X61A программа "Гремлины"

X-61A Gremlin и концепция “воздушного авианосца”

Министерство обороны США  совместно с американской компанией Dynetics Inc. 17 января 2020 г. объявило о первом полете демонстратора беспилотного летательного аппарата X-61A Gremlin (Гремлин), состоявшемся в ноябре 2019 г.

Запущенный с борта C-130A “Геркулес” БПЛА совершил самостоятельный полет, в результате чего Министерство обороны США приблизилось к своей цели: использованию роя  беспилотников, стартующих с военного корабля-носителя (так называемого “воздушного авианосца”).

Главный инженер проекта Х-61А Брэндон ХИЛЛЕР (Brandon HILLER), оценивая результаты теста, заявил:

“Это летное испытание подтверждает всю конструкторскую работу, анализы и наземные тесты, которые мы провели за последние два с половиной года. Мы уверены в производительности и общей конструкции системы, а данные телеметрии полета очень хороши по сравнению с нашими модельными прогнозами. Наша команда провела чрезвычайную работы, чтобы прийти к первому полету этого уникального демонстратора за такое короткое время, и мы хотим скорее передать эту новую технологию Министерству обороны”.

БПЛА X-61A Gremlin в свободном испытательном полете
БПЛА X-61A Gremlin в свободном испытательном полете

Испытательный полет X-61A Gremlin

Испытательный полет проходил над полигоном Дагвей (Dugway), недалеко от Солт-Лейк-Сити (штат Юта). Тест включал: сброс X-61A с самолета C-130A и последующий свободный полет беспилотника продолжительностью 1 час 41 минуту.

В ходе теста решались следующие задачи:

  • демонстрация успешного запуска летательного аппарата “гремлинов” (Gremlins Air Vehicle, GAV) с борта самолета С-130;
  • переход демонстратора Х-61А от холодного старта к стабильному полету;
  • сбор телеметрических данных и показателей производительности подсистемы БПЛА;
  • валидация каналов связи с БПЛА и передача контроля за дроном между воздушной и наземной станциями управления;
  • использование стыковочного устройства GAV;
  • демонстрация прерывания полета и приземления БПЛА с использованием парашюта (касается только демонстрационной системы – не входит в состав боевой системы).

Как сообщается, основная часть полета X-61A прошла успешно. По данным специалистов Dynetics, все запланированные задачи аппарат выполнил, но разбился при посадке. В ходе приземления вытяжной парашют, который предварительно замедляет БПЛА, раскрылся штатно. Проблема возникла на этапе выхода основного парашюта:  из-за механической неисправности он вступил в работу не должным образом. В результате дрон получил “тотальные повреждения … и …более не пригоден для использования“.

Тем не менее, Тим КИТТЕР (Tim KEETER), директор программы “Гремлины” в компании Dynetics, доволен результатами:

Этот полет знаменует собой историческую веху для Dynetics и программы “Гремлины”. Беспилотный аппарат летел замечательно, и наша система управления и контроля позволила нам во время всего полета сохранять полный контроль над GAV. Потеря нашего аппарата подтверждает наше решение построить пять GAV для третьей фазы… В целом… мы ждем … продолжения испытаний в воздухе в начале 2020 г.

Х-61А под крылом материнского самолета С-130А
Х-61А под крылом материнского самолета С-130А

Программа Gremlins

“Гремлины” (Gremlins) – это проект Агентства перспективных исследований МО США (DARPA) по реализации концепции так называемого «авианосца воздушного базирования». Непосредственно в агентстве программу курирует Бюро тактических технологий (Tactical Technology Office, TTO). Разрабатываемые в её рамках беспилотные аппараты получили свое обозначение от гремлинов – персонажей английского военного фольклора.

Главной целью программы является максимально быстрое получение функциональной системы, обеспечивающей старт и возвращение на борт воздушной материнской платформы недорогих многоразовых БПЛА. “Гремлины” должны стартовать с разнообразных типов материнских кораблей (бомбардировщиков, транспортных самолетов, истребителей и БПЛА-носителей), пока те еще находятся вне зоны действия ПВО противника.

К установленным DARPA параметрам производительности относится дальность полета “гремлинов” не менее 482 км и продолжительность не менее одного часа. БПЛА должны гарантированно нести от 27,2 кг полезной нагрузки и вырабатывать около 1 кВт электроэнергии. После успешной эвакуации и возвращения на базу наземные подразделения приступают к подготовке беспилотников к следующей миссии. Аппарат должен быть готов к новому вылету в течение 24 часов.

Прежде всего, целесообразность многократного использования дронов рассматривается с точки зрения снижения накладных расходов. Накануне  испытательного полета, назывались цифры от 10 до 30 применений, после которых достигается экономическая окупаемость таких систем (как правило, приводится среднее значение в 20 миссий). По мнению же экспертов, точное, экономически обоснованное число подобных применений только предстоит рассчитать.

Концепция "воздушного авианосца"
Концепция “воздушного авианосца”

Ход реализации замысла

Сегодня программа “Гремлины” находится в третьей заключительной фазе.

В ходе первой фазы (2016 г., участвовали четыре команды) требовалось показать общую выполнимость старта БПЛА и их приема на борт самолета в воздухе. При этом, в конструкцию материнского корабля должны были вноситься минимальные изменения. Вторая фаза (2017 г., уже только две команды) включала разработку двух системных концепций, призванных продемонстрировать зрелость идеи “воздушного авианосца”.

В апреле 2018 г. в проекте осталась только группа под руководством Dynetics. В её состав также вошли компании: Kratos Unmanned Aerial Systems, Williams International, Applied Systems Engineering, Inc., Kutta Technologies, Inc., Moog Inc., Sierra Nevada Corporation, Systima Technologies, Inc. и Airborne Systems.

На начальном этапе третьей заключительной фазы команда Dynetics построила и испытала прототипы БПЛА Х-61А Gremlin, один их которых выполнил демонстрационный полет.

Проведенный тест –  очередной шаг к финальному летному испытанию. Оно должно продемонстрировать способность приема четырех GAV менее чем за 30 минут. Предстоящий тест, по утверждению специалистов, станет критическим подтверждением пригодности “гремлинов” к повторному применению в боевых миссиях и экономической целесообразности концепции “воздушного авианосца”.

Согласно источникам, испытание состоится весной 2020 г. Причем, по требованию DARPA, для приема дронов на борт должен использоваться исключительно самолет Lockheed Martin C-130 “Геркулес”.

Как сообщается, самолет выпустит буксируемое устройство-ловушку. Ловушка поможет преодолеть турбулентность от летящего впереди и гораздо большего материнского корабля, обеспечит стабилизацию дрона и безопасное заведение Х-61А в грузовой отсек “Геркулеса”.

Стыковка Х-61А с устройством-ловушкой. Эскиз.
Стыковка Х-61А с устройством-ловушкой. Эскиз.

Другие разработки тактики роя

Программа “Гремлины” является частью более широких усилий США по применению беспилотными летательными аппаратами тактики роя. В первую очередь её целью является перенасыщение и, следовательно, перегрузка и дезорганизация ПВО противника, а также разведка и контроль больших территорий.

Параллельно с “гремлинами” исследовательским агентством ВМС США (ONR) запущена малобюджетная программа технологии роя для БПЛА (Low-Cost UAV Swarming Technology, LOCUST), а также реализуется проект Министерства обороны Perdix Drop Swarm.

Целью программы LOCUST (рус. – саранча) является демонстрация применения нескольких небольших БПЛА с кораблей, тактических транспортных средств, пилотируемых самолетов или других беспилотных платформ. В исследованиях используется БПЛА “Кайот” (Coyote).

Проект оборонного ведомства является попыткой рассмотреть рой микро-БПЛА в качестве единого организма и практически использовать общий мозг для поиска решений и управления отдельным аппаратом. Образцами для подражания служат стаи птиц в природе.

БПЛА "Кайот" – основа программы LOCUST
БПЛА “Кайот” – основа программы LOCUST

Германо-французская параллель

Аналогичные подходы прослеживаются и в рамках германо-французской разработки перспективной авиационной боевой системы (Future Combat Air System, FCAS). В ней предусматривается взаимодействие БПЛА с пилотируемым самолетом шестого поколения.

По данным MBDA, разрабатываются два класса так называемых удаленно управляемых носителей (Remote Carriern): малый одноразовый с весом от 100 до 150 кг и большой с опцией возврата. Возможность возвращения предполагается реализовать либо через приземление беспилотников, либо, собирая их с помощью самолетов (например, Airbus A400M).

Разработки MBDA основаны на модели эффектора большой дальности TAURUS KEPD 350. Дальнейшее развитие TAURUS (Телец) могло бы обеспечить его применение не только как эффектора, но и как разведчика или средства РЭБ. При этом, функция возврата в основном рассматривается также для снижение затрат. “Телец” пригоден для использования с истребителя или A400M. По расчетам MBDA, боевое применение такой системы возможно с 2040 года.

Обзорное видео программы “Гремлины”:


По материалам ресурсов esut.de и flugrevue.de

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *