Военные трубопроводы - подземная магистраль

Военные трубопроводы НАТО

В интересах обеспечения союзных вооруженных сил топливом запуск трубопроводной системы НАТО (NATO-Pipelinesystem, NPS) состоялся в 1958 году. В последующем строительство военных трубопроводов странами блока продолжалось до конца 1980-х годов. Сегодня, система, в целом, состоит из восьми национальных и двух наднациональных подсистем. Она проходит по территории 13 государств. Ее общая протяженностью достигает 12 тыс. км, а совокупная емкостью хранилищ – 5,5 млн. куб. м. В мире трубопроводная система НАТО (далее ТСН) является одной из самых сложных и обширных сетей для передачи продуктов и важнейшим элементом военной инфраструктуры альянса.

Военные трубопроводы - подземная магистраль
Подземная магистраль военного трубопровода

Принципы построения ТСН

Военные трубопроводы оказывали поддержку НАТО и во времена холодной войны, и позднее, например, в ходе операции международных сил в Афганистане. Они стали незаменимой составляющей боеготовности. Трубопроводы гарантируют обеспечение всеми видами топлива, как для целей боевой подготовки и повседневной деятельности, так и для проведения самих операций союзных войск. Эта актуальность остается неизменной и в свете решений, принятых в Уэльсе (2014г.) и Варшаве (2016г.).

Согласно оценкам специалистов, особое преимущество ТСН заключается в возможности быстро реагировать на высокие потребности в топливе. Концептуальной основой для ТСН служит “Устав трубопроводной системы НАТО и связанного с ней топливного оборудования” (Charter of the Organisation of the Nato Pipeline System and Associated Fuel Facilities). Согласно документу:

  • страны-участники несут ответственность за эксплуатацию и техническое состояние, а также связанное с ним финансирование военных трубопроводов на своих территориях;
  • стратегическое командование НАТО определяет военные потребности и их техническую реализацию, а также порядок координации и контроля;
  • в рамках открытого потенциала и под строгим сохранением военного приоритета разрешается гражданское использование ТСН с целью ее полноценной эксплуатации в мирное время, технической и кадровой готовности системы, а также для повышения рентабельности.

Стратегия массовых поставок топлива НАТО (NATO Bulk Fuel Strategy) подтверждает ключевое значение ТСН для поддержки операций в соответствии со статьей пятой Договора НАТО и в качестве национального, стратегического резерва.

В утвержденных в НАТО технических критериях и стандартах для нефти и ГСМ (NATO Approved Technical Criteria and Standards for POL Facilities) описаны технические спецификации для планирования, строительства и эксплуатации инфраструктуры военных трубопроводов. Согласно указанным стандартам, приоритетное значение в организации ТСН придается фактору защиты от возможных внешних воздействий. В частности, проводится обваловка топливных хранилищ и резервирование критически важных агрегатов.

Дополнительные спецификации обеспечивают гибкое построение трубопроводной сети с прямым подключением к потребителям и поставщикам топлива. В первую очередь это военные аэродромы и выбранные гражданские аэропорты. Кроме того, независимые друг от друга морские порты и нефтеперерабатывающие заводы, а также система станций наполнения и отдачи. Последние позволяют компенсировать отказы объектов и создавать логистические приоритеты.

Военные трубопроводы Центральной Европы

Трубопроводная система Центральной Европы (Central Europe Pipeline System, CEPS, далее – ТСЦЕ) представляет собой крупнейшую подсистему ТСН. Она тянется через территории стран-организаторов: Бельгии, Германии, Франции, Люксембурга, и Нидерландов. В качестве самостоятельной программы ТСЦЕ интегрируется в общие структуры агентства НАТО по обеспечению и поддержке (NATO Support and Procurement Agency, NSPA).

Агентство НАТО по обеспечению и поддержке
Эмблема агентства НАТО по обеспечению и поддержке

В состав ТСЦЕ входят:

  • Совет программы (Programme Board, PB) – шесть государств: пять стран-организаторов и США. Они, как страны-пользователи, принимают в совете окончательные решения по всем вопросам использования, компоновки и финансирования системы. Сторону Германии в совете представляет отдел управления ВС национального министерства обороны.
  • Офис программы (Programme Office, РО) в составе 35 сотрудников. Дислокация – Версаль, Франция. Согласно решениям совета офис определяет основы управления трубопроводным комплексом и технические стандарты использования ТСЦЕ. Офис разрабатывает и координирует трансграничный расход топлива и использование мощностей хранилищ, служит центральной точкой контакта для гражданского потребителя. Кроме того, офис планирует развитие инфраструктуры ТСЦЕ и отвечает за расходы выделенного бюджет.
  • Четыре национальные организации (Nationale Organisationen) в круглосуточном режиме (24/7) обеспечивают выполнение основных операций. К таковым относятся транспортировка, распределение, хранение и контроль качества, находящихся в системе продуктов. Организации поддерживают военные трубопроводы в исправном состоянии и проводят необходимые ремонтные работы.
Военные трубопроводы Центральной Европы
Военные трубопроводы Центральной Европы

В настоящее время совокупная длина трубопроводов ТСЦЕ  достигает 5 279 км, включая линии соединения с объектами. Из них, 1 900 км проходят по территории Германии. Диаметр стальных трубопроводов составляет от четырех до 12 дюймов. Инфраструктура ТСЦЕ дополнительно включает: 75 насосных станций высокого давления, 35 складов ГСМ (из них, 13 в Германии) с общей емкостью хранилищ 1,2 млн. куб. м, 16 погрузочных станций для танкеров (10 – в Германии) и три загрузочных пункта для железнодорожных цистерн (все на территории ФРГ).

Военные трубопроводы - насосная станция
Насосная станция военного трубопровода

Организация ТСЦЕ на территории Германии

Федеративная Республика Германия является владельцем и оператором военных трубопроводов ТСН на своей территории. На уровне федерального правительства связанные с этим задачи возложены на Федеральное управление по инфраструктуре, охране окружающей среды и обеспечению повседневной деятельности бундесвера (Bundesamt für Infrastruktur, Umweltschutz und Dienstleistungen der Bundeswehr, BAIUDBw)

Непосредственная эксплуатация ТСЦЕ возложена на предприятие Fernleitungs-Betriebsgesellschaft mbH (FBG). В нем доля капитала федерального правительства составляет 51 процент. Помимо ТСЦЕ в ведении FBG находятся военные трубопроводы Северной Европы (Northern Europe Pipeline System, NEPS). Головной офис компании расположен в г. Бад Годесберг (Bad Godesberg). В г. Идар-Оберштайн (Idar-Oberstein) в 2015 г. построен новый операционный центр управления и контроля. Общая численность персонала  FBG насчитывает 300 чел.

Согласно контракту на оперативное управление, предприятие отвечает за выполнение задач по эксплуатации технической инфраструктуры системы военных трубопроводов. Сотрудники FBG  круглосуточно контролируют и в координации с операционными центрами других стран трансгранично управляют частью ТСЦЕ на территории Германии.

Поддержку FBG по отдельному запросу могут оказывать инженерные трубопроводные части объединенных сил обеспечения бундесвера. Как правило, такая поддержка связана со строительством и эксплуатацией вспомогательного оборудования  полевых трубопроводов. Необходимость подобных мер возникает в периоды строительства элементов основной инфраструктуры ТСЦЕ или же при неисправностях и повреждениях. Взаимодействие осуществляется также в интересах организации боевой подготовки и поддержания тренированности воинских частей.

Военные трубопроводы - полевая станция высокого давления
Станция высокого давления полевого трубопровода

Конструкция ТСЦЕ

Во время эксплуатации топливо транспортируется, главным образом, в направлении запад-восток. От морских портов на побережье Северного моря (Роттердам, Антверпен, Гент, Дюнкерк, Гавр) через страны Бенилюкса оно поступает в Германию. Военные трубопроводы в направлении юг-север тянутся от французского порта Лавера (Lavera) на берегу Средиземного моря. Особенностью военно-ориентированной системы является ее способность к прокачке продуктов в противоположном направлении, если это необходимо. В результате появляется возможность компенсировать частичные сбои в сети.

Нефтяной порт Антверпен_cr
Нефтяной порт Антверпен

Военные трубопроводы Центральной Европы подключены к морским портам на Северном море, Атлантическом и Средиземноморском побережье, а также к нефтеперерабатывающим заводам в Германии и Франции. Эта связь с международными рынками нефти обеспечивает гибкую и экономически обоснованную поставку топлива по рыночным ценам и рентабельность его хранения в трубопроводной сети.

Решающее значение придается эксплуатационной безопасности и надежности системы. Для этого служат периодически повторяющиеся испытания трубопроводов и нефтебаз. Элементами проверки являются также обычная аэрофотосъемка маршрутов трубопроводов и инструментальная проверка стенок трубы на наличие дефектов. Результаты тестов в обязательном порядке подтверждаются уполномоченными органами по поддержанию эксплуатационной готовности.

Военные трубопроводы - база хранения
База хранения нефтепродуктов на территории Германии

Как сетевая трансграничная трубопроводная система ТСЦЕ, благодаря своей конструкции, позволяет транспортировать, хранить и отдавать широкую номенклатуру нефтепродуктов (многоцелевой продуктопровод). В соответствии с единой топливной политикой НАТО (NATO Single Fuel Policy) разрешается использование авиационного топлива также для автотранспортных средств и наземного оборудования в операциях. В этой связи, ТСЦЕ в наибольшей степени переведена на транспортировку и хранение топлива гражданской авиации Jet A-1. Этот гражданский продукт является, одновременно, базовым топливом для используемого в военных целях авиационного керосина F-34.

Вместе с тем, конструкция системы позволяет не отказываться от возможности транспортировки различных продуктов. Поскольку именно она гарантирует необходимую гибкость и для военных целей, и для параллельного гражданского использования свободных мощностей.

В итоге  по выбранным маршрутам во Франции и Голландии транспортируется дизельное топливо и другие нефтехимические продукты для промышленных целей. Однако, такая смешанная функциональность требует строгого контроля, мониторинга и обеспечения качества продуктов во избежание нежелательных примесей, в особенности, в авиационном топливе.

Военные трубопроводы для гражданских нужд

Первыми примерами использования ТСЦЕ для гражданских целей стали подача теплоносителя зимой 1963 г. и поддержка в контексте нефтяного кризиса 1972-73 гг.

Вслед за изменением структуры безопасности в начале 1990-х годов это получило более широкое применение. Использование ТСЦЕ вооруженными силами сохранилось. Вместе с тем, мощности складирования, транспортировки и перегрузки высвободились и для гражданских партнеров.

Руководство НАТО признало выраженное увеличение гражданского использования соответствующим военным интересам. Во-первых, несмотря на снижение военного использования трубопроводной системы, возникла возможность поддерживать функциональную пригодность и практическую тренированность обслуживающего персонала. Дополнительный значимый эффект принесли доходы от арендных платежей, которые позволили разгрузить национальные оборонные бюджеты.

В результате в настоящее время международные аэропорты Схипхол (Schiphol,  Амстердам), Завентем (Zaventem, Брюссель), Финдель (Findel, Люксембург), Кельн-Бонн (Köln-Bonn, Германия) полностью, а Франкфурт-на-Майне (Германия) около одной трети обеспечиваются непосредственно из ТСЦЕ. Другие гражданские аэропорты, такие как Штутгарт (Германия) и Цюрих (Швейцария) получают свое топливо от ТСЦЕ с помощью автомобильного или железнодорожного транспорта. В целом, военные трубопроводы Центральной Европы превратились в участников рынка, свободно конкурирующих с другими поставщиками.

Заправка гражданского самолета топливом
Заправка гражданского самолета топливом

С сокращением  военного применения параметры отношений с гражданскими клиентами  неуклонно увеличиваются. По возможности и в правовых рамках намечено и дальше расширять это направление. Целью является устойчивое финансирования и получение дополнительных позитивных эффектов. Среди них:

  • упрощение сохранения свежести продукта, предотвращение его загрязнения в результате осаждения частиц (седиментации), сокращение расходов на обеспечение качества продукта;
  • противодействие коррозии агрегатов и магистралей трубопроводов;
  • снижение усилий по контролю и уходу для поддержания оперативной готовности путем регулярной эксплуатации оборудования;
  • постоянное поддержание компетентности персонала управления и эксплуатации для достижения высокого уровня использования системы.

Направления развития военных трубопроводов НАТО

Рамочные условия безопасности и экономика подвержены постоянным изменениям. Согласно экспертным оценкам, военные трубопроводы должны развиваться в направлениях реализации профильных потребностей ОВС НАТО, повышения  безопасности обслуживания и оптимизации экономической рентабельности всей системы.

Такой подход требует дальнейшей оптимизации конструкции и мощностей ТСН. В частности,  по согласованию между всеми странами ТСН и НАТО возможен вывод из эксплуатации более ненужных с военной точки зрения и/или нерентабельных объектов. Подобные мероприятия требуют тщательного планирования, создания необходимого запаса мощностей. Непосредственно прекращение эксплуатации может включать несколько фаз дезактивации и длиться годами.


По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik».

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *