По взглядам командования военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая противолодочные вертолеты способны расширить круг служебно-боевых задач корабельных группировок и значительно повысить скорость их выполнения.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Палубный противолодочный вертолет «Чжи-9С»
Основанием для разработки модели «Чжи-9ЕС» послужил французский легкий вертолет SA-365N «Dauphine», партию которых КНР приобрела в 1980 г. В течение двух лет китайские специалисты выполнили копирование данной винтокрылой машины. Серийная сборка первой версии вертолета, которому присвоили обозначение «Чжи-9» (Z-9) началась в 1988 г. Первый полет противолодочной версии вертолета «Чжи-9С» состоялся в 1994 г., через пять лет было принято решение о его принятии на вооружение ВМС НОАК.

На первых версиях вертолета устанавливали силовые агрегаты Arriel 1C2, которые потом заменили более современные Arriel 2C. Китайские специалисты выполнили копирование данного двигателя и создали свою версию под обозначением WZ-8F, однако его мощности оказалось недостаточно для выполнения продолжительных полетов в условиях жаркого климата, характерного для Индийского океана.
Основные модели двигателей китайского производства, предназначенных для легких вертолетов «Чжи-9» и «Чжи-11», представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Турбовальные двигатели серии WZ-8 китайского производства
Обозначение турбовального двигателя китайского производства | Обозначение двигателя французского производства | Мощность (кВт) | Количество изготовленных двигателей |
WZ-8 | Arriel 1C | 492 | 16 |
WZ-8A | Arriel 1C1 | 526 | 174 |
WZ-8D | Arriel 1D1 | 510 | 57 |
WZ-8E | Arriel 1M | 522 | 3 |
WZ-8F | Arriel 1M1 | 570 | 71 |
WZ-8C | Arriel 2 | 626 | Около 200 |
WZ-8J | Arriel 2C | 632 | Около 200 |
В процессе освоения производства силовых установок серии WZ китайские специалисты столкнулись с двумя основными проблемами, а именно: недостаточным ресурсом и низкой мощностью. Основная причина – ограниченные возможности металлургических предприятий КНР, которые не располагали точными данными о технологиях изготовления жаропрочных сплавов для турбинных частей турбовальных двигателей. Китайские предприятия решали данные вопросы за счет детального анализа силовых установок французского производства и последовательной замены иностранных деталей на продукцию китайских металлургов.
Обнаружение надводных целей обеспечивает РЛС KLC-1, работающая в Х-диапазоне. Максимальная дальность обнаружения крупноразмерной надводной цели составляет 185 км. Поиск подводных лодок (ПЛ) вероятного противника обеспечивает низкочастотная опускаемая активно-пассивная ГАС третьего поколения под обозначением SKD-95, которая по своим тактико-техническим возможностям сопоставима с американской AN/ASQ-22.
Экипаж вертолета может поставить сплошной противолодочный акустический заслон из 12 буев, что в совокупности позволит создать район поиска с радиусом 25 км.

Рассматриваемый вертолет является носителем легких противолодочных торпед ЕТ-52 (копия A244S) или «Рыба-7К» (копия Mk-46 https://invoen.ru/vvt/torpednoe-oruzhie-vms-kitaja-tshast-2/). «Чжи-9ЕС» может выполнять пуски легких противокорабельных ракет (ПКР) «Небесный дракон 10А/В» (экспортная версия ПКР С-701) или YJ-9E/EA/EB (приняты на вооружение ВМС НОАК). Ниже представлены основные характеристики ПКР двух моделей (табл. 2.).
Таблица 2.
Тактико-технические характеристики авиационных ПКР
Характеристики | «Небесный дракон-10А/В» | YJ-9E/EA/EB |
Производственный шифр | KJ/TL-10A/B | YJ-9XF |
Длина (м) | 2,582 | 2,582 |
Диаметр корпуса (мм) | 180 | 180 |
Размах крыльев (мм) | 520 | 520 |
Масса ракеты (кг) | 105 | 100 |
Масса БЧ (кг) | 30 | 25 |
Максимальная дальность пуска (км) | 18 | 25 |
Максимальная скорость (МАХа) | 0,7 | 0,85 |
Принцип наведения | Телевизионный, активный радиолокационный | Телевизионный, активный радиолокационный или полуактивный лазерный |
Количество ракет на вертолете | 4 | 4 |

Таблица 3
Тактико-технические характеристики вертолета «Чжи-9С»
Характеристика | «Чжи-9С» |
Длина (м) | 13,46 |
Диаметр несущего винта (м) | 11,93 |
Высота (м) | 4,01 |
Максимальная взлетная масса (кг) | 4 100 |
Максимальная полезная нагрузка на внешней подвеске (кг) | 1 600 |
Масса топлива (л) | 1 830 |
РЛС освещения надводной обстановки | KLC-1 (X-диапазон) |
Опускаемая ГАС | «Тип 605» / SKD-95 |
Количество пассивных акустических буев | 12 |
Количество активных акустических буев | 4 |
Радиус действия системы приема данных от акустических буев (км) | 10 |
Максимальная дальность обнаружения ДЭПЛ / АПЛ (км) | 50–100 / 10–50 |
Максимальная скорость при поиске ПЛ (км/ч) | 120 |
Продолжительность полета при выполнении задачи по ПЛО на дальности 70 / 50 км от корабля (ч) | 1,1 / 2 |
Боевой радиус (км) | 30 |
Вооружение (тип торпеды) | Торпеды «Рыба-7» или ЕТ-52 (2 ед.) |
Двигатель | WZ-8F |
Максимальная мощность в аварийном режиме (л.с.) | 734 |
Взлетная мощность (л.с.) | 710 |
Максимальная скорость (км/ч) | 305 (324) |
Крейсерская скорость (км/ч) | 250–260 |
Дальность полета (км) | 800 |
Практический потолок (м) | 6 000 (6 780) |
Скороподъемность (м/с) | 7,7 |
Экипаж (чел) | 2 |
Палубный вертолет «Чжи-18F» (Z-18F)
Разработка противолодочных вертолетов модели «Чжи-18» стала возможной благодаря поставке в КНР в 1973 г. французской компанией Aerospatiale (в настоящее время Airbus Helicopters) 14 вертолетов SA321.

Копирование вертолетов SA321 началось в 1982 г., через три года был собран первый «Чжи-8» (Z-8). Следующие девять лет китайские конструкторы затратили на доводку модели до требуемых характеристик. Официально обозначение было присвоено в 1994 г.
На базе данного вертолета созданы следующие модификации: «Чжи-8B/J» (транспортный), «Чжи-8C/J» (противолодочный), «Чжи-8JH/S» (поисково-спасательный), «Чжи-8КА/КН» (поисково-спасательный), «Чжи-8L» (транспортный с расширенным фюзеляжем).
Модификация «Чжи-8L» («Чжи-18») отличается измененной формой носового обтекателя, имеет «стеклянную» кабину, оснащается более эффективной РЛС и оптико-электронной системой разведки и наведения (ОЭСРН), обеспечивающей полет в ночное время или в тяжелых метеорологических условиях. На вооружении морской авиации ВМС НОАК находятся модификации «Чжи-18F» (противолодочный) и «Чжи-18J» (дальнего радиолокационного дозора и наведения, ДРДиН).

Вертолеты серии «Чжи-8/18» комплектуются следующими моделями двигателей: WZ-6 и WZ-11 (производство КНР), РТ6В-67А и РТ6В-67В (производство Канады). Сравнение данных двигателей по мощности представлено в табл.4.
Таблица 4
Некоторые характеристики турбовальных двигателей для вертолетов серии «Чжи-8/18»
Двигатели китайского производства | Двигатели иностранного производства (страна-производитель) | Постоянная мощность (кВт) | Суммарная мощность (кВт) |
WZ-6A | TM3C6 (Франция) | 1 128 | 3 384 |
WZ-6B | PT6B-67A (Канада) | 1 251 | 3 753 |
WZ-6C/G | 1 300 | 3 900 | |
WZ-11 | PT6C-67E (Канада) | 1 500 | 4 500 |
Противолодочные вертолеты моделей «Чжи-8C/J» и «Чжи-18F» обнаруживают подводную цель на дальности до 10 км, благодаря опускаемой ГАС переменной глубины SKD-95. Экипаж вертолета может применять 32 одноразовых гидроакустических буя, которые позволяют выставить шесть рубежей акустического обнаружения или создать протяженный рубеж в районе охраняемого берегового объекта. Максимальная продолжительность работы буя составляет 15 ч.
Обнаружение надводных целей обеспечивает РЛС ZLC-1. Данная станция позволяет обнаружить перископ ПЛ на дальности до 40 км, рубку ПЛ на удалении 70 км, надводную цель типа корвет на дальности до 100 км. В комплект вооружения противолодочных вертолетов «Чжи-8C/J» и «Чжи-18F» может входить до четырех легких торпед ЕТ-52 или «Рыба-7К».
Для борьбы с надводными целями вертолет может оснащаться двумя ПКР воздушного базирования «Небесный дракон-6В» (экспортная версия С-704KD, ТТХ представлены в табл. 5).
Таблицы 5
Тактико-технические характеристики ПКР воздушного базирования «Небесный дракон-6В»
Производственный шифр | JJ/TL-6B |
Длина (м) | 3,284 |
Диаметр корпуса (мм) | 280 |
Масса ракеты (кг) | 360 |
Масса БЧ (кг) | 130 |
Максимальная дальность пуска (км) | 35 |
Максимальная скорость (МАХа) | 0,7 |
Принцип наведения | Инфракрасный, инфрафиолетовый, телевизионный, активный радиолокационный |
Количество ракет на вертолете | 2 |

Таблица 6.
Тактико-технические характеристики вертолета «Чжи-18F»
Характеристика | «Чжи-18F» |
Длина (м) | 17,07 |
Диаметр несущего винта (м) | 19,0 |
Высота (м) | 4,95 |
Максимальная взлетная масса (кг) | 13 000 |
Максимальная полезная нагрузка во внутреннем отсеке (кг) | 4 000 |
Максимальная полезная нагрузка на внешней подвеске (кг) | 5 000 |
Масса топлива (л) | 3 900 |
РЛС освещения надводной обстановки | ZLC-1 |
Количество пассивных акустических буев | 24 |
Количество активных акустических буев | 8 |
Максимальная дальность обнаружения ДЭПЛ / АПЛ (км) | 40 / 70 |
Максимальная скорость при поиске ПЛ (км/ч) | 200 |
Продолжительность полета при выполнении задачи по ПЛО на дальности 70 / 50 км от корабля (ч) | 3 / 4 |
Боевой радиус (км) | 50 |
Вооружение (тип торпеды) | Торпеды «Рыба-7К» (4 ед.) |
Двигатель | WZ-6 (3 ед.) |
Максимальная мощность в аварийном режиме (кВт) | 1 570 |
Взлетная мощность (кВт) | 1 535 |
Максимальная скорость (км/ч) | 273 (336) |
Крейсерская скорость (км/ч) | 220 |
Дальность полета (км) | 800 (1000) |
Практический потолок (м) | 5 500 (9 000) |
Скороподъемность (м/с) | 6,6 |
Экипаж (чел) | 2 |
Противолодочный вертолет «Чжи-20F» (Z-20F)
В 1984 г. официальный Пекин для подразделений армейской авиации (АА) приобрел 24 транспортных вертолета S-70C-2 производства США, которые китайские военные эксплуатировали как в рамках учений, так и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Винтокрылые машины американского производства показали свои лучшие качества в ходе полетов в сложной горной и горно-лесистой местности, а бортовые РЛС метеоразведки обеспечивали безопасность полетов в сложных погодных условиях.

После анализа результатов спасательной операции (землетрясение) в районе г. Вэньчуань в 2008 г., где проявились преимущества американской винтокрылой машины над российскими МИ-17/171, командование НОАК санкционировало опытно-конструкторские работы по воспроизводству данных вертолетов под обозначением «Чжи-20».
Соответствующие подразделения Китайской авиастроительной промышленной корпорации выполнили разработку фюзеляжа, в изготовлении которого широко применяются углеволоконные материалы класса Т-600 и Т-800. Основное отличие «Чжи-20» состоит в том, что для повышения скоро- и грузоподъемности китайские конструкторы применили пятилопастной несущий винт, который оснастили системой электрообогрева для борьбы с обледенением.
В базовой комплектации вертолет «Чжи-20» имеет метеорологическую РЛС, навигационные системы GPS и «Бэйдоу», тепловизор и РЛС слежения за рельефом. Спасательная версия оснащается лебедкой и поисковым прожектором. Транспортная модификация для АА комплектуется системой предупреждения о радиолокационном облучении, генератором лазерных помех и устройствами для постановки тепловых помех.
Противолодочная версия «Чжи-20» будет оснащаться РЛС кругового обзора, расположенной под кабиной. В носовой и хвостовой частях вертолета установят компактные магнитометры, а по бортам винтокрылой машины разместят две внешние точки подвески (ВТП) для легких торпед типа «Рыба-7К», или легких ПКР YJ-9 или ПРР KD-10. Поиск ПЛ обеспечат 25 одноразовых гидроакустических буёв.

Таблица 7.
Тактико-технические характеристики вертолета «Чжи-20F»
Характеристика | «Чжи-20F» |
Длина (м) | 19,5 |
Диаметр несущего винта (м) | 16,0 |
Высота (м) | 5,25 |
Максимальная взлетная масса (кг) | 10 700 |
Максимальная полезная нагрузка во внутреннем отсеке (кг) | 1 500 |
Максимальная полезная нагрузка на внешней подвеске (кг) | 4 500 |
Масса топлива (л) | 3 600 |
РЛС освещения надводной обстановки | ZLC-1 |
Количество пассивных акустических буев | 19 |
Количество активных акустических буев | 6 |
Максимальная дальность обнаружения ДЭПЛ / АПЛ (км) | 40 / 70 |
Максимальная скорость при поиске ПЛ (км/ч) | 200 |
Продолжительность полета при выполнении задачи по ПЛО на дальности 70 / 50 км от корабля (ч) | От 3 до 4 |
Боевой радиус (км) | 600 |
Вооружение (тип торпеды) | Торпеды «Рыба-7К» |
Двигатель | WZ-10 |
Максимальная мощность в аварийном режиме (л.с.) | 2 719 |
Взлетная мощность (л.с.) | 2 175 |
Максимальная скорость (км/ч) | 330 |
Крейсерская скорость (км/ч) | 240 |
Дальность полета (км) | 900 без подвесных топливных баков (ПТБ) 2 000 с 4 ПТБ |
Практический потолок (м) | 6 500 |
Экипаж (чел) | 2 |
По материалам журнала «Корабельное вооружение»
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Ваши комментарии