, ВМС Египта, проекта Gowind 2500
Корвет El Fateh, 971, ВМС Египта, проекта Gowind 2500

Первый корабль проекта получил имя «Эль Фатех» (El Fateh, корпусной номер 971). Строительство проходило в Лорьяне (Франция). Корабль передали  Египту в 2017 году. Корвет «Порт-Саид» (Port Said, 976) стал вторым в рамках программы Gowind. Он оказался первым, построенным на Александрийской верфи, и, согласно данным верфи, первым военным кораблем, построенным в Египте. Третий корабль «Аль Моез» (Al Moez, 981) спущен со стапелей в Александрии 12 мая 2019 г.

Египетская версия корветов Gowind 2500 имеет длину 102 м, водоизмещение 2400 тонн и оснащена силовой установкой типа CODAD. Экипаж корабля: 65 чел., включая команду вертолета. Корвет оснащен ПУ ЗУР и ПКР, современной артиллерией, двумя 324 мм ТА. Возможен прием среднего вертолета (например, EC 725 Cougar). Гидроакустический комплекс включает одна корпусную и одну  буксируемую ГАС.

В целом можно считать, что европейским судостроителям в некоторой степени с успехом удалось заменить США, как основного поставщика военно-морской техники для ВМС Египта. Исходя из представленных материалов, наиболее прочные позиции на берегах Нила заняла французская Naval Group. Компании удалось организовать совместное франко-египетское предприятие, а также реализовать несколько крупных проектов: поставка вертолетоносцев «Мистраль» и корветов типа Gowind 2500.

Военно-морские проекты, продвигаемые европейскими верфями в Египте, характеризуются высокой боеспособностью и технологичностью, отвечающей современным требованиям. Вместе с тем, совершенно очевидно, что конкурентная борьба за египетские заказы будет только нарастать. Согласно публикациям той же европейской прессы, сегодня всё большее внимание на вооруженные силы Египта обращает Пекин.


По материалам ресурса esut.de

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий