Силы обороны Финляндии

Вооруженные силы Финляндии – состояние и перспективы развития

Финляндия в текущем году отмечает столетие своей независимости. Силы обороны страны на протяжении всей своей истории являлись важной частью финского общества, как в мирное, так и в военное время. Даже сегодня военная оборона страны пользуются поддержкой народа. В самом последнем опросе в конце 2017 года, более 70 процентов финнов считали, что вооруженные силы Финляндии всегда должны стоять на защите родины.

В настоящей публикации представлен авторский перевод статьи главнокомандующего силами обороны Финляндии Ярмо ЛИНДБЕРГА (Jarmo Lindberg). Статья опубликована в журнале “Europäische Sicherheit &Technik” (№1, 2018г.) и приурочена к столетию независимости страны. Перевод максимально сохраняет лексику первоисточника. Вместе с тем, присутствует некоторая адаптация, обусловленная требованиями поисковой оптимизации (SEO). Дополнения от “ИнВоен Info” либо выделены подобными блоками, либо даны в скобках (курсивом).
Главнокомандующий силами обороны Финляндии Ярмо ЛИНДБЕРГ
Главнокомандующий силами обороны Финляндии Ярмо ЛИНДБЕРГ

Финляндия была одной из немногих европейских страны, которые после окончания холодной войны не отказалась от принципа всеобщей обороны, широкого резерва и обязательной военной службы. В последнее время ухудшение ситуации в области безопасности в Европе показало, что это было разумно.

Опубликованный финским правительством в феврале 2017 года отчет об обороне содержит четкие директивы по использованию нашей обороноспособности и ее развитию на период после 2020 года. Область обороны оценивает оперативное военное окружение, описывает текущее состояние вооруженных сил и намечает будущее нашей обороноспособности.

Ситуация безопасности вокруг Финляндии и изменение характера угроз

В последние годы обстановка в области безопасности вокруг Финляндии стала нестабильной и непредсказуемой. Военная деятельность в соседних с нами районах по сравнению с ситуацией первой половины десятилетия значительно возросла. Россия перебрасывает новые системы вооружения ближе к нашим границам и усиливает войска своего Западного военного округа.

НАТО также укрепляет оборону Восточной Европы и региона Балтийского моря, размещая в регионе на длительной основе войска и системы. Соседи Финляндии реагируют на изменение в области безопасности, улучшая боеготовность своих вооруженных сил, принимая решения о закупках и увеличивая средства на свои армии.

В дополнение к росту традиционных наземных, морских и воздушных операций информационные системы – кибер-измерение – также становятся областью ведения боевых действий. Информационные сети и их данные позволяют противнику стать более инклюзивным и неожиданным, чем с обычными военными средствами. В частности, кибер-атака способна быстро парализовать несколько критических функции общества. Традиционные и новые методы ведения войны также могут комбинироваться между собой разнообразными способами.

Модель финской безопасности
Отработка взаимодействия сил обороны, полиции и пограничной охраны Финляндии в ходе учений

Сегодня безопасность внешняя и внутренняя переплетаются и более не могут рассматриваться по отдельности. Нельзя противостоять многомерным угрозам, основываясь только на одном ресурсе или на одном исполнителе. Всеобщее  сотрудничество между различными органами власти, организациями и хозяйствующими субъектами является необходимым для реагирования на угрозы. Финская модель общей безопасности, при которой мобилизационная готовность и сотрудничество органов власти четко отрегулированы, а их оперативная совместимость регулярно отрабатывается –  создает прочную основу для ответа таким видам угроз.

Вооруженные силы Финляндии получили ясные задачи от правительства

Как указано в оборонном отчете, установившиеся центральные принципы нашей обороны не измены. Ее базисом остается финская модель, основанная на наших отношениях и потребностях и иллюстрирующая принципы и реализацию обороны Финляндии. Основа нашей обороны покоится на известных решениях: всеобщая военная обязанность, не вступление в военные союзы и заслуживающая доверия обороноспособность, охватывающая всю территорию страны. За этими решениями стоит сильная воля наших граждан, готовых защищать свою страну.

Военная оборона Финляндии является частью жизненно важных функций для всеобъемлющей безопасности. Среди прочего к ним относятся: общественный порядок, обеспечение и возможность работы для населения и управление государством. Оборона Финляндии основана на возможности наземной, морской и противовоздушной обороны. Они, в свою очередь, должны соответствовать оперативной обстановке, и иметь возможность, с точки зрения общевойсковых навыков, а также подготовки, принимать международную поддержку.

Для предотвращения военных кризисов, а при необходимости отражения  нападения нам нужны как современное технологичное «остриё копья» (имеются ввиду силы быстрого реагирования), так и широкий резерв.

Тренировка силы быстрого реагирования Финляндии
Тренировка силы быстрого реагирования Финляндии

Вооруженные силы Финляндии формируют силы быстрого реагирования из состава всех трех видов вооруженных сил. Их высокая степень боевой готовности, оснащение эффективными и современными системами вооружения должны стать первым препятствием для перерастания кризисной ситуации в вооруженное нападение на Финляндию. При необходимости, силы быстрого реагирования смогут отразить первый удар против Финляндии. Способностью противостоять крупномасштабному нападению обладают силы территориальной обороны. Они базируются на нашем резерве и имеют необходимое материальное оснащение.

До сих пор силы обороны имели три основные задачи: военная оборона Финляндии, оказание поддержки другим органам власти и службам, а также участие в международном управлении военными кризисами. В июле 2017 года вооруженные силы Финляндии получили дополнительную задачу.

Упрощенно задача звучит так: «Участие в международной помощи». Основываясь на условиях солидарности и взаимной поддержки, обязательных для всех государств-членов Европейского Союза, Финляндия через эту новую задачу может предоставлять поддержку другим государствам. В свою очередь, Финляндия, исходя из этой новой задачи, на законных основаниях также может получать международную военную помощь.

Хочется подчеркнуть значение всеобщей воинской обязанности для национальной обороны Финляндии. В условиях Финляндии обязательная военная служба оказалась наиболее рентабельным решением, гарантирующим оборонительные возможности в мирное и военное время. Обязательная военная служба позволяет, формировать (очевидно, подразумевается – отмобилизовывать) и содержать части военного времени, в составе которых почти 97 процентов – резервисты.

Подготовка резервистов Финляндии
Подготовка резервистов Финляндии
Всеобщая воинская обязанность в Финляндии составляет шесть, девять или 12 месяцев, точнее 165, 255 или 347 дней. Будущие офицеры резерва, унтерофицеры или рядовой состав с воинской специальностью, требующей специфических знаний, служат один год. Военнослужащие на должностях с особыми навыками служат девять месяцев, остальные – шесть.

Всеобщая воинская обязанность связывает силы обороны Финляндии и наше общество. В значительной степени способствует интересам наших граждан по защите страны. Четверо из пяти финнов поддерживают текущую систему призыва. Всеобщая воинская обязанность дает военным также превосходные возможности для привлечения. В 2017 году учебная программа Национальной академии обороны для офицеров получила рекордное число заявителей, как и добровольная военная служба для женщин.

Вооруженные силы Финляндии призваны развивать свои боевые возможности

Новый отчет об обороне ясно готовит, что силы обороны должны развиваются по-новому, но должны содержаться и обновляться по-старому. Основными направлениями строительства нашей обороноспособности являются боеготовность, замена устаревших возможностей, разведка и информационное превосходство, а также кибер-защита и высокоточное оружие. Система обороны Финляндии будет развиваться так, чтобы не возникало никаких практических препятствий для возможного членства в каком-либо военном альянсе.

Несмотря на изменение оперативной обстановки в настоящее время Финляндия не подвергается непосредственной военной угрозе.

Однако, многомерные угрозы возникают быстро и неожиданно и могут иметь серьезные последствия. Это делает необходимым расширение нашей оперативной готовности и ее гибкую адаптацию к потребностям. До сих пор ВВС и ВМС Финляндии контролировали и охраняли территориальную целостность страны. В текущей оперативной ситуации мы улучшаем оперативную готовность ВВС и ВМС.

Катера типа Hanima ВМС Финляндии
Катера типа Hanima ВМС Финляндии

В сухопутных войсках это изменение реализуется намного более заметно. Этот вид вооруженных сил, который ранее ориентировался на подготовку, мы превращаем в дежурную и обучающую структуру. Под этим подразумевается, например, формирование и подготовку новых войсковых частей высокой оперативной готовности. В соответствии с рекомендацией отчета об обороне, с 230 до 280 тыс. чел. увеличивается общая численность сил обороны.

Вооруженные силы Финляндии намерены расширять свои возможности обороны в долгосрочной перспективе. Ограниченные финансовые ресурсы, вместе с тем, препятствуют одномоментному развитию всех направлений. Поэтому закупки основных систем вооружений в долгосрочной перспективе будут получать приоритет и распределяться между разными видами ВС. Цель – поддержание сбалансированной общей боеспособности.

Самоходная гаубица K9 сухопутных войск Финляндии
Самоходная гаубица K9 сухопутных войск Финляндии

В 2017 году основное внимание уделялось развитию сухопутных войск. Вооружение и боевые возможности их частей от десятилетия к десятилетию становятся более передовым. Наиболее важными проектами для СВ, являются улучшение их мобильности, быстры реагирования, огневой мощи. Примером такой работы является закупка в 2017 году в Южной Корее самоходной гаубицы K9 для финской артиллерии, одной из крупнейших в Европе. Благодаря систематическому развитию гарантируются боевые возможности сухопутных войск Финляндии и после 2020 года. Общий объем запланированных для СВ приобретений в ближайшее десятилетие почти в три раза превысит стоимость проекта ВМС “Эскадра 2020” (Squadron 2020).

С другой стороны, развитие ВМС и ВВС отражается в закупке таких систем, как корабли и самолеты. Основные системы ВМС и ВВС в 2020 годах почти одновременно будут выведены из эксплуатации. Для нашей обороны закупки кораблей и истребителей, которые к началу следующего десятилетия заменят существующие системы, является очень важным стратегическим проектом. “Эскадра 2020” заменит семь кораблей ВМС после окончания периода их эксплуатации. Этот проект является обязательным условием для гарантии морской обороны с середины следующего десятилетия. Новый многоцелевой истребитель, как замена нынешних F/A-18 “Хорнет”, позволит нам  защищать наше воздушное пространство и сохранит нашу превентивную обороноспособность в будущем.

Истребитель F-18 ВВС Финляндии
Истребитель F-18 ВВС Финляндии

Реализация директив доклада об обороне требует достаточных ресурсов. Для их осуществления в документе названы три тесно взаимосвязанных финансовых инструмента. Они занимаются оперативной готовностью, стратегическими проектами и закупками.

Для повышения оперативной готовности дополнительно выделено 50 млн. евро. Это гарантирует нашу возможность непрерывно реагировать на все виды военных угроз. Финансовые средства для стратегических проектов необходимо назначать не из материального бюджета ВС, чтобы не доводить до разрушения всей структуры, такой как наша нынешняя система обороны. На этом основании стратегические проекты предусматривается финансировать из отдельных источников. Соответствующие решения являются важными на национальном уровне. Кроме того, гарантированы дополнительные средства в размере 15 млн. евро для дальнейшего развития с 2021 года боевых возможностей сухопутных войск, а также общих возможностей всех видов ВС.

Международное военное сотрудничество и оборона Финляндии

Хотя Финляндия не принадлежит к какому-либо военному союзу и, следовательно, не может рассчитывать на внешнюю помощь, военное сотрудничество играет важную роль для обороны нашей страны. Благодаря кооперации в данной области мы гарантируем свою совместимость и, следовательно, свои возможности, объединять международную поддержку с нашей собственной системой обороны.

Финляндия участвует как в двустороннем, так и в многостороннем военном сотрудничестве. Различные варианты кооперации не конкурируют друг с другом. Каждое взаимодействие имеет свою собственную цель и область.

Важно, что Европа способна гарантировать свою безопасность. За это отвечают все государства-члены. Финляндия принимает активное участие в развитии оборонного сотрудничества ЕС и, среди прочего, поддерживает развитие постоянного структурированного сотрудничества Союза (PESCO). В этой связи важно принимать во внимание как цели всего Союза, так и потребности государств-членов.

Финляндия продвигает программу НАТО «Расширенные возможности особых партнеров» (Enhanced Opportunities Partners). Активизирует взаимодействие альянса с Финляндией и Швецией (29 + 2). Финляндия также держит открытой возможность для членства в НАТО. Северное оборонное сотрудничество (NORDEFCO), среди прочего, полагается на взаимодействие в области изучения оперативной обстановки, проведения учений и боевой подготовки.

Эмблема NORDEFCO
Эмблема NORDEFCO

В двустороннем оборонном сотрудничестве с Финляндией особое положение занимает Швеция. Целью такого сотрудничества является общая национальная оборона, а также укрепление безопасность в регионе Балтийского моря. Соединенные Штаты также являются важным партнером для Финляндии. Тут речь, прежде всего, идет о  сотрудничестве в области вооружений и проведения учений.

Оборонное сотрудничество вооруженных сил Финляндии в наибольшей степени проявляет себя в ходе операций по предотвращению кризисов и на международных учениях. В настоящее время более 500 финских военнослужащих, в основном резервисты, принимают участие в миротворческих миссиях в общей сложности в 11 кризисных операциях. Помимо этого, около 160 военнослужащих Финляндии подготовлены к выполнению задач по управлению кризисом в соответствующих подразделениях НАТО.

Причины нашего участия в военном управлении кризисом очевидны. Они являются частью финской внешней политики, политики безопасности и международного сотрудничества. С другой стороны, операции по управлению кризисом позволяют нам также улучшать свою национальную обороноспособность. В операциях наши военнослужащие и резервисты приобретают опыт в конкретных условиях и на многих уровнях управления. Одновременно, вооруженные силы Финляндии получают опыт  применения своего вооружения в боевых условиях на месте.

[sendpulse-form id=”2230″]

Обороноспособность Финляндии соответствует условиям безопасности

Ситуация безопасности в соседних с Финляндией районах ухудшилась. Возросли военная напряженность и неопределенность в регионе Балтийского моря. Это не означает, что мы ожидаем, что вспыхнет война. Однако, мы должны быть готовы, если против Финляндии будет применена военная сила или если нам будут этим угрожать. Гарантировать, что наша оборона сильна, это не махать саблей. Это наша обязанность и стабилизирующий фактор для нашего безопасного окружения. Наш посыл ясен: Финляндия обладает обороной возможностью и готовностью, соответствующим окружающим условиям безопасности.

Принятые меры по повышению нашей готовности гарантируют, что мы сможем продолжать также и в будущем реагировать на возможные военные угрозы для Финляндии. Смысл наших действий, в первую очередь, заключается в том, чтобы воспрепятствовать угрозам, приводящим к военным конфликтам.

Оборонный отчет опубликован в 2017 году, и указания руководства дали силам обороны четкие ориентиры на будущее. Достаточные ресурсы являются условием для реализации этих руководящих директив и, следовательно, правовой базой нашей обороноспособности в следующем десятилетии.


по материалам журнала «Europäische Sicherheit & Technik»

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Один комментарий

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *