Японский истребитель нового поколения – взгляд из Китая

Китай рассматривает Японию, как одного из вероятных противников возможного военного конфликта в регионе. В этой связи представляют интерес оценки китайской стороной её военного потенциала. В частности, согласно публикациям в китайских военно-технических изданиях «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» и «Современные корабли» специалисты Поднебесной внимательно следят за шагами японского ОПК по созданию истребителя нового поколения.

Японский истребитель нового поколения X-2
Японский истребитель нового поколения X-2

Программа ATD-X

В Японии этот самолет получил обозначение «F-3». В рамках его создания построен так называемый «демонстратор продвинутых технологий поколения Х» (Advanced Technological DemonstratorX, ATDX), он же X-2.

По данным китайских изданий, в период с 22 апреля 2016 г. по 31 октября 2017 г. в рамках проекта ATD-X опытный образец легкого малозаметного истребителя X-2 выполнил программу из 34 (по другим данным 36) испытательных полетов. Испытания позволили проверить несколько концептуальных вопросов.

Во-первых, японские специалисты отработали детали выполнения трех основных задач тактики воздушного боя истребителя нового поколения «F3». Согласно ее положениям, самолет должен обнаруживать противника по возможности первым и после его классификации как можно раньше открыть огонь и ликвидировать цель.

Необходимо учитывать, что японские самолетостроители работают над истребителем шестого поколения, который планируется принять на вооружение в 2035 г. Данный самолет должен отвечать требованиям концепции перспективного воздушного боя под условным обозначением «i3».

Замысел концепции состоит в том, чтобы пара дежурных (патрульных) истребителей (существует макет под обозначением 26DMU) при выполнении полета на высокой дозвуковой скорости вела поиск как воздушных, так и надводных целей. В случае если один из истребителей обнаруживает цели в количестве большем, чем может поразить – он по лазерному каналу связи передает целеуказание на другой самолет, и они совместно открывают огонь. При этом, второй истребитель свою РЛС не включает.

Макет перспективного истребителя ССО Японии
Макет перспективного истребителя ССО Японии

Технология использования лазерного канала связи является японской национальной разработкой. Она протестирована на противолодочном самолете базовой патрульной авиации Р-1 сил самообороны Японии (ССЯ) и не подвержена помехам со стороны РЭБ противника.

Фактически все истребители шестого поколения ССЯ и перспективные самолеты дальнего радиолокационного дозора и наблюдения будут обмениваться информацией в рамках «информационного облака». Это позволит своевременно обнаруживать и обстреливать малозаметные воздушные и надводные цели. Известно, что перспективный японский истребитель шестого поколения будет оснащен двухчастотной РЛС с АФАР.

Во-вторых, китайские издания обращают внимание на то, что японские конструкторы заимствовали двухместную кабину от первого реактивного истребителя национальной разработки F-1 (также известен как учебно-тренировочный самолет Т-2). Очевидно, что японские военные убедились в эффективности разделения задач по управлению и применению оружия между пилотом и штурманом-оператором вооружения.

В-третьих, в рамках выполненных полетов получили подтверждение возможности развития высокой дозвуковой скорости, благодаря компактному турбовентиляторному двигателю XF5-1 (длина 3,07 м, диаметр 0,62 м), обладающему высокой топливной экономичностью.

Двигатель производства японской компании IHI Corporation  состоит из трехступенчатого вентилятора, шестиступенчатого компрессора и  одноступенчатых турбин высокого и низкого давления.

Китайские специалисты отмечают, что температура перед турбинной камерой достигает 1600 градусов Цельсия, что указывает на соответствующий подбор материалов и высокий уровень механической обработки деталей двигателя. Максимальная мощность XF5-1 достигает 4900 кгс/см.кв.

Вместе с тем, данный двигатель является лишь переходной ступенью. Уже сейчас инженеры компании IHI работают над более мощным двигателем XF7-10 с тягой не менее 7500 кгс./см.кв. Новый агрегат позволит перспективному истребителю поднимать значительную полезную нагрузку.

Истребитель X-2 на летном поле
Истребитель X-2 на летном поле

В-четвертых, японские конструкторы располагают большим набором фото и видеоматериалов о российском Су-57. После анализа его возможностей они пришли к выводу, что истребитель шестого поколения национальной разработки должен обладать и двигателями с отклоняемым вектором тяги (ОВТ), и воздухозаборниками изменяемой внутренней геометрии.

Японский вариант ОВТ на двигателе XF5-1 реализован установкой сразу после среза сопла трех специальных термостойких поверхностей, позволивших повысить маневренность самолета. Подобное технологическое решение заимствовано у американского опытного высокоманевренного самолета Х-31.

Механизм ОВТ за срезом сопла истребителя X-2
Механизм ОВТ за срезом сопла истребителя X-2

Оружие и малозаметность

По данным китайских источников, японская сторона активна и в отношении других технологий для истребителя нового поколения.

Так, японские специалисты осознают, что предельная скорость управляемых ракет класса «воздух–воздух» в перспективе составит 10 МАХов. В этой связи, ими разрабатываются компактные лазерные и микроволновые установки, пригодные для использования в качестве вооружения.

Нравится наш контент. Подпишитеcь на новые публикации сайта "ИнВоен Info"!

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы принимаете соглашение об обработке персональных данных.

Особое внимание японские инженеры также уделяют созданию новых покрытий, способных поглощать волны разной длины. Перспективные углеволоконные составы призваны защитить бортовое оборудование истребителя шестого поколения от мощных электромагнитных вспышек или воздействия лазерного излучения, которое, вероятно, будет использоваться в качестве оружия систем ПВО. Согласно китайским оценкам, разработки подобных покрытий в Японии уже ведутся. Причем, по своим характеристикам они значительно превосходят образцы американского производства.

Как отмечают китайские специалисты, единственный серьезный недостаток Х-2 – невозможность размещения некоторых бортовых систем, необходимых перспективному истребителю. Китайские аналитики признают, что японские специалисты приложили значительные усилия по созданию перспективного истребителя, который необходим ССЯ для замены устаревших истребителей-бомбардировщиков F-4E «Фантом» и F-15 «Игл».    


По материалам китайских военно-технических изданий «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» и «Современные корабли»

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *