ВС Германии

Новая концепция и профиль возможностей ВС Германии

В

ысшим военно-политическим руководством ФРГ утверждена новая “всеобъемлющая концепция модернизации бундесвера”. Генеральный инспектор ВС Германии Эберхард ЦОРН (Eberhard ZORN) 3 сентября 2018 г. подписал, так называемый, профиль возможностей. Согласно документу в период до 2031 г. в составе бундесвера будет сформировано 12 межвидовых системных объединений, которые гарантируют выполнение всего спектра основных задач.

Генеральный инспектор бундесвера Эберхард ЦОРН
Генеральный инспектор бундесвера Эберхард ЦОРН

Профиль возможностей подробно описывает потребности ВС страны и основные шаги по их модернизации. По заявлениям высшего военного руководства, необходимость очередного реформирования армии вытекает из анализа политики безопасности, изложенного в “Белой книге” федерального правительства 2016 г., и концепции бундесвера, утвержденной и опубликованной в августе 2018 г.

Профиль возможностей – это документ военного управления, который обеспечивает перспективное планирование организации бундесвера и “создает беспрецедентную степень прозрачности” для законодателя при формировании бюджета. В отличие от общедоступных “Белой книги” и концепции бундесвера, профиль возможностей носит конфиденциальный характер.

Министра обороны ФРГ Урсулы фон дер ЛЯЙЕН
Министра обороны ФРГ Урсулы фон дер ЛЯЙЕН

Общие положения

По словам министра обороны ФРГ Урсулы фон дер ЛЯЙЕН, работа над этим “крупным планом модернизации проводилась на протяжении последних двух лет”. Будущее базовое строительство ВС Германии

“ориентируется на возможности, необходимые в рамках обороны союзного альянса по его границам в форме крупной совместной операции (Major Joint Operation), а также национальные обязательства, которые должны выполняться одновременно”.

Таким образом, новая концепция уравнивает по своей значимости, как обязательства бундесвера перед союзниками по НАТО, так и ответственность за оборону собственного государства.

Профиль возможностей описывает требования к ВС в отношении личного состава, материальных средств, инфраструктуры, военного производства, организационной структуры и подготовки войск.

Документ определяет следующие цели развития бундесвера:

  • модернизация уже существующих возможностей;
  • укомплектование “полых структур”;
  • приобретение новых возможностей и компетенций.

По оценкам немецких аналитиков, заявленные цели не удивляют. Многие из них неоднократно упоминались в недавнем прошлом, особенно в отношении основ национальной обороны и защиты альянса. Они также в значительной степени согласуются с вкладом Германии в НАТО.

Системные объединения и пакеты миссий ВС Германии

Между тем требования, предъявляемые к будущему формированию ВС Германии основаны не на классическом разделении на виды вооруженных сил (СВ, ВВС, ВМС) и межвидовые компоненты (объединенные силы обеспечения и киберпространство). Новая концепция и профиль возможностей описываются 12, так называемых, системных объединений (Systemverbünde). Объединения должны быть созданы в установленные сроки и обеспечить выполнение всего спектра задач, возложенных на  бундесвер.

Три основных системных объединения получили обозначения “Земля”(Land), “Воздух” (Luft) и “Море” (See).

Системные объединения бундесвера
Системные объединения бундесвера

“Земля”

Концепция системного объединения “Земля” выглядит так: бундесвер определяет рамки для штаба многонационального корпуса и основных составляющие еще двух штабов многонациональных корпусов.

Три штаба дивизий первоначально будут управлять восемью полностью укомплектованными бригадами. Численность одной бригады – около 5 тыс. чел. Вместе с союзниками их общее количество может достичь 15 многонациональных механизированных бригад. Согласно планам, после 2032 г. количество бригад в ВС Германии возрастет до десяти.

Помимо сухопутных войск в системное объединение “Земля” также войдут части ВВС со средними или тяжелыми транспортными вертолетами, ОСО, подразделения медико-санитарной службы и киберкомандования.

“Воздух”

В составе системного объединения “Воздух” предусматривается иметь четыре авиационные оперативно-тактические группы (Air Task Forces). Численность одной группы пока не определена. Предполагается, что группа вместе с союзниками должна обеспечить превосходство в воздухе над оперативной зоной даже в условиях активного противодействия противника и организации им районов запрета доступа (Anti Access/Area Denial-Fähigkeit). Одновременно, должен быть гарантирован воздушный суверенитет над Германией, сохранено участие страны в применении ядерного оружия, а также вклад бундесвера в комплексную противовоздушную оборону НАТО.

“Море”

Предусматривается, что системное объединение “Море” обеспечит возможность  долгосрочного одновременного предоставления не менее 15 боевых и вспомогательных кораблей (из них семь фрегатов) для действий во всех областях морской войны. По некоторым данным в объединение войдут до 25 боевых кораблей и восемь подводных лодок.

F222 Баден-Вюртенберг фрегат тип F 125
F222 “Баден-Вюртенберг” фрегат проект F 125

Профиль возможностей объединения будет включать действия в океане, в окраинных морях, ведения подводной войны и борьбу с подводными лодками, противоминную оборону и постановку мин, ведение надводных операций с организацией морской ПВО и ПРО от баллистических ракет.

Другими системными группами, перечисленными в профиле возможностей, стали киберпространство, силы специальных операций и космос. Отдельным элементом выделены силы поддержки. Их группировка предусматривает 10 батальонов тылового обеспечения, 1 батальона приема, складирования и распределения (Reception, Staging and Onward Movement, RSOM), части защиты от ОМП, военную полицию и специальные инженерные подразделения. К ним добавляются профильная IT- и геоинформационная поддержка, медико-санитарное обеспечение и работа военной администрации.

Пакеты миссий

Как отмечает командование бундесвера, даже в случае переноса акцента на  оборону страны и альянса, как основной задачи ВС Германии, иностранные миссии, именуемые в бундесвере интернациональным управлением кризисами, продолжат существовать. Для этого профиль возможностей предусматривает, так называемые, пакеты миссий (Missionspakete). При этом, указывается, что даже в НАТО задачи коллективной обороны и миссии по урегулированию кризисов рассматриваются как равнозначные, но вряд ли будут иметь место одновременно.

Пакеты миссий смогут объединять личный состав, вооружение, возможности сторонних служб, инфраструктуру и демонстрировать смешанные формы взаимодействия любого рода. К подобным пакетам миссий относится, например, задача ВМС «Надзор за нефтью в Северном и Балтийском морях» в контексте охраны окружающей среды, обеспечение безопасности в воздушном пространстве Германии, которую гарантируют ВВС.

Вооружение

Согласно первым оценкам, опубликованная концепция ВС Германии означает не только принципиально новое и в большем количестве оснащение бундесвера, но и в ряде областей приобретение дополнительного вооружения и оборудования за пределами уже запланированного.

В частности, в концепции системного объединения “Земля” до 2031 г. предусмотрена закупка новых легких ударных вертолетов (Light Utility Helicopter, LUH), способных дополнять и взаимодействовать с ударными вертолетами “Тигр”.

Вместе с тем, командование бундесвера настаивает на том, что уже предусмотренные многоцелевой боевой корабль MKS180, тактическая система ПВО (Taktische Luftverteidigungssystem, TLVS) или будущий тяжелый транспортный вертолет должны быть поставлены согласно планам.

Тактическая система ПВО TLVS
Тактическая система ПВО TLVS

Кроме того, определено, что для развития требуемого военного потенциала, некоторые из ранее сокращенных боевых возможностей необходимо изучить и восстановить заново. Так, к подобным приоритетам отнесена  способность ведения морской войны с воздуха. Это очевидный разворот после расформирования специализированной эскадры морской авиации более десятилетия назад.

Список необходимых компетенций бундесвера будущего, среди прочего, включает области ПВО и ПРО, ведение электронной войны, киберпространство, а также борьбу с кампаниями по дезинформации в социальных сетях.

Этапы реализации и финансирование

Согласно профилю возможностей, поставленные цели планируется достигать в три промежуточных этапа: 2023, 2027, 2031 гг.

Этапы реализации нового профиля возможностей
Этапы реализации нового профиля возможностей

На первом промежуточном этапе до 2023 г. профиль возможностей фокусируется на объединенной оперативной группе повышенной готовности НАТО (Very High Readiness Joint Task Force, VJTF). Для этого Германия в качестве рамочной нации намерена сформировать модернизированный и полностью оснащенный бригадный комплект. В него также войдут авиационная и военно-морская компоненты. Кроме того, в планирование включены текущие миссии и обязательства в отношении “Передового присутствия” (Forward Presence) и боевой группы ЕС (EU Battle-Group).

Обозначенные в документе этапы 2027 и 2031 гг. предусматривается конкретизироваться в контексте ежегодных обновлений.

Как отмечают специалисты, новым является подход к профилю возможностей 2018 г. Он определяет потенциал бундесвера в отношении так называемой “основной структуры” вооруженных сил. Основная структура бундесвера с соответствующими силами и ресурсами предназначена для выполнения следующих задач:

  • национальная и союзная оборона в рамках НАТО и в соответствии с руководящими принципами ЕС;
  • кибербезопасность и оборона;
  • управление национальными рисками и кризисами;
  • “поддержка принимающей стороны” (Host Nation Support);
  • дислокация частей на территории Германии.

Установлено, что эти задачи ВС Германии принимают к выполнению в любое время и одновременно.

Финансирование

По мнению авторов новой концепции, профиль возможностей дает законодательной власти прозрачную общую картину потребностей бундесвера. При формировании оборонного бюджета он позволяет заглянуть далеко в будущее. Ежегодное обновление профиля обеспечит своевременную реакцию на меняющиеся условия и необходимую корректировку статей бюджета.

По оценкам экспертов, намеченные реформы будут стоить стране значительных денег. Согласно заявлению министра обороны Урсулы фон дер ЛЯЙЕН объем расходов на оборону в 2019 г. составит 1,3% ВВП. В 2024 г. в министерстве обороны говорят о чуть менее 58 млрд.евро, или 1,5% ВВП.

Так, в сфере персонала к 2023 г. ожидается увеличение ежегодных расходов с 18 до 22 млрд. евро. В этот же период расходы на сохранение материальных средств возрастут  с 3,7 млрд. до 5,4 млрд. евро в год.

Пресс-секретарь по оборонной политики Союзной парламентской группы Хеннинг ОТТЕ (Henning OТТЕ) 3 сентября 2018 г. оценил общий объем финансирования бундесвера к 2023 г. в 60 млрд. евро в год.

Новая концепция бундесвера
Новая концепция бундесвера

Таким образом, высшим военно-политическим руководством Германии заявлено о начале очередного этапа военной реформы. Ее необходимость обоснована изменением условий в сфере безопасности в Европе. В этой связи задача обороны национальной территории уравнивается с участием страны в международных миссиях по урегулированию кризисов.

В рамках нового подхода к формированию вооруженных сил планируется создать 12 межвидовых системных объединений. Реализация планов пройдет в три этапа, в период до 2031 г. В интересах безусловного достижения поставленных целей и гарантированного финансирования разработан и утвержден генеральным инспектором ВС профиль возможностей. Последний является внутренним документом министерства обороны и имеет конфиденциальный характер.


По материалам: augengeradeaus.net и bmvg.de

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *