Авианесущие корабли ВМС Китая

Авианесущие корабли ВМС Китая – состояние и перспективы развития

За время строительства авианосца “Ляонин” и формирования первой боеспособной АУГ кораблестроители и командование ВМС Китая получили достаточный технологический и оперативный опыт. Дальнейшее развитие событий показывает, что авианесущие корабли могут стать ведущей ударной силой НОАК в мировом океане.

Предлагаемая статья завершает тему авиационных ударных групп ВМС Китая, начатую в первых двух частях:

Авианосец “Ляонин” ВМС Китая

Палубная авиация Китая – состояние и перспективы

Авианосец “Шаньдун”

В 2012 г. китайским судостроителям стало понятно, что они смогут самостоятельно построить однотипный корабль, и в августе 2013 г. была начата резка металла для корпуса второго авианосца, который получил наименование «Шаньдун» и бортовой номер 17. В ноябре 2013 г. китайские специалисты приступили к сборке крупных секций в закрытом цехе, а в марте 2015 г. началась сборка корпуса в сухом доке. Корпус был полностью сформирован к 27 октября 2016 г.

Одновременно велась работа над проектированием основной мачты корабля, которую решили заимствовать у эскадренных миноносцев проекта 052D. В ноябре 2016 г. была завершена установка основного бортового оборудования, что позволило за период с 11 по 17 марта 2017 г. провести подготовку к спуску на воду. Спуск корабля на воду состоялся 23 апреля 2017 г. Через три дня официально на авианосце был поднят флаг ВМС НОАК.

Впервые силовые установки «Шаньдуна» были запущены в тестовом режиме 10 июля 2017 г., в сентябре корабль самостоятельно выполнил отход от причальной стенки и швартовку при помощи буксиров.

Авианосец «Шаньдун» выходит из сухого дока
Авианосец «Шаньдун» выходит из сухого дока к достроечной стенке

По данным из китайских источников, в период с 16 по 20 апреля 2018 г. приемо-сдаточная команда «Шаньдуна» подготовила корабль к первому ходовому испытанию. Проверка состоялось в заданном квадрате Желтого моря в период с 20 по 27 апреля 2018 г. Фактически корабль впервые вышел в море 23 апреля 2018 г. Известно, что в рамках первого выхода в море на палубу корабля совершил посадку вертолет ПЛО «Чжи-18F».

В настоящее время «Шаньдун» направлен в первый межфлотский переход и следует в Южно-Китайское море. В процессе перехода экипаж проведет испытания силовой установки – корабль будет периодически развивать максимально возможную скорость и поддерживать ее в течение не менее шести часов. Кроме того, летчики палубной авиации выполнят серию взлетов и посадок с палубы. Проверять функциональные возможности системы управления полетами (СУП) корабля, тормозную систему и другие компоненты – авиационные лифты, систему заправки топливом, газоотбойные щиты и т.д.

Основные районы проведения испытаний авианесущих кораблей ВМС НОАК, построенных в г. Далянь

Период учебного мероприятия Район проведения Задачи
27.04.2018 – 04.05.2018 38°51.41′  – 121°38.12′
38°34.12′  – 121°38.12′
38°33.55′  – 121°07.51′
38°48.13′  – 121°14.03′
Ходовые испытания корабля
Проверка силовой установки на «отказ»
Проверка маневренности при условной торпедной атаке
По мере необходимости 38°55.06′  – 121°57.30′
38°55.00′  – 121°05.00′
38°49.00′  – 121°05.00′
38°49.00′  – 120°57.30′
Проверка палубных систем и РЛС
Проверка слаженности действий кораблей  АУГ ВМС НОАК

Особенности конструкции

По оценкам китайских и иностранных специалистов, основное изменение, внесенное в конструкцию авианосца – это форма и размеры палубной надстройки корабля. По сравнению с проектом «Ляонина» она уменьшена на 10–15%, что позволило выделить два дополнительных места для палубных истребителей.

Китайские специалисты перепроектировали внутренние помещения надстройки. Они разделили ходовой мостик на верхнюю и нижнюю секции, что положительно сказалось на размещении группы управления действиями авиации.

Проекции авианосца "Шаньдун"
Проекции авианосца “Шаньдун”

К внешним отличиям следует также отнести размещение новых РЛС наблюдения за воздушной обстановкой H/LJG-346A (S-диапазон). Станции заимствованы у эскадренных миноносцев проекта 052D. Кроме того, китайские специалисты внесли некоторые изменения в компоновку кормовой части летной палубы, что позволило увеличить ее полезную площадь.

По данным китайских источников, по сравнению с «Ляонином» конструкторам удалось увеличить на 25% вместительность авиационного ангара и емкость танков для авиационного топлива.

Стоимость строительства «Шаньдуна» оценивается в 50 млрд. юаней. При этом, стоимость бортового радиоэлектронного оборудования достигает 10 млрд. юаней. Для сравнения: общая стоимость палубной авиагруппы в составе 28 истребителей «Цзянь-15» и 16 вертолетов составит 20 млрд. юаней.

Авианесущие корабли – основа будущих АУГ

В настоящее время на судостроительном предприятии «Цзяннань Чансин» в г. Шанхай заложен третий и, вероятно, атомный авианесущий корабль для ВМС НОАК.

По оценкам обозревателей китайских специализированных военно-технических изданий, если судостроительные предприятия продолжат строить один авианосец каждые пять–шесть лет, то поскольку, третий заложен в 2018 г., соответственно четвертый и пятый авианесущие корабли будут заложены в 2024 г. и 2030 г. Значит, строительство шестого корабля начнется в 2036 г.

Перспективный авианосец ВМС НОАК
Перспективный авианосец ВМС НОАК

Однако, существует вторая точка зрения. Согласно ей китайские судостроительные предприятия выполнят программу создания шести авианосных ударных групп (АУГ) из расчета, что строительство четвертого, пятого и шестого авианесущих кораблей начнется в 2024, 2027 и 2030 гг. соответственно. Таким образом, крайняя АУГ достигнет полной боеготовности не позднее 2035 г.

Третий и четвертый авианосцы при полном водоизмещении около 80 тыс. тонн получат прямую взлетную палубу с двумя или тремя электро-магнитными катапультами (ЭМК). При этом, пока не удается установить тип силовой установки. По оценке спецслужб США, полное водоизмещение пятого и шестого кораблей может достигнуть 110 тыс. тонн.

Авианесущие корабли полной боеготовности

Следует отметить, что процесс получения статуса «полная боеготовность» рассчитан из срока 41 месяц, который состоит из следующих этапов:

  • проверка всех элементов и возможностей авианосца в заданных морских районах – 21 месяц;
  • проведение контрольных межфлотских походов – 2 месяца;
  • слаживание состава палубной авиагруппы в дивизионном учебном центре и в процессе походов – 10 месяцев;
  • учебно-контрольные мероприятия экипажа авианосца – 5 месяцев;
  • слаживание действий экипажа авианосца с экипажами других кораблей АУГ – 3 месяца;
  • участие в межвидовых учениях – 1 месяц.

Организация учебно-контрольных мероприятий боевой подготовки АУГ ВМС НОАК в апреле 2018 г.

Период учебного мероприятия Координаты морского учебного района (МУР) Задачи Примечание
05.04.2018 – 11.04.2018 19°16.5′  – 110°38.5′
19°13.0′  – 110°53.5′
18°55.0′  – 110°48.5′
19°00.5′  – 110°31.5′
(побережье провинции Хайнань)
Проверка слаженности действий экипажей кораблей АУГ и палубной авиагруппы по:
– отражению массированных авиационных и ракетных налетов с разных направлений;
– обнаружение и «уничтожение» подводных лодок вероятного противника;
– оборона стратегического объекта на суше;
– прикрытие действий морского десанта
МУР открыт впервые
11.04.2018 – 13.04.2018 18°15.30′  – 109°49.72′
18°15.30′  – 110°09.10′
17°37.0′  – 110°09.10′
17°37.0′  – 108°55.92′
18°13.00′  – 108°55.92′
18°13.00′  – 109°24.73′
18°11.30′  – 109°28.80′
(побережье провинции Фуцзянь)
Боевые стрельбы палубной авиации и кораблей АУГ и КПУГ ВМС НОАК
Демонстрация корабельного состава АУГ и КПУГ  и морских десантных групп ВМС НОАК Председателю КНР Си Цзиньпину
МУР открыт повторно с 1996 г.
18.04.2018 – 23.04.2018 24°52.9′  – 118°50.0′
24°52.9′  – 118°55.9′
24°42.6′  – 118°55.9′
24°42.6′  – 118°55.0′
(морской район Хуаняндао в районе г.Чжоушань)
Боевые стрельбы палубной авиации и кораблей АУГ и КПУГ ВМС НОАК МУР эпизодически используется для испытаний корабельного вооружения
24.04.2018 –
25.04.2018
30°08.47′  – 122°32.94′
30°04.13′  – 122°31.16′
30°04.08′  – 122°39.94′
30°00.69′  – 122°35.88′
Боевые стрельбы палубной авиации и кораблей АУГ и КПУГ ВМС НОАК В указанном МУР систематически проходят учебно-контрольные мероприятия боевой подготовки
Район стрельб у побережья провинции Фуцзянь
Район стрельб у побережья провинции Фуцзянь

Совместные учения ВМС и ВВС Китая

По данным китайских источников, в период с 5 по 11 апреля 2018 г. состоялись крупнейшие межвидовые учения ВМС и ВВС НОАК. В мероприятии приняли участие 78 летательных аппаратов как береговой, так и морской авиации (МА). Известно об участии следующих типов самолетов:

– 10 истребителей-бомбардировщиков МА ВМС НОАК «Цзяньхун-7»;
– 4 истребителя МА ВМС НОАК «Цзянь-10АН»;
– 8 истребителей ВВС НОАК «Цзянь-11ВН»;
– 8 истребителей МА ВМС НОАК «Cу-30МК2»;
– 9 палубных истребителей «Цзянь-15» (АУГ «Ляонин»);
– 6 стратегических бомбардировщиков ВВС НОАК «Хун-6М»;
– 3 самолета-заправщика ВВС НОАК «Хунёу-6»;
– 3 самолета-заправщика ВВС НОАК «Ил-78»;
– 2 самолета дальнего радиолокационного дозора и наведения (ДРДиН) «Кунцзин-200» и один «Кунцзин-500»;
– 3 самолета ПЛО МА ВМС НОАК «Гаосинь-6».

Сценарий и задачи

Истребители-бомбардировщики «Цзяньхун-7», действуя под прикрытием легких истребителей «Цзянь-10АН», имитировали налеты на АУГ ВМС НОАК и пуски противокорабельных ракет (ПКР). Более тяжелые истребители «Цзянь-11ВН» обеспечивали прикрытие стратегических бомбардировщиков «Хун-6М», которые имитировали действия сверхзвуковых бомбардировщиков В-1В «Фехтовальщик» ВВС США.

Бомбардировщик «Хун-6М»
Бомбардировщик «Хун-6М»

Следует отметить, что если «Цзяньхун-7» совершали налет со стороны о. Хайнань, то «Хун-6М» выполняли заход на цель с максимально «правдоподобного направления» – из воздушных районов над акваторией Южно-Китайского моря.

Дозаправку бомбардировщиков обеспечивали самолеты-заправщики «Хунёу-6». Истребители же «Цзянь-11ВН» и «Цзянь-10АН», при необходимости, получали топливо от трех Ил-78, которые передислоцированных из Центрального военного округа. Истребители Су-30МК2 МА ВМС НОАК задействовались для отработки учебных воздушных боев на средней и малой дистанциях.

Самолеты ДРДиН использовались в интересах отработки действий при обороне АУГ в ближнем морском районе, тогда как самолеты ПЛО «Гаосинь-6» выполняли поиск подводных лодок вероятного противника.  Действия противника поочередно имитировали три атомные подводные лодки (одна проекта 094 и две проекта 093В) и три дизель-электрические ПЛ проекта 039 в модификациях А,В и G.

Подготовка личного состава авианесущих кораблей

Подготовка экипажей авианосцев организована на двух судах обеспечения учебного процесса (СОУП) с бортовыми номерами 88 и 89. Суда построены на верфях компании Guangzhou Shipyard International Company Limited (ранее – 433-й судостроительный завод ВМС НОАК), входящей в состав Китайской государственной кораблестроительной корпорации.

СОУП с бортовым номером 89
СОУП с бортовым номером 89

Известны следующие ТТХ судов обеспечения учебного процесса: длина – 219 м, ширина – 28 м, осадка – 8 м, полное водоизмещение –  23200 тонн.

В качестве силовой установки СОУП используются два дизельных двигателя, которые передают крутящий момент на два вала с винтами постоянного шага. Максимальная скорость судна 17 узлов (по другим данным – 20), дальность плавания экономичным ходом 8 тыс. миль.

На борту оборудованы классы для команды авианосца, а для летчиков палубной авиации установлены пилотажные тренажеры.  На время учебного похода на судне возможно размещение 2,5 тыс. военнослужащих. Запасов продовольствия и топлива достаточно для плавания продолжительностью в 21 день.

Внутренняя компоновка СУОП с б/н 88
Внутренняя компоновка СУОП с б/н 88

Задачи и перспективы действий палубной авиационной группы (ПАГ) ВМС НОАК

Командир авианосца «Ляонин» получает приказ о выходе в море только от Командующего ВМС НОАК. Это полностью соответствует руководящему принципу «Основное руководство у Центрального Военного Совета, Основные боевые действия в море, Строительство вида вооруженных сил как главное», сформулированному Председателем КНР Си Цзиньпинем.

Председатель КНР Си Цзиньпинь
Председатель КНР Си Цзиньпинь

К настоящему моменту китайские стратеги определяют следующие задачи для палубной авиационной группы ВМС НОАК:

  1. Взаимодействие с авиационными подразделениями/соединениями ВВС НОАК в Тайваньском проливе.
  2. Патрулирование и перехват самолетов-нарушителей над акваторией Южно-Китайского моря.
  3. Обеспечение безопасности мореплавания в акватории Индийского океана.
  4. Демонстрация военного присутствия у берегов государств Ближнего Востока и Африки, защита национальных интересов и инвестиций, прикрытие действий морского десанта.

В случае необходимости выполнения любой из указанных задач в ближайшие пять лет командир авианосца должен осознавать, что его ПАГ не является полноценной, поскольку оборонно-промышленный комплекс КНР пока не начал серийный выпуск самолетов РЭБ и ДРДиН (подробнее…). В этой связи выделим возможные этапы эволюции тактики действий ПАГ ВМС НОАК.

Эволюция тактики палубных авиационных групп

Этап первый (5–10 лет)

Вполне вероятно, что к 2020–2022 гг. первые палубные самолеты РЭБ «Цзянь-15D» поступят на вооружение ВМС НОАК. Тогда в составе каждой ПАГ будут две дежурные пары истребителей «Цзянь-15» и дежурная пара самолетов РЭБ «Цзянь-15D». Такое общее количество дежурных самолетов обусловлено размерами палубы «Ляонина» и возможностями безопасного размещения и старта самолетов.

По мере отработки наиболее оптимального порядка размещения самолетов в ангаре и порядка действий палубной команды и летчиков (вероятно к 2025 г.) возможно увеличение дежурных сил истребителей до 10 ед., а самолетов РЭБ до 4–6 ед.

По мере необходимости палубная команда начнет готовить самолеты-заправщики с подвесными агрегатами заправки. Одновременно предприятия ОПК КНР будут активно вести работу по подготовке малозаметных палубных истребителей, разведывательно-ударных БПЛА, а также дронов-заправщиков. Последние обеспечат увеличение боевого радиуса для пилотируемой авиации.

Этап второй (10–15 лет).

К 2030 г. на палубе авианосца будут на постоянной основе размещать шесть дежурных истребителей. Однако, в первой «волне» палубная команда обеспечит вылет 16 боевых машин двух типов – «Цзянь-20Н» и «Цзянь-15G».

Этап третий (15–20 лет)

К 2035 г. в состав ПАГ войдут два типа БПЛА –  разведывательный и воздушный танкер. Аппараты первого типа выполняют передовую разведку и наблюдение. БПЛА второго типа находятся в зоне ПВО кораблей АУГ и обеспечивают дозаправку пилотируемых истребителей.

Из расчета 16 истребителей в воздухе должно быть не менее 4 беспилотных заправщиков. Разведывательные БПЛА обеспечивают обнаружение надводных целей и наведение на них ПКР, которыми вооружены пилотируемые истребители.

Перспектива ПАГ ВМС НОАК к третьему этапу
Перспектива ПАГ ВМС НОАК к третьему этапу

Этап четвертый (20–25 лет)

К 2040 г. в составе ПАГ останутся разведывательно-ударные БПЛА, беспилотные заправщики, а из пилотируемых летательных аппаратов только палубные  самолеты ДРДиН.

Перспектива ПАГ ВМС НОАК к четвертому этапу
Перспектива ПАГ ВМС НОАК к четвертому этапу

Соотношение пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, поднимаемых в первом эшелоне, с учетом одновременного действия двух авианосцев на разных этапах

Тип летального аппарата/Этап Первый Второй Третий Четвертый
Истребитель «Цзянь-15» 20 30 20
Самолет РЭБ 4 4
Самолет ДРДиН 4 4 4
Вертолет ДРДиН 4
Малозаметный истребитель «Цзянь-20н» 10 15
Разведывательный БПЛА 6
БПЛА воздушной заправки 5 8
Многофункциональный ударный БПЛА 40

 

Процесс эволюции ПАГ ВМС НОАК с учетом принятия на вооружение двух новых атомных авианосцев с катапультами до 2035 г.
Процесс эволюции ПАГ ВМС НОАК с учетом принятия на вооружение двух новых атомных авианосцев с катапультами до 2035 г.

 


По материалам журнала «Корабельное вооружение». Пекин. Изд-во Китайской кораблестроительной промышленной корпорации.

Читайте также по  теме:
Морской шелковый путь как часть стратегии развития Китая
Новый авианосец Китая – строительство началось

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Один комментарий

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *